Коррекция слоговой структуры

Светлана Алексеевна Андрюхина
Коррекция слоговой структуры

Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.

Общее недоразвитие речи дошкольников бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако в практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопоталогических синдромов встречается очень часто.

Среди разнообразных нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР) одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

У детей этой категории нарушения слоговой структуры слова обусловлены расстройством моторного уровня деятельности артикуляторного механизма и несформированностью фонематического слуха. То есть дети затрудняются определять взаиморасположение и связь слогов в слове, а нарушенное звукопроизношение определяет пропуски и замены в слоговом составе слова.

Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов.

Для детей с общим недоразвитием речи доминирующим является нарушение фонематического слуха и трудность артикулирования, а если еще и в сочетании с ЗПР то в добавок недоразвитие речеслуховой памяти, внимания, восприятия, мышления и тд. Данная проблема очень актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации словаря, по развитию грамматического строя, формированию связной речи, а так же психических функций.

Процесс формирования слоговой структуры слова требует специального коррекционного воздействия,которое направлено на:

- развитие сенсорных возможностей ребёнка;

- развитие способности к фонематическому анализу и синтезу;

- активизация речевого подражания;

- на постановку отсутствующих и автоматизацию имеющихся звуков.

Работа по всем направлениям проводится параллельно.

В нашей логопедической группе детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова основывается на развитии речедвигательных навыков и речеслухового восприятия.

В коррекционной работе я выделила два этапа.

1. Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цели: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.

2. Собственно коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.

Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова у конкретного ребёнка.

Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе принципа системного подхода в коррекции речевых нарушений Помимо коррекции речи со стороны логопеда, с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, математике и тд., воспитатели и психолог.

Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает:

- воздействие на все компоненты речевой системы;

- широкое использование учебно-игровых приёмов;

- построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

- индивидуально-дифференцированный подход.

Чтобы работа по овладению слоговой структурой не была механической и скучной для детей, необходимо использовать различные игровые приёмы. В своей работе я стараюсь широко применять интересные приёмы и это положительно влияет на восприятие детей речевого материала.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

«Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры при образовании имён существительных.

Материал: мяч.

Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».

Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.

Материал: кубики с картинками и буквами.

Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.

Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.

Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова.

Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет Работа творческой группы учителей-логопедов г. Перми Чугайновой Н. Я МАДОУ «Детский сад № 390» Сырых Т. М. МАДОУ «Детский сад № 400» Крохиной.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция слоговой структуры
Опубликовано: 21 июня 2015 в 18:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 ноября. День матери

День Матери – праздник международный, но отмечается он в разных странах в разные даты. У нас России праздник День матери, официально учреждённый в 1998 году, приходится на последнее ноябрьское...

29 ноября. Праздник колеса на МААМ

Очередной тематический день посвящен величайшему изобретению человечества. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям про колесо и увлечь их играми с ним.

Досуг, посвященный Дню матери в младше-средней группе «Наша мама — солнышко»
Досуг, посвященный дню матери в младше - средней группе «НАША МАМА - СОЛНЫШКО» Цель: создание обстановки общей радости и праздничного настроения....
Мастер-класс по конструированию из разных материалов «Цветок для мамы»
Работа проводилась в два этапа: сначала сделали горшочек, потом – цветок. Для изготовления горшочка понадобились стаканчики из – под йогурта ( их у нас...
Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Воздушное поле»
Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля....