Папки-передвижки

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников

Гульнара Воробьева
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых

навыков у аутичных дошкольников

Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся на трех подходах, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные при работе с детьми, страдающими аутизмом и близкими к аутизму нарушениями (расстройствами аутистического спектра) : ТЕАССН-программа, поведенческий и

Публикация «Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников» размещена в разделах

эмоционально-уровневый подход. [1]

Данные подходы рассчитаны на изменение всех сфер жизни ребенка на длительный срок, поэтому необходима совместная работа специалиста и семьи аутичного ребенка. Результаты нашего исследования являются основанием для разработки индивидуальных программ развития для каждого ребенка. Как отмечалось раньше, процесс обучения и воспитания ребенка построен продуманно и систематично, что, во многом, служит залогом его эффективности. Поэтому коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков строится в два этапа:

- подготовительный этап;

- основной (обучающий) этап. [60]

Подготовительный этап.

1. Выбор навыков, которые необходимо формировать – это первый шаг к

практической коррекционной работе. Он осуществляется на основании данных,

полученных в ходе исследования детей, и ориентируются на следующие факторы:

а) возрастную норму — мы можем сделать вывод, что уровень развития

социально-бытовых навыков у детей соответствует 2-3 годам;

б) запросы родителей — потребности родителей заключаются в обогащении

знаний о диагнозе детей, а также в развитии социально-бытовых навыков их

детей: одевания и раздевания, навыка туалета, приема пищи; в) социальную значимость навыков — данные навыки являются

необходимыми для будущей жизнедеятельности ребенка;

г) интересы и предпочтения ребенка. [49]

2. Построение индивидуальной программы. Она состоит из нескольких

частей: название программы; определение формируемого навыка; способ фиксации

количественных данных; описание процедуры обучения и переноса навыка. [8]

3. Подбор материалов для работы и организация среды.

Учебный материал (предметы, картинки) подбирается из повседневной

жизни ребенка:

- одежда ребенка: футболка, колготки, носки, штаны, кофта, кепка (косынка,

сандали (туфли);

- столовые приборы: тарелка, ложка, кружка;

- предметы туалета: горшок, мыло, полотенце.

Деление помещения на несколько «зон» по функциональному критерию:

место, где проходит занятие; место, где ребенок играет и отдыхает; место, где

хранятся все самостоятельные задания. [5]

4. Использование подкрепления.

Подкрепляющими стимулами являются предметы, виды активности, формы

общения, приятные ребенку. Подкрепление увеличивает частоту поведенческих

реакций, подбирается индивидуально, предоставляется сразу после той

поведенческой реакции, которую пытаются сформировать, и должно соотноситься

с поведением. [53]

Подкрепляющие стимулы детей:

- у Владика Ш. катание по ладоням массажным мячом, т. к. мальчик всегда

проводит руками по всем предметам, попадающимся на пути;

- у Гоши Л. шуршание его черным пакетом, т. к. мальчик всегда приходит в

детский сад и уходит с ним;

- у Насти К. покачивание ее на руках, т. к. установив зрительный контакт со

взрослым, требует тактильно контакта с ним. 5. Формирование учебного поведения – адекватной реакции ребенка на

предъявляемые ему требования, используя предлагаемые игрушки и пособия. Это

требует умения концентрировать внимание, что в свою очередь содержит

несколько этапов:

взрослый сидит перед ребенком лицом к лицу на расстоянии вытянутой

руки;

произносит короткую и четкую инструкцию;

физически помогает ребенку повторить действие и поощряет словами;

подкрепляет попытки ребенка выполнить действие самостоятельно. [49]

Отклик на свое имя. Держите то, что вы выбрали в качестве вознаграждения,

у своего лица, направьте рукой голову малыша так, чтобы он посмотрел в вашу

сторону, позовите по имени и скажите: «Посмотри на меня!» Похвалите его и

дайте ему награду.

