Папки-передвижки

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Якименко Яна
Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Нельзя не отметить, что в последние годы значительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Психическая жизнь ребенка представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Необходимым элементом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как комплекс внутренних психологических состояний.

Публикация «Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоциональной сферы детей имеет большое значение, и не уступает по важности познавательной сфере.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы является эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Под влиянием избыточной информации, эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, вследствие чего ребенок испытывает трудности в обучении, проблемы в общении со сверстниками. А внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья еще более сложен.

Поэтому коррекция и профилактика эмоционально-волевой сферы является одной из актуальных проблем работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать себя, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Работая в МКУ «Реабилитационный центр» несколько лет, я тоже столкнулась с этой проблемой в своей практике. Я убедилась, что с такими детьми необходима целенаправленная и организованная работа.

Для этого мною была разработана и апробирована программа «Мир эмоций». В процессе работы я ставила следующие цели и задачи:

• знакомство и систематизация знаний базовых эмоциях (радость, удивление, страх, гнев, горе);

• закреплять знания об основных эмоциях : радость, удивление, страх, гнев, горе;

• обучать детей умению распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;

• воспитывать доброжелательное, внимательное отношение к другим, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

• систематизировать знания об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;

• обогащать эмоциональную сферы детей с ОВЗ; активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции : «радость», «грусть», «печаль», «злость», «испуг»», «сердиться»;

• закреплять умения открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

• закреплять способности распознавать и определять эмоциональные состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);

• развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий;

• учить ребенка адекватно реагировать на отрицательные эмоции (страх, гнев).

• развивать эмпатию, способности к сопереживанию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20- 30 минут. На моих занятиях дети сидят на ковре или на стульях, поставленных кругом, видят глаза друг друга. При формировании группы я учитываю личностные особенности каждого ребенка. Поэтому я не включаю в группу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка. Каждое мое занятие состоит из трех частей: вводная часть, основная и завершающая часть Вводная часть ставит целью включить детей в работу группы. Я настраиваю группу на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Обязательным элементом является приветствие друг друга и психогимнастические упражнения.

В основную часть занятия входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы посредством арт-терапии («Доброе утро мышат», «Кислый лимон», «Я радуюсь, когда….», «Зеркало» и др.).

Главная задача заключительной части — снятие у детей эмоционального возбуждения. Она включает в себя релаксационные дыхательные и мышечные упражнения, которые проходят под спокойную музыку («Пение птиц», «Шум прибоя», Вивальди А. «Времена года» и др.).

Пример: Настя Т. в общении со сверстниками не могла наладить дружеский контакт, все попытки заканчивались конфликтом и отдалением Насти от детского коллектива. На занятиях я часто просила Настю показать наглядно, как выполнятся упражнения (например, «Котик», «Морщинки», начинала занятия с обменом комплиментами для каждого ребенка в группе. Спустя несколько занятий были заметны первые результаты: Настя Т. по отношению к окружающим меньше проявляет враждебности, стала терпеливее и сдержаннее, вспышки агрессии значительно снизились, на просьбы детей и взрослых откликалась с радостью, сама предлагала помощь. Дети по отношению к Насте также проявляли терпение, отношение стало дружелюбнее, ее приглашают в совместные игры и развлечения.

Думаю, что дальнейшая работа по коррекции и профилактики проблем развития эмоциональной сферы крайне необходима нашим воспитанникам.

Занятия по моей программе помогли детям познакомиться с эмоциями; научиться распознавать эмоции и чувства, как своих, так и окружающих людей, открыто их проявлять, говорить о них; упражнения помогли развить эмпатию и чувство сопереживания к сверстникам и взрослым; обогатить мимику и жесты, что позволяет более точно выражать свои эмоции.

Благодаря занятиям дети научились радоваться успехам друг друга, «выпускать пар», давая выход негативным эмоциям без вреда окружающим.

Обязательным условием для эффективной работы по программе является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Важно было напомнить родителям, а некоторых и научить, что нужно с уважением относиться к чувствам ребенка. Каждый родитель получил «домашнее задание» по совместному прочтению сказок и просмотру мультфильмов, с дальнейшим их обсуждением (с кем из героев ассоциирует себя ребенок, как менялись эмоции и чувства ребенка во время просмотра); отслеживать, как меняется настроение ребенка в течение дня, что его расстроило, что его радует.

Я проводила консультирование родителей не только в форме бесед, а также в виде памяток с рекомендациями о разделении чувств и поступков, буклеты и наглядные консультации (буклет «Дети и жестокость», наглядная консультация «Гиперактивный ребенок», «Особенности общения детей со сверстниками»). Благодаря тесному сотрудничеству с семьей мы достигли более высоких показателей в решении общей проблемы.

Таким образом, коррекция и профилактика эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является одним важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Тесное взаимодействие «семья»«ребенок»«воспитатель» помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья справиться с возможными эмоциональными трудностями в будущем. Занятия по программе учат и помогают детям самостоятельно справиться с эмоциональной неустойчивостью и адекватной реакцией на стрессовые ситуации, развивают способность устойчиво переносить жизненные трудности, учат распознавать эмоции собеседника по мимике и жестам.

На основании выше изложенного, можно сделать выводы, что выбранная тема является актуальной, а работа по программе на данный момент успешно реализовывается.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 5 июля 2020 в 12:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Якименко Яна (УИ 1621191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД