Получи документы

Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций.

Петрова Надежда Николаевна
Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций.

Коррекционная работа по формированию сенсомоторных (гностико-практических) функций. Развитие временных представлений.

Коррекционная работа, направленная на формирование перцептивных функций, праксиса и их координации, является очень важной, так как создает основу для перехода к следующим, более сложным этапам коррекции дискалькулии.

Публикация «Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций,» размещена в разделах

Основной задачей развития гностико-практических функций является перестройка нерасчлененного, синкретического восприятия, характерного для детей с дискалькулией, в дифференцированное, аналитико- синтетическое, расчлененное восприятие.

В процессе формирования математических понятий, а также при овладении графическими знаками (буквами, цифрами, математическими обозначениями и т. д.) существенное значение имеет уровень сформированности восприятия и представлений. Усвоение знаковых обозначений требует, с одной стороны, четкого восприятия, а с другой стороны сформированности зрительно-слухомоторной координации. Для правильного графического воспроизведения математических знаков необходимо синтезирование целого ряда функций : зрительного восприятия формы с одновременным анализом, а затем переработкой в кинетическую (динамическую) модель, осуществления их синтеза и конечного завершения в виде определенных действий.

Довольно сложным процессом является перенос слухового образа в моторную схему. Принципиальное значение в завершении этих процессов имеет ориентировка в собственном теле и в пространстве.

Таким образом, содержание системы коррекции дискалькулии основывается на формировании аналитико-синтетического, обобщенного восприятия с учетом специфических особенностей знаков, их пропорции, величины, пространственного расположения элементов.

Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что дети с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо сформировать представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду. Проведение коррекционной работы направленно на формирование у детей с дискалькулией определенных умений, знаний и навыков:

- быстрое и четкое узнавание зрительных образов (формирование зрительного гнозиса);

составлять группу предметов и выделять из нее один;

сравнивать множества путем установления взаимнооднозначного соответствия;

определять результаты сравнения;

выделять подмножества;

считать до 10 в прямом и обратном порядке; соотносить количество, число и цифру;

понимать значение итогового числа как показателя мощности

множества;

уметь пересчитывать, при считывать и отсчитывать элементы множеств;

устанавливать зависимость и отношения между смежными числами;

понимать построение натурального ряда чисел и определять место числа в числовом ряду; пользоваться порядковыми числительными;

знать и правильно называть часть целого, половину;

применять состав чисел в пределах 10 для решения арифметических примеров и простых арифметических задач;

пользоваться вопросительными наречиями для построения вопросов и уметь отвечать на поставленный вопрос;

- дифференциация сходных зрительных образов и их различение по цвету, форме, величине;

различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапецию, шар, куб, брус, цилиндр, конус, пирамиду);

показывать стороны, вершины и углы геометрической фигуры;

иметь представление о четырехугольнике и многоугольнике, линии и отрезке;

находить в окружающей обстановке предметы изученной формы;

анализировать форму реальных предметов и их частей;

группировать предметы по форме;

- ориентировка в окружающем пространстве, т. е. различение правой и левой стороны, направлений «вверх - вниз»;

- ориентировка в собственном теле и правильное ее использование в двигательных актах;

- Формирование пространственных представлений

ориентироваться в вертикальном, фронтальном и горизонтальном пространственных направлениях;

пользоваться пространственными предлогами и наречиями для определения положения предмета и направления движения;

определять свое положение среди окружающих предметов и направление своего движения;

ориентироваться на плоскости;

- формирование временных представлений о явлениях природы, различение понятий «времена года», «месяцы», «сутки» с учетом их признаков;

практически различать и называть времена года, части суток;

иметь представление о годе;

знать название дней недели и месяцев;

понимать значение и уметь правильно употреблять слова вчера, сегодня, завтра, быстрее, медленнее.

- усвоение временной последовательности и умение оперировать временной иерархией в практической деятельности;

- развитие зрительно-моторной координации;

- совершенствование слухового анализа и синтеза;

- формирование слухомоторной координации, в том числе восприятия и воспроизведения ритма.

Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности:

- развитие понимания речи,

- речевого подражания,

- расширение пассивного и активного словарного запаса,

- лексико-грамматических структур,

- формирование связной речи,

- развитие сенсорного и интеллектуального потенциала,

- словесно-логического мышления.

Занятия по математике позволяют осуществлять коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности. В процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходноразговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.

Использование разнообразных предметов для составления и сравнения множеств, счета, определения их величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализировать чувственный опыт. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций создает предпосылки для развития словесно-логического мышления.

Характеризуя временные представления дошкольников с нарушениями речи, можно сказать, что им очень тяжело словесно оценить интервалы времени. Особенности лексико-грамматического строя речи создают трудности в определении различных отрезков времени принятыми единицами измерения, а также темпа, ритма, последовательности процессов, из смены и периодичности. Дети не могут рассказать о содержании деятельности в течение промежутка времени даже на основе личного опыта. Таким образом, в процессе профилактики и координации дискалькулии важным является формирование представлений о временах года, о днях недели, о частях суток, о временной последовательности событий.

Развитие временных представлений у детей с нарушениями речи имеет большое жизненно-практическое, развивающее и воспитательное значение.

Формирование этих представлений входит в сложную систему сенсорного развития ребенка. Понимание времени отражается в речи, что создает предпосылки для речевого развития.

Знания о времени даются дошкольникам в процессе игр, бесед, занятий. Воспитатель должен часто и правильно называть время суток, интонационно окрашивая речь. Напоминания о части суток должны повторяться постоянно, изо дня в день. Нужно добиваться, чтобы дети понимали, когда наступает определенное время суток и какие события обычно происходят в это время.

Важным условием развития речи является постепенное формирование произвольной речевой деятельности, поэтому педагог должен стимулировать речевую активность детей, создавать игровые ситуации, в которых

необходимо давать характеристику времени суток и использовать изученную терминологию.

Полученные представления о годе и сезонах обобщаются, дети повторяют, что происходит в течение года – как изменяется погода, растительный мир, жизнь людей, зверей и птиц.

Для закрепления изученного проводятся дидактические игры.

Большое значение для изучения месяцев имеет календарь. Он должен висеть в группе на доступном для детей месте. Вместе с детьми надо отмечать праздники и дни рождения, что вызовет интерес к календарю. Ребенок непременно захочет найти свой день рождения, будет следить, как долго осталось ждать до него. Это позволяет детям осознать длительность суток, месяца, сезона, года.

Учить ориентироваться во времени можно с опорой на плакатный календарь. Он позволит наглядно показать день, который был вчера, есть сегодня и будет завтра. Каждое утро после зарядки необходимо определять не только время года, месяц, число, но и день недели, а также называть прошедший и следующий день.

Следует постоянно следить за правильностью речевых высказываний и помогать детям грамотно пользоваться соответствующей лексикой.

Недостаточное развитие речевых функций отрицательно влияет на овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Так, бедность словаря препятствует пониманию речевых инструкций, условия арифметической задачи, овладению математическими понятиями. Нарушения чтения и письма затрудняют выполнение учебной деятельности, в том числе и математической. При этом выявляется определенная зависимость между степенью выраженности дискалькулии и характером нарушений чтения и письма.

В содержании процесса коррекции дискалькулии у детей можно выделить следующие направления:

- коррекция нарушений сенсомоторных функций и их координация;

- развитие временных, количественных представлений;

- формирование сукцессивных и симультанных процессов;

- развитие логических операций;

- формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками;

- интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий.

Реализация этих направлений осуществляется системно. На каждом из коррекционных занятий определяется комплекс задач по коррекции нарушений речевых и не речевых психических функций и по формированию математических умений и навыков.

Публикации по теме:

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей пяти лет с использованием игр с водой Цикл игровых упражнений на развитие грамматического строя речи «Море в ладошках». ЧАСТИ ТЕЛА Помоем куклу Таню Развивать навыки образования.

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Домашние птицы» МБДОУ «ЦРР – детский сад «МАРЬИНО»» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим тема: «Коррекционная работа по формированию мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций.
Опубликовано: 14 мая 2015 в 14:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД