Ремнева Елизавета Александровна
Коррекция детей с ОВЗ в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации.
Самым приоритетным для детей с ОВЗ, не зависимо от их диагнозов, является развитие телесных ощущений и общей двигательной активности. Для работы с телесными ощущениями можно использовать такие упражнения, как:
Публикация «Коррекция детей с ОВЗ в домашних условиях» размещена в разделах
Качать детей (в гамаке, в покрывале, на качелях и т. д.) параллельно читая детские стишки, пропевая песенки, потешки.
• Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
• Очень хорошо стимулируются нервные окончания благодаря ходьбе по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т. д.);
• Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т. д.);
• Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
• Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);
• Пальчиковые игры;
• Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т. д.).
Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку).
Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка ( а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.
Исходя из возможностей и состояния ребенка, вы можете дать ему поучаствовать в бытовых делах. Несложными домашними заданиями могут стать: пропылесосить, наполнить стакан или кастрюлю, постирать руками предметы своей одежды (носовой платок, носки). Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином).
Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т. д. Стоит избегать вопросов с ответами "да" или "нет", ребенок должен быть замотивирован отвечать полными словами. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею». Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось).
Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т. д.).
Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие).