Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

Татьяна Овчинникова
Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания дошкольников с детским церебральным параличом является развитие их речи. При детском церебральном параличе развитие речи резко задерживается. А от уровня сформированности речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребёнка.

У детей, страдающих церебральным параличом, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные и речевые расстройства. Практика обучения этих детей показала, что совокупность перечисленных расстройств в особо тяжелых случаях делает обучение этих детей невозможным.

Исследования специалистов (Е. М Мастюкова, Л. А. Данилова, М. В. Ипполитова, М. С. Певзнер и др.) и практика работы показывает, что у преобладающего большинства детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, среди них наиболее частыми являются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, которое затрудняет общение и обучение этих детей. Если вопросы нарушения речи у детей с церебральным параличом и у детей в отдельности достаточно широко представлены в специальной литературе, то особенности речевых расстройств, в частности - нарушения фонетико-фонематической стороны речи у детей, имеющих сложный дефект- детский церебральный паралич в отечественной литературе освещены недостаточно, что и определило актуальность выбранной темы.

Нарушения речи у дошкольников с ДЦП исследовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р, И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др.

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи у детей с детским церебральным параличом проявляется в различных формах дизартрий.

Особенностью нарушений звуко – произносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех вида активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.

Нарушение артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко – слоговой структуры слова.

Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического анализа и синтеза.

Возникает противоречие между необходимостью коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с детским церебральным параличом и отсутствием программы, учитывающей особенности коррекции нарушений ФФН стороны речи у данной категории детей.

Проблема исследования: как организовать работу по коррекции ФФН у детей с детским церебральным параличом?

Объект исследования: процесс коррекции нарушений ФФН у детей с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: методы и приемы коррекции нарушений ФФН у старших дошкольников с детским церебральным параличом.

Цель данной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности логопедической работы по коррекции нарушений ФФН у детей с детским церебральным параличом.

Гипотеза: процесс устранения нарушений ФФН у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом будет осуществляться эффективно при формировании у них фонематического восприятия операций анализа, синтеза, сравнения, ручной и артикуляционной моторики, действия самоконтроля.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

3. Разработать и апробировать программу коррекции нарушений ФФН у детей с детским церебральным параличом.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

1.Теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы.

2.Эмпирические: наблюдение, беседа, изучение документов, анализ продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент.

3.Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.

Теоретическая основа исследования: положение о механизмах восприятия речи, рассматривающее восприятие речи как перцептивно-мнемически-мыслительную деятельность, в процессе которой отмечается зависимость восприятия и дифференциации звуков от семантики предъявляемых слов (В. Б. Касевич, И. А. Зимняя, Л. А. Чистович, Н. И. Жинкин, положения о закономерностях и о последовательности процесса восприятия детьми звуков речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, и М. Е. Хватцев, о стадиях становления фонематического восприятия (Н. Х. Швачкин, положение об особенностях фонематического и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта (А. К. Аксёнова, В. В. Воронкова, В. Г. Петрова, Г. А. Каше, Д. И. Орлова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина).

Практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами, воспитателями специальных коррекционных учреждений и родителями в коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми при ДЦП.

Публикации по теме:

Динамика развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Авторские игры использовались на фронтальных занятиях, что дало возможность привлечь в игру большее количество детей и отработать много.

Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей с ТНР в ДОУ Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Сущность понятия развитие фонетико-фонематической.

Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Формы,методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с группой воспитанников детского дома старшего и подготовительного к школе возраста.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать» .

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно.

Открытое занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи Тема: Звук и буква К. Коррекционно – образовательная задача: -познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим.

Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых .

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Буквы, алфавит
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 10:39
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Сценарий досуга «Святки» в старшей группе
Ведущий. Дети, недавно мы с вами в детском саду и дома отмечали замечательной любимый праздник, какой? ( ответы детей) . А какой ещё праздник светлый и...
Фотозарисовка «2021 год — год доброго Быка»
Уважаемые коллеги! Однажды, проходя по улицам города, мне встретился новогодний бычок. И такой бычок был чудесный, что я не смогла пройти мимо!...
Мастер-класс «Подставка и игольница «Русский валенок»
Если вы хотите освободить место на рабочем столе и всегда иметь под рукой самое необходимое для шитья, мой МК для вас. Для этого я решила соединить...