Коррекционная работа по развитию речи у детей раннего возраста с нарушениями речи

Виктория Дрыбина
Коррекционная работа по развитию речи у детей раннего возраста с нарушениями речи

В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Г. В. Чиркиной была разработана методика формирования начального детского лексикона детей с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи.

Предложенная система формирования начального детского словаря может быть использована и для нормально развивающихся детей второго года жизни, например, в индивидуальной работе с ребенком старше 1 года 6 месяцев, который уже произнес несколько своих первых слов, для стимуляции его дальнейшего речевого развития.

Основные методы обучения, как и содержание обучения, определяется наглядно - действенным и наглядно - образным мышлением детей раннего возраста. Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей: необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира, т. е., вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с обозначенным предметом, слова - с действием, слова - признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми с предметами, которые обозначаются словом. Развитие речи детей осуществляется в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.

Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько основных этапов: подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и 2 этапа основного цикла (1этап - 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные - подгрупповые, 2 этап - 24 занятия, из них 4 итоговых).

Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого цикла (после 5 занятий) - итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.

Проведению основного цикла занятий предшествует подготовительный период, продолжительность которого варьируется в зависимости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости.

Содержанием обучения подготовительного периода является развитие у детей голосовых реакций и понимание обращенной речи, на занятиях основного цикла активной речи. К содержанию обучения детей раннего возраста, относится прежде всего воспитание потребности в речевом общении, что является основой для появления речевой активности. По мере появления активной речи необходимо развивать у детей, самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях, т. е. в общении.

Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка, с целью - определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша.

На первом этапе основного цикла для развития у детей cлухо-зрительного сосредоточения используют следующие приемы: внезапное появление и быстрое исчезновение предмета. С этой целью используют набор игрушек: мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и корзина. Необходимо достать игрушку из-за ширмы и быстро спрятать ее обратно. С целью развития речи в момент появления игрушки каждый раз называть ее, привлекая внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется на одном занятии многократно.

Неожиданное появление и исчезновение игрушки вызывает у детей ответную реакцию: улыбку, притягивание рук, вокализацию. Это свидетельствует об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения, что, в свою очередь, является предпосылкой к развитию понимания словесной речи окружающих.

На занятиях подготовительного цикла применяют следующие методические приемы:

- показ предмета (игрушки) с названием его;

- показ предметов в действии с их называнием;

- показ ряда последовательных действий с предметами;

- показ выполнение поручений детьми, рассматривание предметов;

- показ картинок с изображением отдельных предметов, и целевой показ предметов в помещении дошкольного учреждения и за его пределами;

- осмотр предметов;

- наблюдения за живыми объектами.

Все перечисленные приемы направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимание обращенной речи. Чтобы ребенок мог вслушиваться в речь, в комнате, где проходят занятия, должна быть тишина. Занятия проводятся в игровой форме.

На первом и втором этапе основного цикла обучения на логопедических занятиях преимущественно развивают активную речь. Развитие активной речи осуществляется в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале. Принцип единства формирования речи, мышления на одном и том же познавательном материале положен в основу всего процесса обучения детей речи.

В содержание обучения активной речи включают развитие речевых средств формирования общения, т. е. коммуникативной функции.

Развитие у детей речевых средств состоит в постепенном расширении пассивного и активного словаря (накопление его количества, развитие лексических и грамматических значений слов. Накопление словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. При этом необходимо учитывать следующее: у детей в активном словарном запасе по количеству преобладают слова с предметным значением (существительные, но частота употребления слов в активной речи самим ребенком падает на глаголы, т. е., хотя в речи ребенка запас существительных значительно больше, они все же реже употребляются в коммуникативных целях, чем глаголы.

Словарь ребенка мы активизируем в следующем порядке:

слова из повторяющихся слогов (ляля, дядя, тата);

звукоподражания (аф-аф, би-би);

двусложные слова с открытыми слогами (Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза).

Для формирования фразовой речи применяются следующие приемы: обучение обращенной речи (выразить просьбу 2-З-мя словами: «Дай то-то» или «Тетя дай то-то»). Детей учат выражать предложения к совместной деятельности: «Давай играть», «Мишка плачет». «Где ляля?». «Где была?»

Занятия основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми. В мини-группу (3-4 ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. Сначала на занятиях присутствует часть детей, способных по своему сосредоточению внимания и усидчивости заниматься коллективно. Количество детей, охваченных подгрупповыми занятиями, зависит от психолого-педагогической характеристики развития детей каждой конкретной группы. В начале основного цикла занятия могут быть короткими - 5-7 минут. В конце цикла до 30 минут. Для этого на одном занятии последовательно используется несколько разных игр, чтобы ребенок мог в течение этого получаса менять свое местоположение, переходить от подвижных игр к занятиям за столом, играть с разными игрушками.

Итоговые занятия проводятся со всеми детьми в группе. Фронтальные занятия проводятся в групповой комнате, а подгрупповые и индивидуальные - в логопедическом кабинете.

Главная задача на всех логопедических занятий - развитие речи детей в ее коммуникативной функции. Для успешного ее решения в занятия включаются еще несколько задач, подготавливающих основу для осуществления главной задачи. Включение нескольких задач в одно занятие необходимо было для смены видов деятельности.

Чтобы на одном занятии решать несколько задач, игры упражнения подбираются следующим образом:

- развитие зрительного или слухового сосредоточения, внимание к речи взрослого и развитие целенаправленных действий (игра «Скажи, что звучит», «Угадай, кто это»);

- привлечение внимания детей к речи взрослого, развитие ее понимания (игра «Слушай и выполняй»);

- развитие активной речи в сочетании с задачами, направленными на воспитание внимания, выдержки, мелкой или общей моторики (игра «Кто внимательней»).

Занятия по теме планируются последовательно одно за другим. Тема, выбранная для изучения с детьми, располагается в виде цепи последовательных занятий. На каждом последующем занятии уточняется или закрепляется познавательный и речевой материал темы.

При составлении предложений важно связывать наречия сегодня, сейчас, теперь с глаголами настоящего времени, наречия вчера, давно, недавно с глаголами прошедшего времени.

Одной из возможных форм занятий по обучению детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени является занятие, на котором употребление той или иной формы глагола соответствует демонстрируемым действиям. Воспитатель предлагает детям выполнить определенные действия: рисовать, строить, собрать (что-то, одеть, накормить (куклу). Затем во время выполнения этих действий и после того, как дети закончили, он спрашивает, обращаясь к каждому: «Что ты сейчас делаешь?» («Я рисую самолет, я строю дом» и т. д., «Что ты делал?» («Я рисовал самолет», «Что ты сделал?» («Я нарисовал самолет»).

Воспитателю надо четко выделять интонационно вопросы что делал? и что сделал? и добиваться правильных ответов: «Что делаешь?» – «Одеваю (куклу)»; «Что делал?»«Одевал.»; «Что сделал?»«Одел.».

Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего времени пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности.

Литература:

1. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2011. – 240 с

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа по развитию речи с детьми раннего возраста Доклад Коррекционно-развивающая работа по развитию речи с детьми раннего возраста Воспитатель: Смирнова Татьяна Юрьевна.

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Учитель-дефектолог.

Коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста из неполных семей ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 2.1. Изучение речевого развития детей в условиях.

Памятка для родителей по развитию речи у детей раннего возраста Советы по развитию речи у детей раннего возраста Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем,.

Упражнения по развитию речи детей раннего возраста Развитие речи детей раннего возраста. «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так.

Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развивается действие с предметом, а так же.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Коррекционная работа по развитию речи у детей раннего возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 21:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

Развивающая тактильная панель для детей младшего дошкольного возраста
Цель: упражнять детей в сравнении предметов контрастных размеров и цветов, дать понятие «один», «много», упражнять детей в игре с липучками-застежками,...
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе. Тип проекта : познавательный. Возрастная группа : младшая группа ( 3-4 года)...
Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...