Мария Михайловна
Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Бесова Людмила Валентиновна – педагог-психолог;
воспитатели группы раннего возраста –Пестовникова Галина Сергеевна, Шалашова Мария Михайловна
Одним из важнейших требований к структуре раздела коррекционной работы и инклюзии образовательной программы ДО в соответствии с ФГОстандартом является «освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации». Исходя из этого положения мы, специалисты и воспитатели, считаем адаптационный период, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья находится в состоянии наибольшего психического и эмоционального напряжения, приоритетным направлением в совместной работе с ребенком и его семьей.
Публикация «Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Известно, что процесс адаптации у каждого малыша зависит от его индивидуально-типологических особенностей и социальной обстановки, которая окружает его. Многолетние наблюдения за особенностями привыкания воспитанников к условиям пребывания в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод, что дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации испытывают такие же трудности, что и нормально развивающиеся дети, но они усугубляется тяжестью его диагноза. Основными показателями недостаточно благоприятного состояния для них в этот период является следующее:
эмоциональное самочувствие ребенка: подавленность, симптомы гиперактивности, беспокойство, пассивность;
избирательное отношение к педагогам и пассивное – к детям;
отсутствие интереса к предметному миру;
подверженность частым инфекционным заболеваниям;
значительные нарушения сна и аппетита
Период адаптации для ребенка с ОВЗ остро переживается им в связи с отрывом от дома, от матери, от близких, в связи с тем, что у таких детей наблюдается высокая степень привязанности к дому и семье, в особенности прочной оказывается связь в диаде «мать-дитя», поэтому встречи с незнакомыми взрослыми и детьми зачастую становятся серьезной психологической травмой. Все эти признаки свидетельствуют об адаптации средней тяжести, которые нормализуются к концу 2-3 го месяцев.
Поэтому создание и поддержание психологически безопасных, развивающих условий вхождения малыша в новый социум – детский сад и полноценная психолого-педагогическая помощь семье ребенка – стали приоритетными целями взаимодействия воспитателей раннего возраста, педагога-психолога, медицинских работников с родителями, которые способны минимизировать возможные риски в развитии детей с ОВЗ в адаптационный период.
В соответствии со Стандартом педагоги создали в группе раннего возраста условия, которые соответствуют нормам педагогически и психологически целесообразной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие прежде всего эмоциональное благополучие вновь поступающего ребенка. Модель развивающей среды в период адаптации, базируется на двух идеалах:
1. детский сад- это второй дом для малыша,
2. специально созданная среда для игр и отдыха, для разнообразной доступной этому возрасту деятельности с учетом особенностей детей с ОВЗ.
С целью снижения стрессовых реакций особенно воспитанников с ОВЗ в адаптационный период обновлен и расширен комплекс «Адаптационные игры и упражнения», который позволяет отвлечь малыша от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне его эмоциональное состояние:
совместные с мамой игры-забавы, доставляющие ребенку радость и удовольствие от увлекательного времяпровождения;
различные виды мини-театров (настольный, стендовой, теневой, кукольный, перчаточный, варежковый, платочный, пальчиковый, которые помогают малышу расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу;
музыкально-ритмические игры с рассказыванием и пением потешек, пестушек, колыбельных, закличек, которые обладают терапевтическим успокаивающим воздействием на эмоциональную сферу ребенка.
В связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сочетанными с ним неврологическими диагнозами оснащена современными игрушками и специальным оборудованием зона физического развития детей «Малыши-здоровячки»
В период ознакомительных встреч с родителями (за 1-2 месяца до поступления малыша в детский сад) организуем экскурсии по дошкольному учреждению, в которые включаются вместе с воспитателем педагог-психолог, медицинские специалисты. Родители знакомятся с презентацией группы раннего возраста в фотоальбоме: «Малыши-бодрячки», получают Памятку, где предоставлена полная информация об условиях пребывания ребенка в ДОУ. Основная цель: установление психологического контакта с семьей, преодоления барьера недоверия к ДОУ, оказание консультативной помощи для облегчения периода адаптации детей и их родителей.
Педагог-психолог совместно с воспитателем осуществляют «домашнее визитирование» семей с ребенком с ОВЗ. Получаем информацию о социальной ситуации развития малыша, типе семейного воспитания, особенностях привязанности ребенка к матери. Эти данные позволяют специалисту-психологу выстраивать индивидуальную тактику работу с родителями. В нашем случае, когда ребенок имеет серьезное физическое нарушение, основным типом семейного воспитания является гиперопека, которая проявляется в нежелании матери дистанцироваться от ребенка, что связано с ее повышенной тревожностью, которая оказывает отрицательное воздействие на детское развитие: в поведении малыша устойчивыми становятся такие личностные черты, как застенчивость, неуверенность в себе, нежелание идти на контакт с другими детьми, появляется риск возникновения задержки речевого развития. В редких случаях мать может предъявлять к ребенку жесткие требования. Данный тип воспитания приводит к нарушениям в эмоциональной сфере, когда фрустрация ребенка становится выше, чем он может выдержать. В поведении малыша проявляются симптомы гиперактивности или пассивности, когда малыш не проявляет познавательного интереса, самостоятельной активности, как двигательной, так и коммуникативной. Одной из причин, вызвавшей жесткие требования матери, является рождение ребенка не таким, каким она хотела бы видеть его.
Для детей с ОВЗ, имеющих нарушения в эмоциональной и социальной сфере, педагог-психолог проводит индивидуальную работу с матерью с целью максимально снизить факторы, тормозящие развитие малыша, а также помочь принять своего ребенка таким, как он есть. Для этого используется игровой комплекс, направленный на взаимное сближение. Это подвижные игры: «Кот и мыши», «Поймай хвостик», «Кто перетянет мяч», позволяющие проявлять эмоции, как позитивные, так и негативные.
В рамках «домашнего визитирования» проводим первичное анкетирование, необходимое для построения плодотворной работы по адаптации. Анкета построена на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребенка, проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность либо пассивность, возврате к более ранним привычкам, особенностям в развитии.
Предварительный этап работы позволяет нам выявить детей «группы риска» и разработать индивидуальный маршрут вхождения каждого ребенка в группу.
Основной адаптационный период направлен на развитие конструктивного взаимодействия с членами семьи, вовлечение родителей в коррекционный процесс. Учитывая особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, стараемся организовывать плавный переход от постоянного пребывания малыша в родительском доме к посещению ДОУ. Это важно для всех детей, но особенно — для детей с ОВЗ, потому что в их случае абсолютно необходимы постоянный обмен информацией и совместная активная работа всех взрослых, имеющих отношение к ребенку. В этот период основными формами работы являются совместные прогулки мамы и ребенка с группой детей (первая неделя, щадящий режим посещения детского сада (вторая - третья недели). Традиционно воспитатели используют следующие приемы и средства: одомашнивание среды обитания ребенка (домашняя игрушка, «своя» чашка, внесение фотоальбома с семейными фотографиями, индивидуальные беседы родителей с воспитателем, специалистами с обсуждением индивидуальных особенностей и потребностей ребенка с ОВЗ.
Педагог-психолог организует игровые сеансы Комплекса адаптационных игр «Ладушки» с детьми с ОВЗ, который является здоровьесберегающей, профилактической и коррекционно-развивающей технологией, способствуя:
снижению тревожности маленького ребенка,
развитию,потребности в общении,
созданию интереса к предметным и природным объектам через релаксационные игры с водой, песком, пальчиковые упражнения и народный фольклор
Одним из факторов успешной адаптации любого ребенка к условиям детского сада является его общение со взрослыми и сверстниками. С помощью потребности в общении усваивается социальный опыт. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширение его знакомства с окружающей действительностью. Однако потребность в общении не может быть удовлетворена, пока ребенок не начал осознавать самого себя и себя по отношению к окружающему миру. Для детей с ОВЗ характерна задержка в формировании представлений о себе, поэтому в комплексе представлены игры и упражнения на формирование своего «Я», представлений о других, эмоционального контакта с взрослым, развитие предпосылок к общению со сверстниками.
Заключительный этап – этап анализа и выводов. В течение месяца с момента поступления ребенка в ДОУ и по завершению мероприятий по адаптации детей воспитатели заполняют педагогические Карты адаптации - наблюдения за ребенком, позволяющие оценить степень адаптированности
детей к новым условиям. Оценка психоэмоционального состояния детей проводится педагогом-психологом посредством наблюдения за детьми в условиях группового общения в течение месяца с момента поступления в детский сад и по завершению психопрофилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.