Коррекционная программа по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики

Анюта Титслова
Коррекционная программа по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики

1. Части тела (лица)

«Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Лопатка», «Блинчик», «Орехи»

Развитие лексического запаса:

Сущ. : части лица и тела

Глаголы: тянуть, прятаться, запирать, открывать, стоять

Прил. : правый-левый, нижний-верхний, боковой, робкий, сильный-слабый, большой, ровный

Развитие грамматического строя:

1) согласование прилагательных с числительными

2) согласование прилагательных с существительными

3) согласование притяжательных местоимений с существительными: мой ротик, мои зубы

4) употребление множественного числа существительных: зубы, губы

2. Игрушки

«Шар», «Лопатка», «Барабан», «Лошадка», Игрушечная посуда: «Чашка», «Тарелка»

Развитие лексического запаса:

Сущ. : названия игрушек (лопатка, тарелка, шар, лошадка, барабан)

Глаголы: пить, копать, играть, ехать

Прил. : большой-маленький, красивый, глубокий

Развитие грамматического строя:

1) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: лопатка, чашечка

2) образование притяжательных прилагательных: моя тарелка, мой барабан

3) согласование существительных с числительными: одна чашечка, две чашечки.

3. Семья

«У бабушки и дедушки»

Развитие лексического запаса:

Сущ. : бабушка, дедушка, внуки

Глаголы: потянулись, проснулись, поставим, прикусим, оближем, дружим, улыбнулись

Прил. : толстые-худые, верхние-нижние, вкусный

Наречия: вправо-влево, внутри- снаружи

Развитие грамматического строя:

1) образование относительных прилагательных: малиновое, персиковое, клубничное

2) употребелние глаголов в изъявительном наклонении: потянулись, улыбнулись

3) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: блинчик, губки, зубки.

4. Овощи

- широко открывать рот

- жевательные движения

-надувание щек

- «Качели»

Развитие лексического запаса:

Сущ. : помидор, огурец, морковь, суп, овощи

Глаголы: срывать, собирать, откусывать, класть, поливать, срезать

Развитие грамматического строя:

1) согласование существительных с числительными: один помидор, два помидора

2) изменение глаголов по лицам: я жую, мама жует, мама с папой жуют.

5. Фрукты

- широко открыть рот

- поглаживание языка: пя-пя-пя

- покусывание языка: та-та-та

- «Вкусное варенье»

- «Чашечка»

- поднятие языка кверху

Развитие лексического запаса:

Сущ. : фрукты, сок, варенье

Глаголы: собирать, есть, облизывать, мыть, поливать, срывать, класть, варить

Прил. : вкусный, сладкий-кислый, большой-маленький, верхний-нижний

Наречие: наверху, внизу, быстро-медленно

Развитие грамматического строя:

1) согласование существительных с числительными: один лимон, два лимона

2)образование притяжательных прилагательных: апельсиновый сок

3) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: яблочко, лимончик.

6. Сад-огород

- широко открыть рот

- поглаживание языка: пя-пя-пя

- покусывание языка: та-та-та

- «Вкусное варенье»

- «Чашечка»

- поднятие языка кверху

- жевательные движения

-надувание щек

- «Качели»

Развитие лексического запаса:

Сущ. : фрукты, варенье, сок, суп, овощи

Глаголы: срывать, собирать, откусывать, класть, поливать, срезать

Прил. : вкусный, сладкий-кислый, большой-маленький, верхний-нижний

Наречие: наверху, внизу, быстро-медленно

Развитие грамматического строя:

1) согласование существительных с числительными

2)образование притяжательных прилагательных: апельсиновый сок, овощной суп

3) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: яблочко, морковка

7. Продукты питания

«Чашечка», «Вкусное варенье», «Орехи», «Киска лакает молоко (сметану)» «Блинчик», «Месим тесто»

Развитие лексического запаса:

Сущ. : продукты питания

Глаголы: лакать, пить, есть, слизывать, облизывать, жарить, варить, готовить, мыть, мять, жать

Прил. : вкусный, сладкий, большой-маленький, малиновое, клубничное

Развитие грамматического строя:

1) согласование существительных с числительными

2) согласование прилагательных с существительными

3) образование относительных прилагательных

4) употребление глаголов 2 лица множественного числа настоящего времени (мнём, жмём)

8. Инструменты

«Дудочка», «Гармонь», «Барабан», «Лопата», «Грабли», «Молоток»

Развитие лексического запаса:

Сущ. : инструменты – рабочие и музыкальные

Глаголы: играть, отпускать, открывать, повторять, тянуть, отдыхать

Прил. : широкий, гладкий, веселый, звонкий

Развитие грамматического строя:

1) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением

2) употребление глаголов 2 лица множественного числа

3) употребление предлогов

9. Профессии

«Маляр», «Дворник», «Артист цирка», «Фокусник», «Футболист», «Наездник» (лошадка, «Пулеметчик»

Развитие лексического запаса:

Сущ. : маляр, артист цирка, дворник, фокусник, футболист, наездник, пулеметчик

Глаголы: красить, подметать, качаться, показывать, забивать, дуть, скакать, стрелять

Прил. : быстрый-медленный, чистый, звонкий, темный

Развитие грамматического строя:

1) согласование существительных с числительными

2) согласование прилагательных с существительными

3) употребление глаголов прошедшего времени мужского и женского рода

4) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением

10. Животные и птицы

Сказка «Зоопарк»

Развитие лексического запаса:

Сущ. : лягушка, бегемот, лошадка, хоботок, индюк, змея, кот, дятел

Глаголы: увидеть, идти, стоять, говорить, отпускать, возвращать, открывать, закрывать

Прил. : веселый, звонкий, громкий

Развитие грамматического строя:

1) употребление приставочных глаголов

2) употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением

3) употребление существительных во множественном числе

4) употребление притяжательных прилагательных

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Да или нет. Фигурки животных»Дидактическая игра «Да или нет. Фигурки животных» У этой игры три варианта. Вариант первый:Воспитатель выкладывает на столе мишку (лисичку, ципленка и др.) и называет основные части его тела:голову.

Конспект НОД по ЗОЖ в средней группе «Как устроено тело человека» Конспект НОД по ЗОЖ «Как устроено тело человека» (средняя группа) Программное содержание: Обобщать имеющиеся у детей знания о функции частей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Коррекционная программа по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 3 января 2015 в 22:25
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Фотоотчет «Как мы в индейцев играли»
13 июня на МААМ проходил день индейцев. Мы с ребятами готовились к нему заранее: узнали, кто такие "индейцы"; где живут; чем занимаются; в какие игры играют...
Физкультурное развлечение «Юные спортсмены»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию физкультурное развлечение «Юные спортсмены». 1 задание. Прокатывание мячей «Точный пас». Дети становятся в...
Беседа-игра в подготовительной группе на тему: «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Задачи: - Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить...