МААМ-картинки

Консультация «Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников»

Татьяна Щербинина
Консультация «Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В обучении детей неоценимую роль играют произведения фольклора: как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, скороговорки, так и более крупные – сказки.

Потешки, пестушки, колыбельные песенки. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, например:

Ой, люли-люлюшеньки,

Баиньки-баюшеньки…

Сладко спи по ночам,

Да расти по часам.

В других бодрит:

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Публикация «Консультация „Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

В раннем возрасте цель потешек, прибауток – вызвать потребность ребенка вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

В дошкольном возрасте возможности малых форм фольклора просто неограниченны, значение их трудно переоценить.

1. Нравственное воспитание:

- бережное и эстетическое отношение к природе;

- любовь к малой родине;

- развитие чувства юмора.

Василек во ржи

Ты зачем сорвал василек во ржи?

Ты зачем сорвал василек, скажи?

Пусть бы рос и рос василек во ржи?

Ты зачем сорвал василек, скажи?

Родина

Утром влезу на сарай,

Погляжу на милый край:

Вон – лесок, а вон – река

Катится издалека.

Сбил, сколотил – вот колесо:

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

2. Развитие речи.

- развитие мелкой моторики с помощью народных «пальчиковых игр»;

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

- обогащение и активизация словаря, например, подбор признаков предметов, выраженных прилагательными:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

- формирование лексико-грамматических категорий на материале

потешек, например, усвоение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Реченька

Реченьку до донышка

Просветило солнышко:

И бежит, бежит она –

Вся сверкает, вся видна.

Коррекционные возможности загадок и пословиц для обучения детей дошкольного возраста.

Способы отгадывания загадок.

Основой отгадывания является понимание вопроса загадки – в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что искать? Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке. Для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово.

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

В загадке определяем основной вопрос: что надо искать? – Коромысло. Здесь можно подсказать ребятам, что это явление природы. Где искать? – Над рекой. Это область поисков. Что же можно увидеть над рекой? Что значит крашеное коромысло? – Разноцветное. На что похоже коромысло? – На радугу. Чаще всего радугу можно увидеть над рекой или после дождя.

Существует два различных способа доказательства отгадок.

Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса, после чего следует подтверждение ее признаками (доводами).

К первому способу доказательств обращаются обычно в тех случаях, когда загадка заканчивается вопросом:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

«Это бывает зимой (тезис, потому что зимой на полях снег, на реках лед и вьюга завывает» (доводы).

Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с рассуждения, доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения. К этому способу прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса.

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

«Длинные уши бывают у зайчика или кролика; зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролика кормят морковкой (доводы). Значит, это кролик (тезис)».

Пословицы и поговорки.

В старшем дошкольном возрасте для развития мышления и речи необходимо использовать пословицы.

Русские народные пословицы обладают огромной общественной ценностью. Она состоит в познавательном, воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов – трудолюбию, смелости, честности, чувства дружбы. Познавательное значение пословиц сказывается в обобщении богатого жизненного опыта. Исключительно богаты и верны наблюдения над природой и жизнью людей: «Терпенье и труд все перетрут», «Жизнь прожить – не поле перейти».

Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, необходимо использовать специальные приемы работы с пословицами:

- при работе над пословицей следует учитывать сложность ее содержания. В соответствии с принципом постепенности усложнения материала вначале предлагаются пословицы, которые имеют только прямой смысл, например: «Друга ищи, а найдешь – береги», «Коса – девичья краса»;

- для разъяснения переносного смысла используется прием перенесения сюжета пословицы в знакомую жизненную ситуацию;

- целесообразно подбирать пословицы к изученным художественным произведениям, например, к сказке «Репка» - «Один в поле не воин». «Лиса и журавль» - «Что посеешь, то и пожнешь», «Кот, петух и лиса» - «Друг познается в беде».

- иллюстрирование пословиц: педагог предлагает несколько сюжетных картинок, дается задание подобрать картинку к пословице.

Публикации по теме:

Ценность фольклора Русский народ создал изустную литературу, мудрые пословицы и хитрые загадки, сказки, былины. напрасно думать, что эта литература была.

Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Использование фольклора в развитии дошкольников» МБДОУ детский сад № 6 Воспитатель Бочанская Н. В. Краснодарский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 20:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щербинина (УИ 298654) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД