Папки-передвижки

Коррекция здоровья детей с ДЦП дошкольного возраста с помощью самомассажа кистей рук

Ольга Семус
Коррекция здоровья детей с ДЦП дошкольного возраста с помощью самомассажа кистей рук

Коррекция здоровья детей с ДЦП дошкольного возраста с помощью самомассажа кистей рук

Детский церебральныи паралич (ДЦП) — комплекс двигательных расстройств, которые возникают вследствие повреждения мозга в перинатальном периоде. ДЦП заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речи и эпилепсией.

Публикация «Коррекция здоровья детей с ДЦП дошкольного возраста с помощью самомассажа кистей рук» размещена в разделах

Самомассаж-массаж выполняемый собственноручно, на своем теле. Метод профилактики и лечения, представляющий собой совокупность приемов дозированного механического воздействия на различные участки тела человека.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. У детей с ДЦП мелкая моторика не развита. Спастика, парезы, гиперкинезы затрудняют движения. Использование самомассажа для детей с ДЦП очень полезно, т. к. самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. Игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, то улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Цель:

Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений, улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятия напряжения.

Задачи:

- нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

-содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;

- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, внимание;

- развивать сенсорное восприятие, зрительно-моторную координацию;

- повышать иммунитет.

На своих занятиях самомассаж кистей рук провожу не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Использую его многократно в течение дня на различных этапах коррекционной работы, включая в различные режимные моменты. Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно.

И главное, самомассаж можно использовать без специального медицинского образования.

Самомассаж и массаж проводится несколько раз в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 мин во второй половине дня. При этом стоит использовать от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе, затем 5-7.

Между массажными упражнениями необходимо проводить упражнения на расслабление мышц рук. После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

Игровой самомассаж кистей рук, является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей с ДУП, так же оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг, содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки, маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, шарики Су-Джок, каштаны, шишки. При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

Подборка игровых приемов по самомассажу рук, которые можно использовать на занятии в работе с детьми ДЦП в рамках ДОУ.

1. Поглаживание

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев - это «лучи солнца».

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

Г. Виеру

Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки.

Направление движения - от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

2. Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

Сорока, сорока,

Где была? Далеко.

Дрова рубила.

Печку топила,

Воду носила,

Кашку варила,

Деток кормила.

З. Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели,

Летели снега.

Стелила постели

Большая пурга,

Стелила постели

Морозам она,

И было метелям

Совсем не до сна.

Мы утром в окошко

Взглянули на сад -

Сугробы в саду,

Как подушки, лежат.

В. Степанов

4. Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье - это ствол, а кисть с растопыренными пальцами - крона).

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

М. Пляцковский

5. Растирание

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Чьи руки зимою всех рук горячей,

Они не у тех, кто сидел у печей

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

В. Берестов

На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.

6. Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними иконцевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка – кошка.

В. Левин

Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как умывается кошечка.

7. Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).

Диво дивное - паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

В. Суслов

8. Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась пила за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

С. Маршак

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

9. Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,

И жужжит, как пчела,

И визжит, и поет,

Соням спать не дает.

В. Сокол

10. Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это –

Руки мой перед едой

И после туалета.

11. Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка-ползушка,

Дом-завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши.

Рога покажи.

Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина). Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.

12. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси, гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Так летите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Русский фольклор

Примечание. Предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся.

13. Вибрация

Пунктирование двумя-пятъю пальцами (игра на пианино).

Кто там топает по крыше?

Кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап.

Может, кошек подковали?

Кап-кап-кап.

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый карандаши.

Упражнения для массажа карандашами

Массаж грецкими орехами

С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

-Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

-Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

-Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

-Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

-Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

-Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

-Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Массаж шариками марблс

Массаж шариками марблс — стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические (разноцветные, диаметром 1-2,5 см) шарики — хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук. Их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаясь в точности попадания.

Массажер «Каштан»

Используется в коррекционной практике для коррекционных упражнений при речевых расстройствах у детей, на физкультминутках в ходе занятий для профилактики мышечного пальчикового утомления, для подготовки руки к письму, повышения работоспособности, снятия нервного напряжения.

Детям младшего возраста предназначен массажер «Каштан» с колокольчиком. Колокольчик звуком привлекает внимание ребёнка к своим рукам, развивая зрительно-двигательную координацию. Для детей старшего дошкольного возраста с выраженными моторными нарушениями желательно использовать модификацию массажера, оснащенную магнитом.

Иппликатор Кузнецова

Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук. Обычно имеет круглую форму. Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Методика применения очень проста. Иппликатор располагается на столе игольчатой стороной вверх. Ребенок прижимает ладони к иппликатору (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд, после чего иппликатор снимают, давая рукам отдых в течение 1 мин., кисти рук массируют и поглаживают. Затем процедура повторяется еще 3 раза. Курс проводится в течение 2 недель каждый день по 3-5 мин.

Массаж деревянными катушками

Деревянные катушки для наматывания ниток можно использовать как тре-нажер для развития мелкой моторики пальцев и для самомассажа кистей рук и ладоней. Манипуляции с катушкой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.

1. Самомассаж ладоней катушкой в различных направлениях.

2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

3. «Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.

4. «Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, указательный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.

5. «Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.

6. «Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.

Массаж шариком для пинг-понга

Маленькие целлулоидные шарики тоже можно приспособить для массажа детских ладошек. Детям обычно очень нравится этот предмет: легкий, прыгучий, иногда привлекательно ярко окрашенный. Можно выполнять следующие упражнения.

1. Сжимание шарика в правой и левой ладони попеременно.

2. Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

3. Удержание шарика верхней фалангой пальцев, передача шарика от одного пальца к другому.

4. Прокатывание шарика по столу внутренней поверхностью ладони.

5. Прокатывание шарика по столу в различных направлениях каждым пальцем правой и левой руки.

6. Прокатывание шарика по межпальцевым поверхностям и удержание верхними фалангами соседних пальцев.

7. Перекатывание шарика по столу и отбивание внутренними поверхностями ладоней.

8. Прокатывание шарика между двумя ладонями.

Приёмы массажа шариком для пинг-понга

Су-джок

Упражнение № 1

Соединить ладони пальцами вперёд. Су-джок находится между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая су-джок только мягкими частями ладони. 5 – 6 движений.

Упражнение № 2

Повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая внизу. Су-джок находится между ладонями. Перемещать массажор вперёд-назад от ладони до кончиков пальцев. 1 – 2 движения на каждый палец.

Упражнение № 3

Взять Су-джок подушечками большого и указательного пальцев. Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать его вперёд-назад, слегка на него нажимая. Аналогично делать массаж кончиков других пальцев. 3 – 4 движения на каждый палец.

Упражнение № 4

Су-джок удерживается в горизонтальном положении между большим пальцем и указательным (средним, безымянным, мизинцем, по команде прижимать его к ладони, а затем выдвигать его вперёд как можно дальше. 2 – 4 движения на каждый палец.

Упражнение № 5

Ладонь с разведёнными в сторону пальцами лежит на столе. Между средним и указательным (средним и безымянным, безымянным и мизинцем) зажат су-джок. Поднять су-джок усилием мышц как можно выше над столом. Свободные пальцы прижаты к поверхности стола. Повторять подъёмы 1 – 2 раза.

Упражнение № 6

Су-джок лежит на столе. Удерживая его подушечками указательных (безымянных, средних, мизинцев) поднять над столом, а затем опустить в исходное положение. Запястья опираются на стол.

Сухой бассейн

Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см., высотой 12 – 15 см.) нужно заполнить на 8 см. промытым и просушенным горохом или фасолью.

Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.

1. Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтобы пальцы не грустили.

2. Фасоль

На дне «бассейна» спрятать мелкие игрушки. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

3. Тесто

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

4. Лодочка

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

5. Повар

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

6. Стираем платочки

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

7. Колобок

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

8. Колобок

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

9. Напрягаем пальцы

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

10. Ладошки здороваются

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмем.

11. Лягушки

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

12. Пальцы играют

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция здоровья детей с ДЦП дошкольного возраста с помощью самомассажа кистей рук
Опубликовано: 4 марта 2021 в 20:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД