Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Валерия Солосенкова
Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания. Внимание может проявляться внутри любого психического процесса:

при восприятии чего-либо (например, внимательно рассматриваем картины, читаем книгу, списываем текст);

в ходе мыслительных операций (сравниваем, выделяем, а затем обобщаем признаки определенных объектов, явлений);

при речевом общении (следим за своей речью, собеседника);

при запоминании, воспроизведении и т. д.

Сформированность внимания - важный показатель развития личности.

По сравнению с нормальными сверстниками у детей c задержкой психического развития сужен объем внимания. Бросая взор на какой-либо объект, они видят в нем меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на улице, в помещении, особенно в незнакомых местах. У детей c задержкой психического развития страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У них труднее привлекается внимание, невозможной оказывается его активная длительная концентрация, малейшие помехи отвлекают их. Недостатки внимания проявляются у детей c задержкой психического развития и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела. Например, рисовать и рассказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары карандашом.

Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются сосредоточенно работать в течение определенного времени, учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать. Их деятельность становится более целенаправленной. А так как все психические процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга, то, воздействуя на какой- либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций.

На слайде представлены задания, направленные на коррекцию и развитие внимания.

Задания можно использовать в коррекционных целях: для расширения объема восприятия, развития устойчивости, сосредоточенности, способности к распределению и переключению внимания. Эти задачи влияют на повышение темпа психической деятельности. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому могут использоваться в качестве передышки между различными видами учебной деятельности.

Данные задания являются прекрасным средством развития произвольного внимания, наблюдательности, самоконтроля.

Следует отметить, что в приведенных заданиях количество знаков и сами знаки (буквы, цифры, геометрические фигуры) могут меняться. Количество знаков необходимо увеличивать, а задание видоизменять, чтобы поддерживать интерес ребенка к игровым заданиям. Во всех заданиях предусматривается нарастание темпа работы. С этой целью можно ввести в занятия элементы соревнования на быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение.

Задание 1. Составим из цифр слово

Предлагаются слова, состоящие из указанных в образце букв. Ребенок ставит под ним соответствующую цифру и записывает рядом слово не буквами, а цифрами.

Например: Мама– 2626 МОСТ – 2894

Образец:

Н М Е Т Р А Л О С

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Задание 2. Модифицированная методика Шульте.

В данном задании необходимо:

1. найти и назвать цифры по порядку от 1 по 10. Ребенку поочередно предлагаются таблицы с изображением цифр от 1 до 10 (цифры расположены в беспорядке) черного и красного цвета. Задания можно проводить в виде игры-соревнования на время.

2. показать и назвать на таблицах сначала все красные цифры по порядку от 1 до10, затем все черные в обратном порядке от 10 до 1.

3. назвать черные цифры в прямо порядке, а красные – в обратном порядке.

5 10 6 4 5

10 2 7 3 10

8 7 9 6 8

9 1 2 8 4

6 8 3 5 2

Задание 3. Модифицированный тест Пьерона – Рузера

Изображены геометрические фигуры. Всего 3-5 рядов, по 10фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.

Нужно: а) расставить значки, как показано в образце;

б) расставить значки только в квадратах и треугольниках;

в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

O

O O O O

O O O

Задание 4. Да - нет

Нужно на вопросы отвечать: если согласен, говорить «нет», если не согласен, «да».

В саду растут: малина, грибы, кабачки, булки, яблоки, смородина.

В огороде сажают: морковь, сливы, шишки, огурцы, бананы.

Задание 5. Найдите ошибку.

1. Сказать, что не так. Предметные изображения рассортированы в соответствии с их цветом на три группы, однако и здесь допущены ошибки.

2. Решить правильно. Подготовить карточку, на которой представлены примеры с ответами. Некоторые примеры содержат ошибочное решение.

3. Четвертый лишний. Детям предлагаются карточки с изображениями четырех предметов, три из которых принадлежат к одной группе, четвертый-лишний. Нужно его найти и объяснить свой выбор.

5. Сказать, что неправильно. Детям читаются предложения где нужно найти ошибочное суждение (Осенью зайцы улетают на юг. Зимой холодно. На березе выросли красные яблоки. У собаки родились котята)

Задание 6. Летает - не летает.

Правила игры. Педагог называет слова и поднимает или опускает руки. Если названный предмет летает, ребенокдолжен поднять руку, если не летает, то соответственно не поднимать. (Самолет, машина, вертолет, парта, ракета.)

Предложенными выше заданиями не ограничивается работа по развитию и коррекции внимания. Эффективными занятия становятся только тогда, когда в их основе лежит идея всестороннего развития ребенка. Все предлагаемые игры не только требуют от ребенка максимальной концентрации внимания, но и приучают его к самоконтролю, развивают произвольность деятельности, корригируют пространственное восприятие, координированность движений.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_gk4uu.ppt | 370 Кб | Скачан: 37
 
Публикации по теме:

Методика исследования мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Доклад СЛАЙД 1 (Тема). Уважаемые коллеги, сегодня поговорим и о дошкольниках с задержкой психического развития. СЛАЙД 2. Проблема слабовыраженных.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития. Людмила Малинчан.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие с Паровозиком из Ромашково» «Путешествие с Паровозиком из Ромашково» Цель: Ознакомление детей с музыкально-ритмическими движениями, речевыми и музыкальными играми.

Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Театральная педагогика как инновационная модель обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Вольтер:«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, но именно.

Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста Автор опыта: Виткова Татьяна Анатольевна,педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 11 «Родничок» города Тихорецка, 2016.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 14:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Зимушка-зима»
Фото зарисовка «Зимушка-зима» Вот так уснешь не то осенью, не то ранней весной, а проснешься зимним утром. Выглянешь в окно – а там внезапно минус 8, на...
Фотозарисовка «Зимняя прогулка за город»
Последние несколько лет зима не балует нас не только снегом, но и холодом как таковым. Погода в январе похожа, скорее всего, на ноябрьскую. Почти все...
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом»
Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы....
Проект «Волшебный лучок для колобка»
Тема: Использование игровых технологий в проекте « Волшебный лучок для колобка». Добрый день уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию...
Конспект интегрированной НОД «Рукавичка» для детей второй младшей группы
В рукавичке зимой Жили звери семьей большой Дружно жили, не тужили, А, собачка пришла Всех друзей разогнала. интеграция образовательных областей :...