Положите свою руку ребенку на плечо, потяните его к себе и одновременно

скажите: «Иди сюда!». Повторите, легко касаясь плеча; затем протяните к нему

руки. Поощрите ребенка. Постепенно увеличивайте дистанцию. [8]

Узнавание предметов. Поднимите предмет так, чтобы ребенок мог видеть

его. Затем отчетливо произнесите: «Ложка. Посмотри на ложку!» Потом положите

ложку на стол и попросите: «Дай мне ложку!» Возьмите его руки, помогите

поднять его и дать вам в руки. Вознаградите малыша похвалой. [8]

Подражание. Четко назовите действие, например: «Хлопни в ладоши» – и

хлопните в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Возьмите его руки

и хлопните ладошкой о ладошку. После этого поощрите словами и любимым

действием ребенка. Постепенно уменьшайте свою помощь ребенку, побуждая его к

самостоятельным действиям. [49]

6. Обучение самостоятельной деятельности.

Использование средств планирования, организации и контроля.

- выбор деятельности, в которой ребенок успешен;

- построение схемы деятельности - расписание; - организация пространства: расположение материала на полке в нужной

последовательности;

- развитие в данных условиях;

- уменьшение помощи взрослого;

- перенос в домашние условия;

- отказ от схемы. [48]

7. Коррекция поведения.

Подкрепление поведения: несовместимого с проблемным; подкрепление

отсутствия проблемного поведения. Лишение подкрепления в ответ на проблемное

поведение ребенка.

Наказания. После эпизода проблемного поведения в ситуацию привносится

неприятный ребенку стимул: повторяющиеся инструкции; физические

упражнения; повторение ситуации до тех пор, пока она пройдет без проблемного

поведения. [49]

8. Коррекция стереотипий.

Переключение — стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую,

знакомую, не вызывающую негативизма деятельность.

Замещение стереотипии другими, более адекватными, близкими по характеру

действиями.

Трансформация — замещение, при котором меняется смысл действия.

Прерывание – создание условий, в которых реализация стереотипии

становится недоступной.

Наработка гибкости — введение новых видов стереотипов, которые

постепенно изменяются, и взаимодействуют со старыми стереотипиями.

Таким образом, когда стереотип становится разветвленным и гибким, он

утрачивает само качество стереотипа, трансформируется в более адаптивные виды

поведения. [49]

Основной (обучающий) этап.

Как мы уже выяснили, наиболее значимыми в жизни аутичных детей

являются потребности в культурно-гигиенических и бытовых навыках : одевании и раздевания, приеме пищи, туалете. Коррекционную программу мы строим на

основе разработок Б. Л. Бейкера и С. С. Морозовой.

Навык одевания и раздевания.

Цель: научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться без помощи

взрослого, в различных ситуациях.

Оборудование: стульчик, шкаф с одеждой, колготки, футболка, свитер,

носки, штаны, сандали (туфли, кепка (косынка).

Организация среды. На стенке шкафа двусторонняя схема-расписание, с

одной стороны схема одевания, с другой стороны схема раздевания. Одежда

располагается по порядку – на верхней полке предмет одежды, который надевается

в первую очередь, на второй – во вторую и т. д. [8]

Процедура обучения.

Навык одевания :

1) взять с полки колготки и надеть их;

2) снять с крючка футболку, надеть ее;

3) взять с полки свитер и надеть его;

4) взять с полки носки и надеть их;

5) снять с крючка штаны и надеть их;

6) взять с полки кепку (косынку) и надеть ее;

7) взять с полки сандали и надеть их.

Навык раздевания :

1) снять сандалии и поставить их на полку;

2) снять кепку и положить ее на полку;

3) снять штаны и повесить их на крючок;

4) снять носки и положить их на полку;

5) снять свитер и положить его на полку;

6) снять футболку и повесить ее на крючок;

7) снять колготки и положить их на полку.

Педагог направляет ребенка, чтобы он после выполнения каждого действия

возвращался к расписанию, которое расположено на шкафу. Каждый успех ребенка взрослый подкрепляет приятными ребенку стимулами. Постепенно физическая

помощь должна уменьшаться, взрослый находясь позади ребенка, позволяет

создать и закрепить пошаговый стереотип одевания. Степень физической помощи

должна быть уменьшена как можно быстрее, чтобы ребенок мог самостоятельно,

ориентируясь на расписание, переодеваться. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение, закрепление (поощрение) и контроль осуществляют

родители.

Навык приема пищи.

Цель: научить ребенка самостоятельно кушать без помощи взрослого

разнообразную еду, в различных условиях.

Оборудование: стол, стул, миска, ложка, чашка, продукты питания.

Организация среды: схема-расписание с наглядной демонстрацией

последовательности действий, выбор продуктов питания в соответствии с

пристрастиями ребенка; главное условие – ребенок должен быть голодным. [8]

Процесс обучения:

1) помыть руки;

2) вытереть руки;

3) сесть на стул (придвинув его к столу);

4) взять ложку;

5) наполнить ложку пищей, зачерпывающим движением;

6) поднести ложку ко рту (позволить съесть);

7) опустить ложку в миску (дать проглотить);

8) повторить пункты 2-4, пока ребенок не насытиться, положит ложку;

9) взять чашку;

10) поднести ко рту (позволить сделать глоток);

11) поставить чашку на стол.

Педагог сначала делает сам, а потом направляет руки ребенка, возвращаясь к

расписанию после осуществления каждого этапа. Каждый успех ребенка подкрепляется вкусовыми стимулами. Постепенно физическая помощь

уменьшается, создав и закрепив пошаговый стереотип приема пищи, ребенок

учится делать это самостоятельно, ориентируясь на расписание. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление

(поощрение) и контроль осуществляют родители.

Навык туалета.

Цель: научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, справлять нужды, без

помощи взрослого, и приводить себя в порядок после этого.

Взрослый должен знать точное время справления нужд ребенка, сколько раз

в день, и как он их справляет.

Оборудование: туалетная комната (унитаз, раковина, туалетная бумага,

мыло, полотенце.

Организация среды: расписание последовательности действий рядом с

унитазом и раковиной.

Процесс обучения:

1) распознать момент, когда нужно идти в туалет;

2) суметь сдержаться;

3) войти в туалет;

4) спустить штаны;

5) сесть на унитаз;

6) сделать «свои дела» в унитаз;

7) использовать туалетную бумагу по назначению;

8) натянуть штаны;

9) спустить воду;

10) помыть руки.

11) вытереть руки.

Педагог кратко и четко говорит ребенку последовательность действий, по

возможности опираясь на карточки, каждый успех ребенка немедленно подкрепляется стимулами, выбранными ребенком. Постепенно физическая помощь

уменьшается. Когда ваш ребенок научится самостоятельно проделывать в туалете

все, что нужно, нужно учить его - сначала самостоятельно входить в туалет, а затем

распознавать моменты, когда туда нужно пойти и сдерживаться, пока не сядет на

унитаз. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление

(поощрение) и контроль осуществляют родители.

Таким образом, мы оказывали коррекционно-развивающее воздействие на

детей в течение 3 месяцев (январь, февраль, март). Обучение проходило в 2 этапа:

обучение подготовительным навыкам и основным. Учитывая индивидуальные

особенности каждого ребенка и неравномерность его развития, мы разработали

индивидуальную программу развития для каждого ребенка. С учетом программы,

мы проводили контроль уровня развития навыков на начало коррекционного

процесса и на его окончание. [Приложение 6,7,8]

Мы можем сделать вывод, что для достижения наилучшего результата в

обучении социально-бытовым навыкам, необходимо учитывать индивидуальные

особенности ребенка, грамотно и четко спланировать программу обучения, и

следовать этой программе всем участникам коррекционного процесса :

дефектологу, воспитателю, родителям и близким родственникам (бабушкам,

дедушкам). Так как однажды освоенные навыки, станут гигантским шагом на пути

к успешной адаптации и социализации ребенка в обществе.

Публикации по теме:

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся.

Развитие мелкой моторики в школе раннего развития «Дошкольник». Презентация. Школа раннего развития "Дошкольник" в нашем Доме детского творчества существует уже около 20 лет. Создана она была для детей, не посещающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2013 в 19:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Воробьева (УИ 53059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД