Кирсанова Светлана
Консультация «Здоровьесберегающий потенциал интегрированной образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема влияния образования на здоровье ребенка в условиях детского сада не только не является новой, но и с каждым годом становится все актуальнее.
Еще в 1904 году был издан царский указ под названием «Каким должно быть образование, чтобы не повредить здоровье школьника».
В условиях модернизации российского образования возрастают требования к интеллектуальному развитию детей не только в школе, но в детском саду. Образовательный процесс неизбежно сопровождается умственной, психологической и физиологической нагрузкой. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребенку» и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Поэтому на современном этапе и возникла проблема здоровьесбережения.
Публикация «Консультация „Здоровьесберегающий потенциал интегрированной образовательной деятельности“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Таким образом, здоровьесберегающие технологии отвечают на вопрос «Как учить, чтобы не навредить здоровью ребенка»
Ученые располагают многочисленными доказательствами того, степень утомляемости, уровень невротического состояния, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья детей в возрасте от 1,5 до 7 лет зависят не только от объема учебной нагрузки, но и от методов, режимов и педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО от 17 октября 2013 года Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ) ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
В документе красной строкой проходит необходимость отказа от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская и др.
В детском саду для детей с нарушением зрения проблема выбора наиболее оптимального варианта организации воспитательно-образовательного процесса в сочетании с коррекционной работой по восстановлению зрения наиболее актуальна.
Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Часто нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого развития. Поэтому обучение и воспитание в детском саду направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
Поэтому мы включили в педпроцесс интегрированную образовательную деятельность как обладающую наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Интеграция – это комплексное воспитание, обучение и развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь разных видов деятельности по созданию у детей целостной картины мира.
Примером интегрированного подхода может быть включение в различные формы работы по физическому развитию решения задач речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей. В этих случаях усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач осуществляется не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот – как ее результат. Здесь средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной деятельности, где можно использовать проблемные, занимательные ситуации, стимулирующие творческий потенциал ребенка.
Каждое интегрированное занятие посвящено одной теме или сюжету, все его части взаимосвязаны и дополняют друг друга. Организация таких занятий оставляет место и для импровизации, когда педагог подчиняется желаниям детей, например: спеть песню, придумать небылицу, задать вопрос персонажу. Это способствует созданию атмосферы творческого подъема, дети испытывают радость от общения с взрослыми, раскованны и непосредственны.
Варианты занятий могут быть разными:
-с использованием различных персонажей,
- построенные на сюжете сказки,
- с применением элементов сюжетно-ролевой игры,
- с использованием русского народного фольклора и т. д.
Главное, занятие должно носить игровую форму. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, сталкиваясь с трудностями, скрытой учебной задачи.
Организация предметно-развивающей среды
Влияние предметного окружения на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Здоровьесберегающая направленность предметной среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья ребенка, максимальное развитие его творческого потенциала, интеллектуальных возможностей. Это и определенные требования к помещению, где проводится занятие, к мебели, к техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям. Они предусматривают деятельностно-возрастной подход, вариативность, обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности.
Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной возрастной среде. Поэтому необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность детей. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха. Это необходимо, как для познавательного развития детей, так и для их нормального психофизиологического состояния.
Взаимодействие специалистов
Учитывая специфику построения интегрированного занятия, открываются большие возможности для взаимодействия всех участников образовательного процесса, т. е. в занятие могут включаться и учитель-логопед, и учитель- дефектолог, и педагог- психолог и др. специалисты. Каждый специалист средствами своего предмета закрепляет общую тему занятия, решает свои задачи, расширяет содержание опыта ребенка, имеет возможность наблюдать за ребенком со стороны и делать выводы для планирования дальнейшей индивидуальной работы с тем или иным ребенком, подбирать эффективные методы и приемы, максимально соответствующие особенностям воспитанников.
Таким образом, игровой характер построения интегрированных занятий, взаимопроникновение образовательных областей, отсутствие психологического давления на ребенка и его положительные эмоции, способствуют гармоничному развитию, сохранению здоровья и создают основу для реализации здоровьесберегающей педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.