Татьяна Щербинина
Консультация «Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В обучении детей неоценимую роль играют произведения фольклора: как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, скороговорки, так и более крупные – сказки.
Потешки, пестушки, колыбельные песенки. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, например:
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
В других бодрит:
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Публикация «Консультация „Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В раннем возрасте цель потешек, прибауток – вызвать потребность ребенка вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
В дошкольном возрасте возможности малых форм фольклора просто неограниченны, значение их трудно переоценить.
1. Нравственное воспитание:
- бережное и эстетическое отношение к природе;
- любовь к малой родине;
Василек во ржи
Ты зачем сорвал василек во ржи?
Ты зачем сорвал василек, скажи?
Пусть бы рос и рос василек во ржи?
Ты зачем сорвал василек, скажи?
Родина
Утром влезу на сарай,
Погляжу на милый край:
Вон – лесок, а вон – река
Катится издалека.
Сбил, сколотил – вот колесо:
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат.
2. Развитие речи.
- развитие мелкой моторики с помощью народных «пальчиковых игр»;
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
- обогащение и активизация словаря, например, подбор признаков предметов, выраженных прилагательными:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
- формирование лексико-грамматических категорий на материале
потешек, например, усвоение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Реченька
Реченьку до донышка
Просветило солнышко:
И бежит, бежит она –
Вся сверкает, вся видна.
Коррекционные возможности загадок и пословиц для обучения детей дошкольного возраста.
Способы отгадывания загадок.
Основой отгадывания является понимание вопроса загадки – в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что искать? Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке. Для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово.
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
В загадке определяем основной вопрос: что надо искать? – Коромысло. Здесь можно подсказать ребятам, что это явление природы. Где искать? – Над рекой. Это область поисков. Что же можно увидеть над рекой? Что значит крашеное коромысло? – Разноцветное. На что похоже коромысло? – На радугу. Чаще всего радугу можно увидеть над рекой или после дождя.
Существует два различных способа доказательства отгадок.
Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса, после чего следует подтверждение ее признаками (доводами).
К первому способу доказательств обращаются обычно в тех случаях, когда загадка заканчивается вопросом:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
«Это бывает зимой (тезис, потому что зимой на полях снег, на реках лед и вьюга завывает» (доводы).
Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с рассуждения, доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения. К этому способу прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса.
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
«Длинные уши бывают у зайчика или кролика; зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролика кормят морковкой (доводы). Значит, это кролик (тезис)».
Пословицы и поговорки.
В старшем дошкольном возрасте для развития мышления и речи необходимо использовать пословицы.
Русские народные пословицы обладают огромной общественной ценностью. Она состоит в познавательном, воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов – трудолюбию, смелости, честности, чувства дружбы. Познавательное значение пословиц сказывается в обобщении богатого жизненного опыта. Исключительно богаты и верны наблюдения над природой и жизнью людей: «Терпенье и труд все перетрут», «Жизнь прожить – не поле перейти».
Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, необходимо использовать специальные приемы работы с пословицами:
- при работе над пословицей следует учитывать сложность ее содержания. В соответствии с принципом постепенности усложнения материала вначале предлагаются пословицы, которые имеют только прямой смысл, например: «Друга ищи, а найдешь – береги», «Коса – девичья краса»;
- для разъяснения переносного смысла используется прием перенесения сюжета пословицы в знакомую жизненную ситуацию;
- целесообразно подбирать пословицы к изученным художественным произведениям, например, к сказке «Репка» - «Один в поле не воин». «Лиса и журавль» - «Что посеешь, то и пожнешь», «Кот, петух и лиса» - «Друг познается в беде».
- иллюстрирование пословиц: педагог предлагает несколько сюжетных картинок, дается задание подобрать картинку к пословице.