Ирина Лесникова
Консультация «Задачи, направления и содержание работы с детьми по образовательной области «Познание» в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд №2)
1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования.
2014 – 2015 года являются подготовительным этапом введения ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).
2015 – 2016 году должны в полном объёме перейти на стандарты.
С 1 сентября 2015 года - новая программа.
Публикация «Консультация „Задачи, направления и содержание работы с детьми по образовательной области „Познание“ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
(слайд №3)
Остановимся подробнее на познавательном развитии. Основная цель
развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие
Задачи познавательного образования в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования :
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,
• формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
• формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов
(слайд №4)
Познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира
Познавательное развитие согласно ФГОС ДО – образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников
(слайд №5)
Направления :
• Развитие элементарных математических представлений
• Ребенок и мир природы
• Детское экспериментирование
• Конструирование из различных материалов:
- из природного материала
- из бросового материала
- из строительного материала
(слайд №6)
Коммуникативная деятельность- форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, партнером по общению
Виды деятельности:
- Формы общения со взрослым: ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное.
- Формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое; внеситуативно-деловое, ситуативно-деловое.
Познавательно-исследовательская – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов, явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. (проекты)
- экспериментирование;
- исследование;
- моделирование - замещение, составление моделей, деятельность с использование моделей; по характеру моделей: предметное моделирование, знаковое моделирование, мысленное моделирование;
- наблюдение, экскурсия;
- решение проблемных ситуаций;
- реализация проектов;
- интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
- увлечения;
- конструирование.
(слайд № 7)
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Традиционные направления РЭМП в ДОУ Количество и счет Величина Форма Число и цифра Ориентировка во времени Ориентировка в пространстве
Развивающие задачи РЭМП :
Формировать представление о числе
Формировать геометрические представления
Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях)
Развивать сенсорные возможности
Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин)
Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин
Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления
(слайд № 8)
Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений:
Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления
Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»
Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий
Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
o Обучение в повседневных бытовых ситуациях (МлДВ)
o Демонстрационные опыты (МлДВ)
o Сенсорные праздники на основе народного календаря (МлДВ)
o Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения
или повторения и закрепления (средняя и старшая группы)
o Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя
и старшая группы)
o Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми)
o Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (МлДВ)
o Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы)
(слайд №9)
Детское экспериментирование
• Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников
• Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания
• Поисковая деятельность как нахождение способа действия
• Опыты
- демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные
(дети вместе с воспитателем, с его помощью).
- кратковременные и долгосрочные.
- опыт-доказательство и опыт-исследование)
(слайд №10)
РЕБЕНОК И МИР ПРИРОДЫ
Содержание образования :
Живая природа (Растения, животные, грибы, человек)
Неживая природа (вода, воздух, почва)
(слайд №11)
Методы ознакомления дошкольников с природой
Наглядные:
• наблюдения – кратковременные, длительные,
определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам)
• Рассматривание картин, демонстрация фильмов.
Практические:
• Игра ( Дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия. Подвижные игры
Творческие игры (в т. ч. строительные)
• Труд в природе (Индивидуальные поручения, коллективный труд)
Словесные:
• рассказ,
• беседа,
• чтение
(слайд №12)
Система формирования отношения ребё нка к природе родного края:
• Природа родного края:
• Истоки отношения к родному краю;
• Традиция и культура народов;
• Малая Родина;
• Семья;
• Ребенок.
(слайд №13)
Благодарю за внимание.