МААМ-картинки

Консультирование родителей «Особенности детей с ЗПР в образовательной деятельности»

Светлана Томенко
Консультирование родителей «Особенности детей с ЗПР в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности детей с ЗПР в образовательной деятельности

ЗПР - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами:

Публикация «Консультирование родителей „Особенности детей с ЗПР в образовательной деятельности“» размещена в разделах

• социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребёнка в трудной жизненной ситуации);

• физиологическими (тяжёлые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.)

Существует 4 виды ЗПР:

ЗПР конституционального происхождения

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к педагогам.

ЗПР соматогенного происхождения

Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития – следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе обучения. Дети данной категории испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не могут освоиться в коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Проблема данных детей в обучении возникает в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. Из-за боязни совершить ошибку дети вообще отказываются отвечать, участвовать в деятельности коллектива. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи.

ЗПР психогенного происхождения

Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором – неблагоприятными условиями воспитания. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений, однообразие социальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка; как результат – снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений. Дети данной группы интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В их поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга является патология беременности, в том числе тяжёлый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия, тяжёлые заболевания на первом году жизни, тяжёлые инфекционные заболевания.

У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижения памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям-олигофренам. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего дети при обучении становятся стойко неуспевающими. Им нужна систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка.

Особенности детей с ЗПР в образовательной деятельности.

1) Дети тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных данных.

2) Пытаться оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь: стараться выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объяснять заново учебный материал и давать дополнительные упражнения.

3) Использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организовывать внимание таких детей и привлекать их к работе.

В работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, основная роль отводится родителям. От того, насколько вы ответственно отнесётесь к этому, зависит и весь конечный результат. Для получения максимального эффекта нужно соблюдать определенные правила по отношению к своему ребенку.

Как правильно общаться с детьми с ЗПР:

1)В отношениях между взрослыми и детьми должно быть полное доверие и взаимопонимание. Контроль нужно осуществлять ненавязчиво, без лишних крайностей и категорических форм. Все устные указания подкрепляются зрительной стимуляцией. Следует помнить, что отклонения в поведении ребенка неумышленные, поэтому надо стараться избегать наказания.

2) В семье должен быть создан нормальный психологический микроклимат. Желательно проведение совместного досуга. Ребенок не должен чувствовать себя обделенным вниманием. Не допускать семейных ссор при нем.

3)Большую роль играет установление твердого распорядка. При выполнении заданий нужно следить, чтобы малыш отвлекался как можно меньше и не переутомлялся. Чрезмерное переутомление снижает самоконтроль и увеличивает гиперактивность.

Публикации по теме:

Конспект непросредствено образовательной деятельности по экспериментальной деятельности «Свойства и особенности почвы» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,расширять знания о природе. Задачи. Познавательные: Познакомить.

Конспект образовательной деятельности для детей с ОВЗ «ЗПР, эквиноварное деформация, развитие стоп» в разновозрастной группе Конспект образовательной деятельности в группе «Особый ребенок» для детей с ОВЗ (ЗПР, эквиноварное деформация, развитие стоп и кистей, ДЦП,.

Конспект образовательной деятельности по теме: «Необычное превращение платка» Старшая возрастная группа ЗПР Цель: Знакомство детей с историей русского платка. Приобщение детей к русской народной культуре В-ль Здравствуйте, детишки Девчонки и мальчишки.

Конспект образовательной деятельности с детьми ЗПР по ИЗО «Совушка» Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для детей с задержкой психического развития «Совушка.

Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста» В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав её невозможно рассчитывать на полноценное.

Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания,.

Особенности коммуникативного развития детей с ЗПР В последнее время в практике работы ДОУ отмечается тенденция увеличения числа детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Особенности непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения Особенности непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения. Большое значение придается развитию у детей музыкальной.

Особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультирование родителей «Особенности детей с ЗПР в образовательной деятельности»
Опубликовано: 26 января 2018 в 03:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультирование родителей «Особенности детей с ЗПР в образовательной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Томенко (УИ 1236652) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД