Папки-передвижки

Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Мария Михайловна
Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Бесова Людмила Валентиновна – педагог-психолог;

воспитатели группы раннего возраста –Пестовникова Галина Сергеевна, Шалашова Мария Михайловна

Одним из важнейших требований к структуре раздела коррекционной работы и инклюзии образовательной программы ДО в соответствии с ФГОстандартом является «освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации». Исходя из этого положения мы, специалисты и воспитатели, считаем адаптационный период, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья находится в состоянии наибольшего психического и эмоционального напряжения, приоритетным направлением в совместной работе с ребенком и его семьей.

Публикация «Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Известно, что процесс адаптации у каждого малыша зависит от его индивидуально-типологических особенностей и социальной обстановки, которая окружает его. Многолетние наблюдения за особенностями привыкания воспитанников к условиям пребывания в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод, что дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации испытывают такие же трудности, что и нормально развивающиеся дети, но они усугубляется тяжестью его диагноза. Основными показателями недостаточно благоприятного состояния для них в этот период является следующее:

эмоциональное самочувствие ребенка: подавленность, симптомы гиперактивности, беспокойство, пассивность;

избирательное отношение к педагогам и пассивное – к детям;

отсутствие интереса к предметному миру;

подверженность частым инфекционным заболеваниям;

значительные нарушения сна и аппетита

Период адаптации для ребенка с ОВЗ остро переживается им в связи с отрывом от дома, от матери, от близких, в связи с тем, что у таких детей наблюдается высокая степень привязанности к дому и семье, в особенности прочной оказывается связь в диаде «мать-дитя», поэтому встречи с незнакомыми взрослыми и детьми зачастую становятся серьезной психологической травмой. Все эти признаки свидетельствуют об адаптации средней тяжести, которые нормализуются к концу 2-3 го месяцев.

Поэтому создание и поддержание психологически безопасных, развивающих условий вхождения малыша в новый социум – детский сад и полноценная психолого-педагогическая помощь семье ребенка – стали приоритетными целями взаимодействия воспитателей раннего возраста, педагога-психолога, медицинских работников с родителями, которые способны минимизировать возможные риски в развитии детей с ОВЗ в адаптационный период.

В соответствии со Стандартом педагоги создали в группе раннего возраста условия, которые соответствуют нормам педагогически и психологически целесообразной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие прежде всего эмоциональное благополучие вновь поступающего ребенка. Модель развивающей среды в период адаптации, базируется на двух идеалах:

1. детский сад- это второй дом для малыша,

2. специально созданная среда для игр и отдыха, для разнообразной доступной этому возрасту деятельности с учетом особенностей детей с ОВЗ.

С целью снижения стрессовых реакций особенно воспитанников с ОВЗ в адаптационный период обновлен и расширен комплекс «Адаптационные игры и упражнения», который позволяет отвлечь малыша от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне его эмоциональное состояние:

совместные с мамой игры-забавы, доставляющие ребенку радость и удовольствие от увлекательного времяпровождения;

различные виды мини-театров (настольный, стендовой, теневой, кукольный, перчаточный, варежковый, платочный, пальчиковый, которые помогают малышу расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу;

музыкально-ритмические игры с рассказыванием и пением потешек, пестушек, колыбельных, закличек, которые обладают терапевтическим успокаивающим воздействием на эмоциональную сферу ребенка.

В связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сочетанными с ним неврологическими диагнозами оснащена современными игрушками и специальным оборудованием зона физического развития детей «Малыши-здоровячки»

В период ознакомительных встреч с родителями (за 1-2 месяца до поступления малыша в детский сад) организуем экскурсии по дошкольному учреждению, в которые включаются вместе с воспитателем педагог-психолог, медицинские специалисты. Родители знакомятся с презентацией группы раннего возраста в фотоальбоме: «Малыши-бодрячки», получают Памятку, где предоставлена полная информация об условиях пребывания ребенка в ДОУ. Основная цель: установление психологического контакта с семьей, преодоления барьера недоверия к ДОУ, оказание консультативной помощи для облегчения периода адаптации детей и их родителей.

Педагог-психолог совместно с воспитателем осуществляют «домашнее визитирование» семей с ребенком с ОВЗ. Получаем информацию о социальной ситуации развития малыша, типе семейного воспитания, особенностях привязанности ребенка к матери. Эти данные позволяют специалисту-психологу выстраивать индивидуальную тактику работу с родителями. В нашем случае, когда ребенок имеет серьезное физическое нарушение, основным типом семейного воспитания является гиперопека, которая проявляется в нежелании матери дистанцироваться от ребенка, что связано с ее повышенной тревожностью, которая оказывает отрицательное воздействие на детское развитие: в поведении малыша устойчивыми становятся такие личностные черты, как застенчивость, неуверенность в себе, нежелание идти на контакт с другими детьми, появляется риск возникновения задержки речевого развития. В редких случаях мать может предъявлять к ребенку жесткие требования. Данный тип воспитания приводит к нарушениям в эмоциональной сфере, когда фрустрация ребенка становится выше, чем он может выдержать. В поведении малыша проявляются симптомы гиперактивности или пассивности, когда малыш не проявляет познавательного интереса, самостоятельной активности, как двигательной, так и коммуникативной. Одной из причин, вызвавшей жесткие требования матери, является рождение ребенка не таким, каким она хотела бы видеть его.

Для детей с ОВЗ, имеющих нарушения в эмоциональной и социальной сфере, педагог-психолог проводит индивидуальную работу с матерью с целью максимально снизить факторы, тормозящие развитие малыша, а также помочь принять своего ребенка таким, как он есть. Для этого используется игровой комплекс, направленный на взаимное сближение. Это подвижные игры: «Кот и мыши», «Поймай хвостик», «Кто перетянет мяч», позволяющие проявлять эмоции, как позитивные, так и негативные.

В рамках «домашнего визитирования» проводим первичное анкетирование, необходимое для построения плодотворной работы по адаптации. Анкета построена на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребенка, проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность либо пассивность, возврате к более ранним привычкам, особенностям в развитии.

Предварительный этап работы позволяет нам выявить детей «группы риска» и разработать индивидуальный маршрут вхождения каждого ребенка в группу.

Основной адаптационный период направлен на развитие конструктивного взаимодействия с членами семьи, вовлечение родителей в коррекционный процесс. Учитывая особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, стараемся организовывать плавный переход от постоянного пребывания малыша в родительском доме к посещению ДОУ. Это важно для всех детей, но особенно — для детей с ОВЗ, потому что в их случае абсолютно необходимы постоянный обмен информацией и совместная активная работа всех взрослых, имеющих отношение к ребенку. В этот период основными формами работы являются совместные прогулки мамы и ребенка с группой детей (первая неделя, щадящий режим посещения детского сада (вторая - третья недели). Традиционно воспитатели используют следующие приемы и средства: одомашнивание среды обитания ребенка (домашняя игрушка, «своя» чашка, внесение фотоальбома с семейными фотографиями, индивидуальные беседы родителей с воспитателем, специалистами с обсуждением индивидуальных особенностей и потребностей ребенка с ОВЗ.

Педагог-психолог организует игровые сеансы Комплекса адаптационных игр «Ладушки» с детьми с ОВЗ, который является здоровьесберегающей, профилактической и коррекционно-развивающей технологией, способствуя:

снижению тревожности маленького ребенка,

развитию,потребности в общении,

созданию интереса к предметным и природным объектам через релаксационные игры с водой, песком, пальчиковые упражнения и народный фольклор

Одним из факторов успешной адаптации любого ребенка к условиям детского сада является его общение со взрослыми и сверстниками. С помощью потребности в общении усваивается социальный опыт. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширение его знакомства с окружающей действительностью. Однако потребность в общении не может быть удовлетворена, пока ребенок не начал осознавать самого себя и себя по отношению к окружающему миру. Для детей с ОВЗ характерна задержка в формировании представлений о себе, поэтому в комплексе представлены игры и упражнения на формирование своего «Я», представлений о других, эмоционального контакта с взрослым, развитие предпосылок к общению со сверстниками.

Заключительный этап – этап анализа и выводов. В течение месяца с момента поступления ребенка в ДОУ и по завершению мероприятий по адаптации детей воспитатели заполняют педагогические Карты адаптации - наблюдения за ребенком, позволяющие оценить степень адаптированности

детей к новым условиям. Оценка психоэмоционального состояния детей проводится педагогом-психологом посредством наблюдения за детьми в условиях группового общения в течение месяца с момента поступления в детский сад и по завершению психопрофилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования Деловая игра для педагогов МБДОУ по изучению ФГОС ДО «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании.

Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегративного образования Одним из центральных вопросов, который сегодня обсуждается специалистами образования, является внедрение в практику принятого Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 1 марта 2015 в 21:35
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД