Получи документы

Коррекционная работа по развитию лексико-грамматических категорий речи детей с нарушением зрения с использованием логосказок

Зиля Ибрагимова
Коррекционная работа по развитию лексико-грамматических категорий речи детей с нарушением зрения с использованием логосказок
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная работа по развитию лексико-грамматических категорий речи детей с нарушением зрения с использованием логосказок

Содержание

Пояснительная записка

Коррекционная работа по развитию лексико-грамматических категорий

у детей с нарушением зрения с использованием логосказок

Требования к демонстрационному и раздаточному материалу

Список использованной литературы

Приложения

Пояснительная записка

Публикация «Коррекционная работа по развитию лексико-грамматических категорий речи детей с нарушением зрения с использованием логосказок» размещена в разделах

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полной компенсации последствий зрительного нарушения, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Но основой работы по развитию связной речи дошкольников является работа по развитию словарного запаса и грамматической стороны речи детей. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. Им становится доступной главная функция речи – общение.

Проблеме изучения и развития лексики и грамматики дошкольников с нарушениями зрения посвящены работы Плаксиной, Дружининой и других. Ими были разработаны методики по развитию речи дошкольников, основу которых составляет ряд методов по обогащению словаря и развитию грамматических категорий.

Одним из таких методов являются логосказки. Использование логосказок в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию лексики, развитию пассивного и активного словаря и формированию навыков словообразования. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что необходимо для последующих этапов обучения. Кроме этого, при изучении логосказок, у дошкольников повышается мотивация и интерес к логопедическим занятиям. Также в них присутствуют элементы нравственного и эстетического воспитания детей. Именно поэтому изучение влияния логосказок на речевое развитие ребенка является актуальным.

Коррекционно-развивающая работа по развитию лексико-грамматических категорий у детей с нарушением зрения с использованием логосказок.

После изучения методической литературы по проблеме исследования, нами была разработана следующая методика работы с логосказками. Вся работа делится на два этапа: подготовительный этап и основной.

Подготовительный этап представляет собой работу по накоплению первоначальных знаний по определенной теме. Это могут быть наблюдения во время прогулки или экскурсии, изучение лексической темы, беседа или чтение другого художественного произведения. Эту работу может проводить как логопед, так и воспитатель.

Основной этап работы проводится логопедом на фронтальном занятии по развитию лексики и грамматики в следующей последовательности.

1. Предварительная беседа. Это – вступительная часть занятия, облегчающая последующее восприятие произведения. К ней относится: вводная беседа, подводящая к пониманию идеи, показ обложки, напоминание аналогичного сюжета. Возможны случаи, когда не все дети знакомы с ситуацией, описанной в сказке. Именно в предварительной части проводится беседа-объяснение о незнакомых явлениях, предметах, понятиях.

2. Чтение логосказки без установки на запоминание. Исходя из структуры дефекта, следует сказать, что речеслуховое внимание и восприятие детей с нарушением зрения часто является ведущим психическим процессом в получении информации. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания. Они способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом.

Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения. Сущность его в эмоциональной насыщенности, в наибольшей глубине и яркости передачи чувств и настроений, отраженных в тексте.

Поскольку сказка по природе своего жанра предназначается для узкого восприятия, ее не следует только цитировать. Лучше использовать чтение-рассказывание, когда педагог, заглядывая в книгу, ведет устный сказ, обращаясь к детям. Логопед может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие логосказки – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Включение наглядно-практической деятельности – важное условие при работе с детьми с нарушениями зрения. Для наглядного фиксирования последовательности событий, можно использовать фланелеграф, на котором, по мере развития сюжета, будут появляться герои сказки.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую логосказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание [1].

3. После первоначального знакомства с логосказкой, следует беседа по содержанию и эмоциональному восприятию текста. Она проводится в вопросно-ответной форме. Вопросы должны быть определяющими понимание детьми сюжета сказки. Данную беседу следует проводить по сюжетной или серии картин. На этом этапе акцентируется внимание на эмоциональную насыщенность сказки, персонажах, на место и время действия, на причинно-следственные связи, на последовательность сюжета. Такая беседа способствует развитию навыков овладения диалогической речью.

В работе по пониманию и усвоению содержания сказки применяется также наглядный прием. Это – самостоятельный отбор и установление последовательности сюжета ребенком с использованием картинного или предметного материала.

4. После повторного чтения текста, проводится беседа по анализу сказки. Проводится работа по объяснению новых слов, необходимо их многократное повторение. Задаются вопросы, уточняющие причинно-следственные отношения сюжета. Нужно привлекать внимание детей к языку произведения, включать в вопросы слова и словосочетания из текста, использовать выборочное чтение поэтических описаний, сравнений. На этом же этапе отрабатываются и закрепляются новые лексические единицы и грамматические конструкции. Включаются игры и упражнения на договаривание или исправление предложений логопеда, на закрепление навыков словообразования. Путем задавания вопросов, добиваются многократного повторения детьми изучаемых единиц и оборотов речи. Этим обусловлена коррекционная направленность логосказок.

На этом этапе важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседе должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовали бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята? Чем вам понравился главный герой? Хотели бы вы иметь такого друга и почему?

5. Эффективным методом закрепления новых лексико-грамматических единиц в самостоятельной речи детей является пересказ текста. Его можно проводить как на первом занятии изучения логосказки, так и на последующих. Это зависит от уровня речевого развития детей и сложности выбранного текста. Пересказ следует проводить по картинному (графическому) плану. Каждая картинка плана должна быть тщательно рассмотрена и обговорена, соотнесена с речевым сегментом пересказа. Для стимуляции активности и облегчения запоминания сюжетной последовательности текста, можно использовать следующий прием. Логопед читает сказку по смысловым частям, а дети зарисовывают в тетрадях иллюстрацию к ним. Таким образом, перед детьми появляется картинный план, который они сами создали. Эта работа, несомненно, способствует лучшему и осознанному восприятию текста.

Сначала дается образец логопедом, дети тем временем следят за наглядным планом. Сложные моменты, элементы со смысловой нагрузкой следует повторять несколько раз. Далее детей просят самостоятельно пересказать сказку. Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова и фразы педагогом («Начни со слов…»). Практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). И в уверенном пересказе подсказ необходим для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка [1]. Если качество пересказа, так же как и беседы, невысоко, целесообразно предварительно отработать некоторые сложные лексико-грамматические конструкции на индивидуальных занятиях.

Если в логосказке присутствуют элементы описания предметов, животных, то на них следует уделять большее внимание. Эти описательные элементы на графический план пересказа выносятся отдельно.

В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно, применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, активируя тем самым их внимание. Пересказ должен звучать многократно и из уст всех детей по возможности.

6. Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов, плоскостных персонажей и т. п. Этот метод необходим для развития мыслительной активности дошкольников, когда дети плохо владеют словом, а мышление носит наглядно-образный характер. Также драматизацию используют для уяснения содержания всего читаемого текста или отдельных слов и фраз. Этот прием усиливает эмоциональное восприятие, повышает мотивацию детей на занятиях.

Как и любые сказки, логосказки, помимо коррекционной направленности, должны нести в себе мораль и поучительный смысл. Поэтому при помощи анализирующей беседы, определяется основная идея сказки. Задаются вопросы типа: О чем эта сказка? Чему она учит? И только в конце работы над сказкой возможен перенос основной идеи на сходные ситуации из реальной жизни.

Также нами был разработан перспективный план работы с логосказками по развитию лексико-грамматического строя речи детей с нарушениями речи. Он составлен в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа) под редакцией Л. И. Плаксиной, основывается на сборник логосказок Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской и на сборник развивающих сказок Нищевой Н. В.

Также в коррекционный план включены авторские логосказки, разработанные и изданные нами.

Требования к демонстрационному и раздаточному материалу

При построении стимульного материала учитель-логопед должен учитывать следующие положения: соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов; соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80-95%); четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов. Отрицательный контраст предпочтительнее, дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога. Индивидуальное предъявление зрительного материала осуществляется с расстояния не более чем 30-35 см от глаза ребенка с амблиопией и косоглазием. Материал для фронтальной демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаза с дополнительным индивидуальным показом, картинки на определенном фоне под углом 5-45 относительно линии взора. Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей. Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картинки, чтобы все дети хорошо их видели. На доске следует размещать предметы размером 10-15 см в количестве 8-10 шт., 20-25 см – от 3 до 5 шт. одновременно. Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

При демонстрации наглядного материала необходимо учитывать уместность его предъявления и применения в данный момент. Работая с детьми с амблиопией и косоглазием, надо чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме. В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

При подборе и предъявлении дидактического материала рекомендуется учитывать зрительные возможности детей с амблиопией и косоглазием и типы зрительных нагрузок, разработанные Л. А. Григорян.

Детям 2-4 лет с амблиопией и косоглазием при остроте зрения до 0.3 предъявляются объекты и изображения в оранжевых, красных и зеленых тонах без оттенков, с высокой цветовой насыщенностью и контрастностью по отношению к фону. Размер объектов – более 2 см, ими могут быть плоскостные и объемные предметы.

Если острота зрения от 0.4 и выше, можно предъявлять разнообразные по цвету объекты размеров 2 см и меньше. Очки для близи требуются: при сходящемся косоглазии с дальнозоркой рефракцией; расходящемся косоглазии, с миопической рефракцией; высокой степени миопии. При миопии средней и слабой степени очки не требуются (при отсутствии астигматизма).

Детям с амблиопией и косоглазием старшего дошкольного возраста с визусом до 0.3 (с не центральной, но устойчивой фиксацией; с центральной и неустойчивой фиксацией; с нецентральной и неустойчивой фиксацией) предъявляются объекты размером более 2 см оранжевого, красного и зеленого цвета. Детям с центрально фиксацией трудно реализовать взор на определенном объекте, это должно учитываться при демонстрации дидактического материала.

Старшим дошкольникам с остротой зрения от 0.4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, со сходящим косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Трудности связаны с восприятием объемных материалов, а также изображений переднего, заднего планов. Отличительной особенностью этих детей являются трудности конвергенции, направления взора верх и вдаль.

Старшим дошкольникам с остротой зрения от 0.4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Для четкого восприятия стимульного материала, предъявляемого вблизи, необходимы очки для близи, т. к. расходящееся косоглазие часто связано с миопической рефракцией. На занятиях этой группе детей рекомендуются упражнения на усиление аккомодации.

Список использованной литературы.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.

2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки. – СПб. : КАРО, 2001. – 128 с.

3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М. : ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.

4. Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.

5. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. - М. : 1968.

6. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М. : Гном и Д, 2003.

7. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном дестком саду. – М. : Наука, 1987. – 248 с.

8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. -Воронеж: 1997.

9. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова: В 2х тт. - М., 1997.

*

Приложение 2

ЛОГОСКАЗКИ

Содержание

Зачем нужно Солнце?

Чьи следы?

Что узнала Маша?

Чей дом?

Про красоту

Капризное яблоко

За ужином

Птица ли Пингвин?

Зимние забавы

Путешествие Белого Кораблика

Кто главный?

Все профессии важны

Про одежду

Два брата

На лесной полянке

Зачем нужно Солнце?

Цель: активизация номинативного словаря по лексической теме «Лето», развитие глагольного словаря.

Проснулся Ваня рано утром от того, что Солнце ему в глаза ярко светило. Зажмурился Ваня и закричал Солнцу:

- Почему ты так рано встаешь и зачем так сильно светишь, что я спать не могу!

Обиделось Солнышко и скрылось за облачко.

Тут, откуда не возьмись, Воробышек прилетел и сел на окошко к Ване.

- Ты чего это, - говорит, - раскричался? Чем тебе Солнышко не угодило?

- Оно мне спать мешает! Пусть сидит себе за облачком и не выходит, не нужно оно мне совсем!

- А ты знаешь, что случилось бы на всей земле, если бы Солнца вообще не было? Не наступило бы лето, не радовались бы люди, не купались бы в речке. Травка бы не росла, цветочки бы не цвели, яркие бабочки бы не порхали над ними. И ты бы не вырос, Ваня. Потому что все мы – живые существа берем силу от Солнца. Кругом была бы одна зима. Понравилось бы тебе так? – прочирикал Воробышек и был таков.

- Нет, не понравилось бы, - тихо отвечает Ваня. Понял он свою ошибку и сказал Солнцу:

- Солнышко яркое, прости меня, пожалуйста. Ты очень нужно нам всем, выходи из-за облачка!

Вышло Солнце из-за облака, всё вокруг озарилось его лучами. Птицы весело защебетали, цветы раскрылись, над ними запорхали бабочки, улыбнулись люди. Целый день играл Ваня на улице, радуясь солнечному дню.

Чьи следы?

Цель: активизация номинативного словаря по лексической теме «Дикие животные» уточнение и закрепление словаря притяжательных прилагательных.

Лисенок и Бельчонок – друзья. Целыми днями они играют вместе, веселятся. В одно солнечное зимнее утро Бельчонок вспомнил, что у Зайчонка сегодня день рождения. И говорит Лисёнку:

- Давай поздравим Зайчонка, ему будет приятно.

- Давай, - согласился Лисенок. – А что мы ему подарим?

- Мы отломим ему березовую кору, он обрадуется, - ответил Бельчонок.

- А как мы узнаем, где он живет?

Задумался Бельчонок. А потом воскликнул:

- По следам! Мы легко найдем его дом по следам на снегу!

И пошли друзья искать заячьи следы по всему лесу.

Идут они, идут и приглядываются. Вдруг заметили на снегу какие-то следы. «Чьи это, интересно?» - задумались они. Приставил к ним Лисенок свою лапку, следы были очень мелкие.

- Это, наверно, мышиные следы, - сказал Лисенок. – Видишь, они ведут к маленькой мышиной норке.

Дальше пошли друзья и увидели лисьи следы.

- Это следы моей мамы Лисицы, - сказал Лисенок. – Я их сразу узнал!

Недолго прошли Лисенок и Бельчонок, и попались им опять чьи-то следы.

- Это волчьи следы, - сказал Бельчонок. – Здесь нужно быть осторожней: где-то недалеко волчье логово.

- А это следы моей мамы, - улыбнулся Бельчонок, когда увидел беличьи следы.

На поляне им, наконец, встретились заячьи следы.

- А вот и заячьи! – обрадовались Бельчонок и Лисенок! Пошли они по ним, и пришли к заячьему дому. И оказалось, что Зайчонок живет под кустом на полянке. Обрадовался Зайка приходу своих друзей, поблагодарил их за подарок.

Рассказали ему Лисенок и Бельчонок, как долго искали они его дом по следам на снегу.

- Ну, теперь вы знаете, где я живу. Будете приходить чаще, - сказал им Зайчонок.

Целый день веселились они вместе на полянке: и на санках катались, и в снежки играли. Вот такой веселый день рождения устроили друзья для Зайчонка.

Что узнала Маша?

Цель: активизация номинативного словаря по лексической теме «Домашние животные».

Маша каждое лето гостит у бабушки в деревне. У нее во дворе много домашних животных и птиц: корова, овцы, козы, собака, курицы. Бабушка целый день хлопочет вокруг них, трудится, кормит их. Маша всё никак не понимала, зачем же они нужны?

Каждое утро бабушка угощала внучку парным молоком. И как-то Маша спросила:

- Бабушка, а где ты покупаешь такое вкусное молоко?

Бабушка улыбнулась и сказала:

- Я его не покупаю, это наша коровушка дает такое вкусное и полезное молоко. А из него еще я делаю сметану, творог, маслице и ряженку.

«Ах, вот зачем оказывается нужна корова», - подумала Маша.

А на следующий день, когда Маша играла на улице, увидела она, как бабушка несет домой целое лукошко яиц.

- Где ты так много яичек купила, бабушка? – спросила Маша.

- А это наши курочки снесли, - ответила бабушка.

«Ах, вот зачем нужны курицы», - подумала Маша.

Вечерами бабушка вязала для Маши теплые носочки и варежки на зиму.

- А где ты покупаешь такие теплые нитки? – спросила Маша.

- Эти нитки шерстяные. А шерсть нам дают овцы и козы, - ответила бабушка.

«Ах, вот, оказывается, зачем они нужны» - догадалась Маша.

- А зачем тебе нужна собака? – спросила Маша. – Ведь она ничего не дает.

- А собака всё это стережёт, - ответила бабушка. – И дом наш, и сарай, где живут животные. Собака – друг человека.

Вот так Маша узнала, зачем нужны домашние животные.

Чей дом?

Цель: активизация словаря по лексической теме «Дикие животные».

Зимним утром летел как-то Воробей по лесу и сел на ветку большого дуба отдохнуть. Смотрит – в дубе небольшое дупло. «Интересно, чей это домик?» - подумал любопытный Воробей.

Заглянул в дупло, а там никого нет. Только сушеные грибы, ягоды да орехи. «Странно, - подумал Воробей, - хозяина нет, а обед есть».

Тут мимо Заяц пробегал.

- Заяц, Заяц, это не твой дом? – спросил у него Воробей с ветки.

- Нет, - отвечает Заяц. – Я в дупле не живу, я под кустиком живу,- и побежал дальше.

Мимо Волк проходил, принюхивался к следам Зайца. Воробей ему с ветки:

- Волк, Волк, это не твой дом?

- Нет, - отвечает Волк, - я не в дупле живу, я в логове своем живу.

- А может это Ежа дом? – спросил Воробей.

- Глупый ты, Воробей! – говорит Волк. – Еж зимой спит в своей норке, – и был таков.

Очень любопытно стало Воробью: чей же это домик. Мимо Лисица пробегала.

- Лисица, Лисица, это не твой дом? – спросил и у нее Воробей.

- Нет, Воробушек, - отвечает ему Лисица. – Где это видано, чтоб Лисы в дуплах жили! - и убежала дальше.

Сидит Воробей на ветке, ждет хозяина дупла. Тут, откуда ни возьмись, спрыгнула к нему на ветку Белочка.

- Чего это тут сидишь? – спрашивает она у Воробья.

Воробей ей в ответ:

- Это твой дом? Это ты в нем живешь?

- Да, это мое дупло, - говорит Белка. – Только я в нем не живу.

- Как так? – удивился Воробей. – Зачем же оно тебе, если ты в нем не живешь?

- А это дупло-кладовка, - объяснила ему Белочка. – Я туда еще с осени запрятала грибы, ягоды, орехи. А потом зимой я ими кормлю своих бельчат. У меня таких дупел по всему лесу много. И я их всех помню.

«Как интересно. А главное – удобно!» - подумал Воробей.

Обрадовался он, что нашел хозяина дупла и полетел себе дальше.

Про красоту

Цель: активизация словарного запаса по лексической теме «Осень», развитие словаря качественных прилагательных.

Летела Синичка над осенним лесом, любуясь красотой. Увидела высокую березу у озера, села на самую верхнюю ветку и зачирикала – запела свою песенку.

Тут под березой вырыл землю и появился Крот. Услышал он Синичку и говорит:

- Здравствуй, Синичка! Ты о чем поешь?

- Здравствуй, Крот! Я пою о красоте! – ответила ему Синичка.

- О какой такой красоте? – не понял Крот.

- Я пою о том, как красива осень. Я летаю высоко, мне всё сверху видно. Всё вокруг словно в золоте. И воздух такой чистый, и небо такое голубое, и солнышко такое яркое. Вот о чем я пою.

- Да какая же это может быть красота! Настоящая красота – под землей. Земля сырая и темная, ее запах такой родной – вот это красота! Пой про это.

Услышала их разговор Рыбка из озера и говорит:

- Ничего вы не понимаете в красоте! Настоящая красота – под водой! Солнце играет на озере, подводные растения качаются на волнах, плыви куда хочешь – вот это красота!

