Нина Николаевна Семёнова
Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей коррекционной работе применяю разнообразные методы и приемы здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим некоторые из них.
1. В организационные моменты включаю:
• упражнения, направленные на психологический настрой;
• мимические и имитирующие упражнения, которые улучшают работу
лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата;
• психофизические гимнастики – способствующие раскрепощению детей
Публикация «Консультация „Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Темочки
• релаксационные упражнения, которые учат детей управлять собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц (у детей с дизартрией, снятию напряжения
2. Комплексы дыхательных гимнастик с игровыми моментами (в соответствии с лексической темой, которые развивают правильное физиологическое и речевое дыхание, а так же способствуют профилактике болезней дыхательных путей (ринит, ринофарингит, гайморит, бронхит, аденоиды и полипы носовой полости, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы (успокаивает, снимает стрессы,развивает самоконтроль и произвольность
3. Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения. Адаптированные задания, которые провожу в течение 1 м. в середине занятия, направленные на профилактику амблиопии.
4. Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия. В процессе проведения дифференированных физминуток, подвижных игр или минуток настроения, во время которых движения сочетаются со словами, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, совершенствуется общая моторика, активизируется словарный запас, снимается усталость и напряжение,
вносится эмоциональный заряд.
5. Система работы по развитию мелкой моторики рук, как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, согласно лексической теме.
, Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
• - пальчиковые игры с мелкими предметами;
• - пальчиковые игры со скороговорками;
• - пальчиковые игры со стихами;
• - пальчиковая гимнастика;
• пальчиковая азбука
• - самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
• - пальчиковый театр;
• - театр теней;
• графические диктанты в подготовительной группе,
• обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам
• игры с прищепками
Использование на занятиях мелких кукол, деревянных фигурок, персонажей из «киндер-сюрпризов», специального пальчикового театра вызывает положительные эмоции, снимает нервное напряжение, побуждает говорить правильно, а так же способствует развитию мелкой моторики
Дети очень любят играть в «человечков» : рисуют личико на
большом пальце, обыгрывают сюжеты.
Применение песочной терапии – также помогает ребенку расслабиться, успокоиться. Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.
6. Одним из основных этапов логопедического занятия – работа по развитию основных движений артикуляционного аппарата, проводимая в форме артикуляционной гимнастики, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение.
7. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяю такой метод как биоэнергопластика (сопряженная гимнастика)- это содружественное взаимодействие руки и языка. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка губ. Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Ко всем классическим упражнениям добавляю движения кисти
8. В своей работе использую еще одну методику, она позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические методы позволяют активировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблемы в различных областях психики. В частности,позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость. Повышает способность к произвольному контролю. Кинезиологоия- методика развития умственных возможностей и сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т. е. путем физической активности.
1) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Су Джок терапия.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на Су-кистях рук, Джок- стопах ног.
Использую следующие формы работы по использованию Су Джок терапии:
• это диагностика и стимуляция активных точек, расположенных на кистях и пальцах рук;
• профилактический ручной массаж кистей рук; массаж и самомассаж кончиков пальцев и растирание ногтевых пластинок. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг, особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Стимуляция систем соответствия (особенно большого пальца) способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга. ;
• использование Су Джок массажеров: шариков, колец, аппликаторов и других приспособлений: грецкие орехи, шестигранные карандаши, шишки, прищепки и т. п.
• терапия с помощью семян (закрепление семян с помощью пластыря на точки системы соответствия, массаж подушечек пальцев (массаж проводится с ребенком до стойкого ощущения тепла и незначительного покраснения, самомассаж в сухом бассейне наполненном семенами;
Дети очень любят играть в «человечков» : рисуют личико на большом пальце, обыгрывают сюжеты.
Cу Джок терапия - это высоко эффективный, безопасный и простой метод, который в логопедических целях активизирует развитие речи ребенка, а так же благотворно влияет на весь организм. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещениях (подиумы, кубы).
. Применение традиционных методов таких, как: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д. выявило возможность и необходимость использования способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, которые способствуют коррекции речевой патологии и направлены на здоровьесбережение детей.
Практика показывает, что использование мною всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, гармоничного развития дошкольников в короткие сроки, сохранению физического здоровья, активизации психических процессов и формирования личности ребёнка в целом.