Марина Вотинова
КОП «Маленькие эксперименты» во второй младшей группе
Маленькие эксперименты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96» г. Перми
КОП «Маленькие эксперименты»
(для детей 2 младшей группы, 3-4 года)
Автор : Вотинова Марина Азатбаевна
Пермь, 2018
Аннотация для родителей
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Публикация «КОП „Маленькие эксперименты“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Цель: Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире, о изменениях воды при различных погодных условиях.
Задачи:
1. Расширять знания детей 2-ой младшей группы о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
2. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно- экспериментальной деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
4. Уточнить представления детей об использовании воды для укрепления здоровья.
5. Развивать эстетическое восприятие воды в природе.
Оборудование:
1 Встреча: Емкость с водой, один большой и один маленький стакан, две емкости, поролоновая губка.
2 Встреча: Тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
3 Встреча: Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
4 Встреча: Фигурные формочки и формочки для льда. Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).
Количество встреч: 4
Количество участников: 10
Срок реализации: февраль 2018
Ожидаемый результат:
Умение с помощью губки переносить воду из одной посуды в другую; измерять уровень воды, опуская в банку деревянную палочку; окрашивать воду с разной интенсивностью цвета; воду переводить из жидкого состояния в твердое.
Знания, что вода принимает форму сосуда, что при добавлении в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
Знания о воде, как веществе смывающей грязь с рук.
№
Занятие Задачи Содержание
1 Игра с водой: «Налил-вылил»,
«Выжми мочалку» Способствовать развитию координации движений и развитию мелкой моторики, содействовать расширению представления о свойствах вещества. Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой. Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
2 Игра с водой:
«Водонос»
Познакомить со свойствами вещества и понятием объема, способствовать развитию координации движении Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
Сравнить совместно с ребенком, в какой банке воды окажется больше.
Спросить, чем зачерпнуть воду не получится.
3 Игра с водой:
«Окрашивание воды»
Содействовать в выяснении свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Рассматривание совместно с детьми в воде 2-3 предмета, выяснять, почему они хорошо видны (вода прозрачная).
Взрослый предлагает окрасить воду самим.
В каком стаканчике краска быстрее растворится? Как окрасится вода, если красителя будет больше?
4 Игра с водой:
«Превращения воды Взаимодействие воды и снега»
«Руки станут чище, если помыть их водой»
Содействует знакомству со свойствами вещества способствует выявлению свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее, проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. Рассказать ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
Продемонстрировать это наглядно.
Показать ребенку ледяные фигуры.
Понаблюдать за таянием льда.
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка.
Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными.
Что же делать?
Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.
Конспект встречи 1:
Емкость с водой, один большой и один маленький стакан,
две емкости, поролоновая губка. Поставить перед ребенком тазик с водой. Показать, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
Предоставить ребенку свободу действий.
Одну емкость заполните водой. Показать ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
Предложить попробовать самому сделать то же самое. Умение с помощью губки переносить воду из одной посуды в другую
Конспект встречи 2:
Познакомить со свойствами вещества и понятием объема, способствовать развитию координации движении
Тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
Поставить перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
Сравнить совместно с ребенком, в какой банке воды окажется больше.
Спросить, чем зачерпнуть воду не получится.
Измерить глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).
Умение измерять уровень воды, опуская в банку деревянную палочку
Конспект встречи 3:
Содействовать в выяснении свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Рассматривание совместно с детьми в воде 2-3 предмета, выяснять, почему они хорошо видны (вода прозрачная).
Определяем вместе с детьми, как можно окрасить воду (добавить краску).
Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой).
В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой).
Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Умение окрашивать воду с разной интенсивностью цвета
Конспект встречи 4:
Содействует знакомству со свойствами вещества. Способствует выявлению свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее, проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Фигурные формочки и формочки для льда. Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).
Рассказать ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
Продемонстрировать это наглядно.
Показать ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.
Понаблюдать за таянием льда.
Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка.
Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными.
Что же делать?
Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них?
Стали ладошки чистыми?
Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).
Умение воду переводить из жидкого состояния в твердое
Знания, что вода принимает форму сосуда, что при добавлении в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
Знания о воде, как веществе смывающей грязь с рук
Список использованных источников
1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990. № 5.
2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л. К, Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Фасий. И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 200