Услышал их старый Еж, который проходил мимо с корзинкой, и говорит им:

- Вот для меня, например, красота – это осенний лес! Он будто выбрал самый праздничный свой наряд. Здесь так много вкусных грибов! Посмотрите, как красиво! У каждого из нас своя красота, друзья мои! Просто нужно уметь видеть красоту глазами других. Потому что на вкус и цвет образца нет.

Капризное яблоко

Цель: активизация номинативного словаря по лексической теме «Фрукты и овощи», развитие словаря прилагательных сравнительной степени.

В саду на ветке высокой яблони росло круглое красное Яблоко. Но оно было настолько капризным, поэтому с ним никто не хотел дружить.

- Я не хочу висеть на этой ветке! Я хочу расти на самой верхней! – капризничало Яблоко. – Они и к солнцу ближе, и сад виден лучше.

- Ты на этой ветке уродилось, - отвечает ему Яблоня. – Здесь тебя солнышко грело, здесь дождик поливал. Никак ты не сможешь на другой ветке расти.

- Не хочу быть красным Яблоком, хочу быть желтой Грушей! – заявило Яблоко на другой день. – И фигура у нее красивей, и цвет приятней.

Рассмеялись другие Яблоки и говорят ему:

- Как же ты станешь Грушей, если растешь на Яблоне?

Только отвернулось от них Капризное Яблоко.

- Не хочу быть фруктом, хочу быть овощем! – захныкало Яблоко в другой раз. – Кому понравится быть обычным красным яблоком? Вот другое дело быть Баклажаном или Кабачком, - замечталось оно. – И размер у них больше, и кожура толще.

Услышал это Помидор из соседнего огорода, рассмеялся и говорит:

- Как же ты станешь овощем, если растешь в саду на ветке, а не в огороде на грядке?

Грустно вздохнуло на это Капризное Яблоко.

Как-то раз подошел к Яблоне мальчик Саша и сорвал Капризное Яблоко. Говорит:

- Какое красивое красное спелое яблоко! Сорву я его, понесу домой и покажу маме.

Услышало это Капризное Яблоко и обрадовалось. И не хотелось ему больше быть ни Грушей, ни Баклажаном. Ему нравилось быть Красным Яблоком. Поняло оно, что лучше быть самим собой, не капризничать и быть вежливым. И после этого перестало оно быть капризным, и появились у него новые друзья.

За ужином

Цель: уточнение и активизация словаря по лексической теме «Посуда», развитие навыка словообразования с использованием суффиксов -ниц, -ник.

К ужину вся семья Петровых собирается за столом. И мама с папой с работы приходят, и Сашу с Машей бабушка из садика забирает. Они собираются за столом и обсуждают все новости дня.

А еще во время ужина вся посуда собирается вместе на столе. В центре стола стоит Супница-начальница. Ее подчиненные – тарелки – выстраиваются по кругу. Супница всегда знает, кому, сколько положить супа, и говорит это своему секретарю – половнику. А половник командует ложками, чтоб они не стучались об тарелки во время еды. Также уважаемый гость стола – хлебница. Как говорит бабушка, в нем лежит самое дорогое – хлеб. А рядом с ней всегда ее подруга Сухарница.

Когда уходит Супница, приходит другой начальник Чайник. Он толстый и пыхтит. У него есть заместитель Заварочный чайник. Каждый вечер он говорит:

- Сегодня с мятой.

Или:

- Сегодня с бергамотом.

Он всегда угощает вкусным и ароматным чаем, который мама наливает в красивые чашки. Во главе стола всегда стоит большая чашка папы. Слева от нее мамина чашка, справа – бабушкина. Рядом с маминой стоят чашки Саши и Маши.

Во время чаепития самая болтливая посуда на столе – это две подружки варенница и сахарница. Одна всегда хвастается своим вареньем:

- Ложки, ну-ка не стесняйтесь, пробуйте мое варенье. Сегодня малиновое, самое вкусное и полезное.

А вторая хвастается своей шляпкой и всё время ее поправляет.

Самые шалунишки на столе – это малыши Солонка и Перечница. Они часто падают и рассыпают свое содержимое. Молочник их всегда ругает за это. А Маслёнка – добрая душа – защищает их.

Когда вся семья закончит ужинать, мама и бабушка убирают со стола и моют посуду. У каждой есть свое место, и там они лежат до следующего ужина.

Птица ли Пингвин?

Цель: пополнение, уточнение и активизация словаря по теме «Птицы».

На дальнем-дальнем севере жил один Пингвин. У него был лучший друг Тюлень.

Узнал как-то Пингвин от своей мамы, что он – птица. Рассказал об этом своему другу. А он никогда в своей жизни не видел птиц и не поверил ему.

- Как же ты можешь быть птицей, если ты не умеешь летать? И перьев у тебя нет, - говорит Тюлень.

- Нет, я птица! – сказал ему Пингвин, обиделся и ушел, куда глаза глядят.

Долго шел Пингвин по Арктике. На пути ему встретился Белый Медведь. Решил Пингвин у него спросить:

- Мишка, как ты думаешь, я птица?

- Не знаю, - сказал Мишка. – Когда-то давно я видел птиц на берегах Арктики, там, где теплее. У них были большие крылья, они умели летать. А ты умеешь летать?

- Нет, не умею, - тихо ответил Пингвин и пошел дальше. Решил он дойти до самых берегов Арктики, найти стаю северных птиц и у них спросить. Долго шел Пингвин и дошел, наконец, до берегов Арктики. Там было множество птиц, которые жили стаями. Подошел к ним Пингвин и спросил:

- Уважаемые северные птицы, я – Пингвин. Скажите, пожалуйста, я птица или нет?

К нему подлетел вожак стаи и говорит:

- Ну, конечно же, ты птица! – радостно воскликнул он. – У тебя есть клюв, есть маленькие крылышки, есть небольшой пушок. А еще пингвины откладывают яйца, и высиживают их. Всё как у птиц.

- Но я не умею летать, - признался Пингвин.

- А тебе это и не надо, - ответил вожак стаи. – Ты хорошо плаваешь, добываешь себе пищу под водой. Вот, например, в жарких странах живет Страус. Он тоже не умеет летать, хоть и птица. И он совсем не переживает по поводу этого. Так что, можешь быть уверен, ты настоящая северная птица!

Обрадовался Пингвин и пошел обратно домой. А когда дошел, рассказал он Тюленю всё, что ему сказали птицы. На этот раз Тюлень поверил ему. Помирились Тюлень и Пингвин и больше не ссорились.

Зимние забавы

Цель: активизация словаря по лексической теме «Зима».

Всем известно, что медведи зимой спят. В один тихий и солнечный зимний день Медвежонок тоже сладко спал в своей берлоге. Но вдруг проснулся он от грохота на крыше. «Что это такое? - подумал Медвежонок. – Кто нарушает мой покой!». Быстро вылез из своей берлоги, чтобы разобраться, кто там шумит.

Выходит – а вокруг зима. Первый раз увидел Медвежонок снежную зиму. Мама ему рассказывала про зимнюю красоту в сказках. А было и в правду красиво: кругом лежал белый пушистый снег. На деревьях не было листьев, на них лежал иней. От этого казалось, что деревья накинули прозрачную шаль. Небо было голубым, воздух чистым. С неба падали невесомые снежинки. Они даже не падали, они как-будто парили в воздухе. Снежинки ложились на ладонь Медвежонка, и он видел, что их узор никогда не повторяется. В лесу было тихо, не было слышно пения птиц, потому, что они улетели в теплые края еще осенью.

Медвежонок так залюбовался природой, что даже забыл, зачем вылез из берлоги. И обида прошла на тех, кто его разбудил. А разбудили его, оказывается, зайцы. Они катались на санках и лыжах с холма, который и был берлогой Медвежонка. Зайцы тоже изменились: на них была белая теплая шубка, а не серая, которая была летом.

- Чего это вы тут делаете? – спросил он у зайцев.

- На санках и лыжах катаемся, - тихо ответили зайцы, поняли они, что помешали Медвежонку. – Прости, что разбудили тебя, Медвежонок!

- На чем катаетесь? – не понял Медвежонок.

- На санках и лыжах, - повторили зайцы. – Ты что, никогда их не видел? – удивились они.

- Нет, - говорит Медвежонок, - не видел. А как на них катаются?

Сначала зайцы засмеялись. А потом решили показать Медвежонку зимние забавы и позвали его с собой на большую горку. Медвежонок узнал, что зимой можно кататься на санках, лыжах и коньках. Можно играть в снежки, в хоккей, лепить снеговика, строить снежные домики.

Медвежонку было очень весело. Не хотел он возвращаться к себе в берлогу, хоть и очень хотелось спать. Но тут за ним пришла мама Медведица и сказала:

- Сыночек, медведи зимой должны спать. Потому что зимой в лесу холодно. А мы не меняем свою летнюю шубу на теплую, как зайцы. Зимой в лесу и еды нет. Чем же ты будешь питаться? Пошли в берлогу, веселья и летом много.

Медвежонок всегда свою маму слушался. И в этот раз послушался. Уж очень ему хотелось спать. И мороз под шубу пробрался.

Спит Медвежонок в своей берлоге и видит сны о сказочной зиме.

Путешествие Белого Кораблика

Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме «Весна», развитие глагольного словаря.

Был теплый весенний день. Солнышко смеялось, ручейки весело бежали. Пустил мальчик по ним Белого Кораблика. Сначала долго плыл Белый Кораблик по городу. Видел он, как уходит снежная зима и как радуются люди приходу весны-красавицы. Как на ветках деревьев появляются почки, которые скоро превратятся в маленькие зеленые листочки.

А потом понесли Белого Кораблика ручейки по полям, по лугам. Увидел он, как растет первая зеленая травка, как появляются на открытых местах первые весенние цветы – подснежники. Еще узнал Белый Кораблик, что скворцы уже прилетели и поселились в скворечниках, которые люди им приготовили. Скворцы летают над полями, ищут жучков-червячков.

Дальше путь Белого Кораблика лежал в весенний лес. Оказалось, что в лесу снег еще не растаял, потому что лучи солнца слабо светят сквозь деревья и ветки. Но увидел Белый Кораблик, как звери лесные изменились с приходом весны. Заяц снял свою белую теплую шубку, надел серую. Медведь проснулся от зимней спячки, вышел из своей берлоги, ищет себе пищу. С наступлением тепла и Белка сменила свою шубку на тонкую и легкую.

А еще узнал Белый Кораблик, что весной у всех животных появляются детеныши, а у птиц – птенцы. Потому что весной и летом много пищи: и травы, и листьев, и насекомых.

Ручейки унесли Белого Кораблика к большой реке. Лед на ней растаял, льдины уплыли. Многое увидел Белый Кораблик, и радостно ему было оттого, что весна пришла, и скоро лето наступит. И поплыл он по реке к синему морю. И закончилось на этом его большое путешествие.

Кто главный?

Цель: Уточнение, расширение и активизация сигнификативного и номинативного словаря по лексической теме «Мебель», развитие словаря относительных прилагательных.

Ночью, когда все в квартире засыпают, оживает вся мебель и начинает свой спор: кто важней да кто нужней?

- Я – самая нужная мебель в доме! – самым первым говорит Диван. – Ну как же без меня? Вся семья собирается и сидит на мне, гостей приглашают присесть именно на меня. Потому что я большой, мягкий и удобный. А еще у меня есть сестры Софа и Тахта. И вся наша семья нужная. Хочешь, сиди на мне, хочешь, лежи. Мои ножки железные, очень прочные и практичные. Я тут самый главный!

- Нет уж, - возражает ему Шкаф, - если и есть среди нас самая нужная мебель, то это только я! Куда бы положили свою одежду хозяева, не будь здесь меня? Куда бы повесили свои красивые наряды? Я деревянный, гладкий. Цвет у меня приятный. У меня много полок и вешалок. Перед кем из нас больше времени проводит хозяйка? Конечно же, перед зеркалом, которое висит на моей двери. Я тут самый нужный, а значит, и самый главный!

- Погодите-ка, - вступает в спор Кресло, - я тут самая нужная мебель! Ты, Диван, слишком большой и тяжелый. У тебя, Шкаф, зеркало очень хрупкое и легко может разбиться, оно же стеклянное. А я – мебель удобная и небольшая. На мне удобно устраивается Маша с книжкой. Бабушка вяжет, сидя на моем брате Кресле-качалке. И даже кошка любит меня больше всех вас. Я тут самый главный!

- Эх вы, глупые! Как же вы не знаете, что здесь самая важная мебель – я?– говорит из угла Этажерка. – Я такая красивая, высокая. Мои ножки деревянные, резные. У меня много полок: хочешь, книжки расставь, хочешь – цветы. Я самая удобная и нужная.

- А зато у нас самая большая семья, - заявляет Стол. – Старший брат – Обеденный Стол на кухне верно служит. За Письменным Столом Маша уроки делает, за Компьютерным Столом хозяин работает. А младший брат – Журнальный Столик – любимчик дедушки, там его газеты и журналы лежат.

Долго спорила вся мебель. Надоело Ковру всё это слушать, и говорит он им всем:

- Эй вы, мебель! Людям было бы очень сложно жить и без дивана, и без стола, и без шкафа. Каждый из вас нужен, каждый из вас важен! Зачем же спорить? Я вот тоже, хоть и не мебель, очень важен. Я мягкий, теплый, шерстяной. Я нужен, чтоб дети на холодном каменном полу не играли. Но я же не хвастаюсь этим. Нужно быть дружными, мы же все вместе живем!

Послушали все Ковра, застыдились. Поняли, что не правы были. И с этого дня больше не спорили. Вот так Ковер всю мебель в доме помирил.

Все профессии важны

Цель: активизировать номинативный словарь по лексической теме «Профессии людей».

Ване 5 лет. Он очень хочет быстрее вырасти. Взрослые у него всё время спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет. Ему нравилось играть со своим игрушечным поездом. И он всегда мечтал управлять настоящим. Но ему хотелось выбрать самую важную профессию. Задумался Ваня, какая профессия самая важная и нужная?

У Вани большая семья. Папа Вани работает строителем. Он строит высокие и красивые дома. Папина профессия очень важная. Ванина мама работает учительницей в школе. Она учит детей читать, писать, считать. Мамина профессия тоже нужная. Дедушка Вани работает врачом. Он лечит людей, помогает им. Конечно же, врачи нужны. Без бабушкиной профессии тоже никак: она – повар. Она готовит вкусные обеды для ребят в школе.

«Но должна же быть самая важная профессия на земле», - подумал Ваня. Но никак не смог придумать. Тогда он спросил у мамы:

- Мама, какая на свете самая важная профессия?

Мама ему ответила:

- Нет на свете такой. Если бы не было учителей, ни космонавты, ни почтальоны не умели бы читать. Если бы не было продавцов, никто не смог бы себе ничего купить. Не было бы швеи, ни пожарные, ни врачи не смогли бы носить одежду. Все профессии нужны, все профессии важны.

- Значит, и машинисты важны? – удивился Ваня.

- Ну конечно, важны, - объяснила ему мама. – Если бы их не было, стояли бы поезда на месте, не смогли бы они возить пассажиров по всей стране.

Обрадовался Ваня и решил стать машинистом поезда. Его будущая профессия будет очень нужной и важной.

Как Халат себе друга искал

Цель: расширение и активизация предметного словаря по лексической теме «Одежда».

Стоял в одной квартире большой и высокий шкаф. У него было много полок и вешалок. В нем жило много одежды. Жили они очень дружно. Шуба дружила с Пальто, Плащ – с Курткой, Свитер – с Кофтой, Рубашка с Пиджаком, Футболка с Майкой, Брюки с Шортами. Только у Халата не было друга. Он был одеждой домашней, никуда не выходил. Его надевали только после душа. Как бы ни хотели с ним подружиться другие, им приходилось каждое утро уходить. Кому-то на папину работу, кому-то – на мамину, кому-то – в садик. Грустно было Халату одному дома.

Решил он как-то раз подружиться с Тапочками. Они же тоже целый день дома бывают. Но Тапочки не захотели брать его к себе в друзья:

- Нас и так двое, нам третий не нужен. Да и мы ведь – обувь, а ты – одежда. Ты живешь в шкафу, а мы на нижней полочке в прихожей. Мы никак не сможем подружиться.

Тогда Халат решил подружиться со Шляпой. Но гордая Шляпа тоже не захотела с ним дружить:

- Не нужен мне друг, мне и одной неплохо. Ты ведь живешь в шкафу, а мне туда нельзя. Мои нарядные перышки там помнутся. Я живу на верхней полке в прихожей. Да и потом, ты же одежда, а я – головной убор! Мы никак не сможем подружиться.

Расстроился Халат. Ходил он по дому очень грустный.

Но как-то раз появилось в шкафу нарядное Платье. Оно было настолько нарядным и красивым, что надевали его только по праздникам. Несмотря на свою красоту, оно было совсем не гордым. Платье сразу же подружилось с Халатом. Они были очень разные, но очень дружные. И хозяйка их любила больше всех. Платье рассказывало ему про праздники, нарядно украшенные залы. Халат слушал его, затаив дыхание, и был очень рад, что у него появился такой хороший друг.

Два брата

Цель: развитие словаря антонимов.

Жили-были два брата: старший и младший. И всё у них было наоборот. Старший был высокий, младший был низкий. У старшего брата была большая кровать, у младшего – маленькая.

Младший брат любил вставать рано, а старший – поздно. Во время завтрака старший брат любил пить холодное молоко, а младший – теплое. После завтрака они одевались. Рукава рубашки старшего брата были длинные, а у младшего – короткие. Старший брат носил широкий ремень, младший – узкий. У старшего брата куртка была черного цвета, а у младшего – белого. Старший брат уходил в школу, младший брат уходил в детский сад.

Вечером, когда они приходили домой, старший брат любил читать старые книги, младший – новые. Старший брат любил спать на правом боку, а младший – на левом.

Вот такие они были разные. Но жили они очень дружно. Старший всегда помогал младшему, а младший всегда слушался старшего.

На лесной полянке

Цель: развитие и расширение словаря синонимов.

Купила себе как-то Лисица бусы. Вертится она перед зеркалом и так и сяк, да похвастаться некому. Решила она на прогулку пойти по лесу, свои новые бусы всему лесному народу показать. Прошлась Лисица кокетливо по полянке, где все звери собрались, и говорит:

- Ну как вам мои новые бусы?

- Красивые, - сказал Волк.

- Нарядные, - сказал Медведь.

- Прекрасные, - добавила Белка.

- Шикарррные, - каркнула с ветки Ворона.

- Великолепные, - сказал Заяц.

- Изумительные, - завершила Сова.

Понравилось Лисице, как похвалили ее бусы лесные жители. И пошла она довольная домой.

Мимо Еж проходил, нес на спине большой гриб, песенку пел, улыбался.

-Ты чего это такой веселый? – спрашивает Заяц.

- Радостный, - сказала Белка.

- Восторженный, - добавил Медведь.

- Бодрый, - вставил Волк.

- Беззаботный, - завершила Сова.

А Еж им отвечает:

- Посмотрите, какой я гриб нашел.

- Большой, - сказал Заяц.

- Крупный, - сказала Белка.

- Огромный, - добавил Волк.

- Гигантский, - завершила Сова.

И пошел Еж дальше, ежат своих кормить большим грибом.

Позавидовали звери Лисице и Ежу, да только вздохнули, и домой пошли. Правильно говорят: «Хороша рыба на чужом блюде».

Публикации по теме:

Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии Будем говорить правильно!Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии осуществляется на основе Основной общеобразовательной.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по развитию лексико-грамматических категорий речи детей с нарушением зрения с использованием логосказок
Опубликовано: 4 марта 2013 в 23:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа по развитию лексико-грамматических категорий речи детей с нарушением зрения с использованием логосказок» (включая файлы) размещена пользователем Зиля Ибрагимова (УИ 81235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД