Приложение МААМ

Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия

Виктория Демидова
Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия
▼ Скачать + Заказать документы

У дошкольников с ОНР отмечается неполноценность процесса восприятия : обнаруживается неумение сосредоточить внимание на объекте, воспринимать достаточно длительное время. В большинстве случаев восприятие кратковременно и поверхностно. Восприятие частей как единства целого у большинства детей с ОНР отсутствует.

Можно выделить следующие основные этапы развития зрительного восприятия :

Публикация «Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия» размещена в разделах

1 этап должен быть посвящен формированию и развитию зрительных функций, которые обеспечивают поступление информации в мозг и дают основу для обобщения и анализа. Задачи этого этапа:

- Развитие прослеживающей функции глаза;

- Развитие цветоощущения и цветовосприятия. А методами на данном этапе могут стать таблицы Рабкина (от простого к сложному).

2 этап заключается в овладении сенсорными эталонами (общепринятыми образцами внешних свойств предмета). Основными задачами здесь являются:

- Знакомство с эталонами цвета;

- Знакомство с эталонами формы;

- Знакомство с эталонами величины.

Методами для достижения поставленных задач могут быть игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.

3 этап заключается в развитии зрительного восприятия предметов и формировании на этой основе предметных представлений. Важнейшая задача данного этапа - формирование осмысленного восприятия, а метод к ее достижению - мыслительная деятельность.

Основной формой обучения зрительному восприятию являются занятия, имеющие игровой характер. Направлениями работы здесь можно выделить:

1) Формирование представлений о сенсорных эталонах.

2) Развитие предметности восприятия.

3) Формирование способов обследования предметов.

4) Развитие восприятия сюжетных изображений.

5) Развитие восприятия глубины пространства.

6) Развитие навыков ориентировки.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из данных направлений.

1) Задачи формирования представлений о сенсорных эталонах:

а) Научить обследовать предмет и узнавать в нем его сенсорные качества.

б) Сформировать у детей сенсорные эталоны.

в) Научить находить знакомые эталоны в окружающем пространстве.

г) Развивать сенсорные операции как части обследовательских перцептивных действий.

В работе по формированию ЦВЕТОРАЗЛИЧЕНИЯ необходимо решать следующие задачи: а) Развивать восприятие всех цветов радуги и обучить, в какой последовательности располагаются цвета в спектре. б) Познакомить с понятием оттенка; холодных и теплых цветов. Научить их видеть и показывать.

Примеры заданий по цветоразличению:

Игра «Цвет волчок».

Цель: Учить детей получать различные светлые оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого спектра в круге. Материал: Волчки-8 штук, заостренная спичка; на спичку надеть диск из плотной бумаги диаметром 8 см. Кружки бумаги диаметром 4 см. красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов, с отверстиями в центре и разрезанные по радиусу. При наложении белого кружка на цветной, можно уменьшать или увеличивать белый просвет.

Руководство: Дети должны назвать появляющиеся при вращении волчка цвета и их оттенки: «самый темный», «самый светлый».

Игра «Окраска вод». Цель: закреплять представления об оттенках цветов; учить получать 3 оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлее», «самый светлый».

Материал: раздаточный - баночки с водой по 3 штуки на каждого ребенка, краски 6 цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, кисточки, тряпочки.

Руководство: дети должны выбрать понравившийся цвет из 6 цветов красок и окрасить ею воду в баночках в 3 оттенка-темный, светлее, самый светлый.

В работе по формированию ФОРМОРАЗЛИЧЕНИЯ необходимо решать следующие задачи: а) Научить детей дифференцировать геометрические фигуры треугольник, квадрат, круг. б) Научить соотносить плоские и объемные изображения.

Примеры заданий по форморазличению:

Игра: «Фигуры из палочек».

Цель: Закреплять знания о прямолинейных геометрических формах (треугольник, квадрат, параллелепипед., познакомить детей с двумя новыми формами: многоугольником и трапецией. Учить воспроизводить геометрические фигуры.

Материал: Демонстрационный - фланелеграф, крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, параллелепипед, многоугольник, трапеция.

Раздаточный: Палочки разного цвета (20-30, лист бумаги.

Руководство: Дети вспоминают и выкладывают знакомые геометрические фигуры. Знакомятся с формой и названием других фигур - многоугольник, трапеция и выкладывают их самостоятельно.

Игра: «Подбери по форме».

Цель: Учить детей подбирать предметы к геометрическим образцам. Закреплять знание названий и форм (круг, овал, треугольник, параллелепипед, трапеция, многоугольник).

Материал: Раздаточный - геометрические фигуры семи форм (по одной на каждого ребенка, игрушки, предметы интерьера.

Руководство: Каждому ребенку дается по фигуре дети расходятся по комнате и ищут какую-нибудь вещь такой же формы.

В работе по формированию восприятия ВЕЛИЧИНЫ предметов необходимо решать следующие задачи: а) Научить выделять ширину предметов (узкий, широкий). б) Научить выделять высоту предметов (высокий, низкий). в) Научить выделять длину предметов (длинный, короткий).

Примеры заданий по развитию восприятия величины :

Игра «Построим лесенку».

Цель: Закреплять умение строить ряд убывающих по величине объемных тел. Учить анализировать нерасчлененный образ (профильную проекцию).

Материал: Демонстрационный -чертеж лесенки из пяти ступенек.

Раздаточный: Каждому ребенку выдается пять брусков одинаковой длины с разной площадью сечения, куколка.

Руководство: Построить из брусков лесенку, по которой пройдет куколка.

Игра: «У кого какая вещь?»

Цель: Учить детей различать параметры величины предметов. Материал: Елочки (3 высокие, 3 низкие, ленты одинаковой длины (3 широкие, 3 узкие, шнуры одинаковой длины (3 толстых, 3 тонких, линейки одинаковой ширины (3 длинные, 3 короткие).

Руководство: Проверяется понимание инструкций: «Подойдет ко мне самая маленькая елочка» и так далее.

Такая работа ведется прежде всего на занятиях по сенсорному воспитанию, а также на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и развитию речи.

2) Задачи развития предметности восприятия.

а) Научить детей узнавать предметы, предложенные для восприятия в различных модальностях (натуральный предмет, реальные и контурные изображения).

б) Совершенствование и уточнение предметных представлений.

в) Совершенствование навыка обследования предметов.

Первая задача решается в следующей последовательности: натуральный предмет (модель) - цветовое изображение - силуэтное изображение - контурное изображение. В дефектологии разработана схема обследования предметов:

1. Целиком.

2. Выделение определенных деталей.

3. Каждая деталь рассматривается отдельно.

4. Осмотр целиком.

3) Задачами формирования способов обследования являются:

а) Формирование, расширение и углубление знаний о предметах окружающей среды (в рамках программы).

б) Формирование способов обследования предметов и развитие на этой основе точности и тонкости зрительного восприятия как познавательной способности.

в) Формирование системы основных умственных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения как основы зрительного восприятия.

Задания: Игра «Составные картинки».

Цель: Учить детей расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать форму из частей.

Материал: Демонстрационный - образцы рисунков, составляемых из геометрических фигур: машина, лодка, человек. Раздоточный: Геометрические фигуры.

Руководство: Уточнение, из каких фигур составлены рисунки. Построить эти рисунки.

4) Задачи развития восприятия сюжетной картинки.

а) Обучение детальному последовательному и целостному восприятию сюжетного изображения. (Ознакомление с планом рассматривания картинки) :

- Главный герой.

- Во что он (оно) одет (одеты, связь со временем года, погодой, временем суток.

- Что изображено на первом плане, на втором, на третьем.

- Пейзаж: рассматривается сверху вниз.

б) Обучение умению соотносить имеющиеся представления о предметах и явлениях с образами их признаков, возникающих при зрительном восприятии картины.

в) Обучение устанавливать причинно-следственные отношения (и другие логические связи и отношения) персонажей картины на основе выделения и осмысления информативных признаков, изображенных на картине.

Систему рассматривания предметов прекрасно изложили И. Н. Мурашковска и Н. П. Валюмс в книге «Картинки без запинки» .

5) Задачи развития восприятия глубины пространства.

а) Развитие пространственного восприятия на основе формирования нестереоскопических способов восприятия глубины пространства. Способами здесь являются:

- Способ перекрытия (тот объект, который ближе к нам, показывается полностью; тот, который дальше - перекрывается).

- Место расположения на картине - чем выше объект на картине, тем он дальше.

- Размер объекта.

- Тени и оттенки предметов: чем дальше объекты, тем больше они размыты.

б) Обучение детей применению сформированных способов восприятия глубины пространства в познавательной и практической деятельности.

в) Развитие глубинного зрения, глазомера. Упражнения: «Попади мячом в цель», «Попади мячом в корзину», «Лабиринты»

г) Обобщение предметных представлений за счет взаимного перекрещивания (ориентировка в большом пространстве)

6) Задачи развития навыков ориентировки.

а) Формирование, расширение и уточнение пространственных представлений:

- Знание схемы тела - ориентировка на себе - ориентировка от себя (справа, сзади) - ориентировка от предмета (из-за, из-под). В данном случае полезно использовать пробы Хэда (логопед просит ребенка дотронуться левой рукой до правого уха и так далее, использовать аппликации.

- Ориентировка на листе бумаги. Используют различного рода «Лабиринты». Даются задания: «Показать верхний левый угол» и так далее.

б) Обобщение предметных представлений за счет уточнения взаимного расположения частей предмета и активизация оперирования представлениями о предмете в пространственной ориентировке в окружающей действительности. Рекомендуется конструирование и реконструирование фигур.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Игра 1. «Пляшущие тени» Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления.

Игры на развитие зрительного внимания «У кого такие же синие глаза?» Чему учится ребенок:[ находить одинаковые синие глаза; проверять однородность путем наложения; понимать.

Конспект НОД «Домашние животные» для развития зрительного восприятия для детей с ОВЗ Тема: Домашние животные Цель: Формирование зрительного восприятия у воспитанников старшей группы комбинированной направленности. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи и зрительного восприятия с дошкольниками с нарушением слуха 3–4 лет «Лиса» Задачи: • учить анализировать предмет, подбирать геометрические фигуры и выкладывать предмет из геометрических форм; • формировать представления.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения «На лесной полянке»Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения «На лесной полянке» Цель: способствовать развитию зрительного восприятия, формированию у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин.

НОД по развитию зрительного восприятия «Школа. Школьные принадлежности» для детей с нарушением зрения НОД по развитию зрительного восприятия " Школа. Школьные принадлежности " для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе.

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, средствами конструирования Дети, с которыми я работаю – это дети с особыми образовательными потребностями, имеющие различные заболевания глаз: косоглазие, амблиопию,.

Развитие зрительного восприятия в процессе рисования с детьми с нарушением зрения «Развитие зрительного восприятия в процессе рисования» Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной.

Эмпирическое исследование особенностей развития зрительного и целостного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Настоящее исследование проводилось на базе «ГБУСО КО реабилитационный центр для детей и подростков.

Конспект занятия по коррекции зрительного восприятия у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на тему «Я и мое тело» Социально-бытовая ориентировка Задача. Формирование представлений об индивидуальных зрительных возможностях, формирование умения рационально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия
Опубликовано: 17 марта 2019 в 21:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Демидова (УИ 70083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД