Ирина Пуртова
Коррекционная работа с агрессивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие № 1.
Цель: Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей.
Ритуал приветствия.
Разминка (перед зеркалом).
Цель: Развитие мимических движений.
Поднять брови;
Нахмурить брови;
Сдвинуть и надуть губы;
Опустить уголки губ;
Улыбнуться;
Оттопырить губы;
Наморщить нос;
Расслабить нос;
Подмигнуть одним глазом, затем другим.
Этюд «Ласковый котёнок».
Цель: Учить детей выражать ласковые чувства.
Публикация «Коррекционная работа с агрессивными детьми» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Дети разбиваются на пары: один котёнок, другой хозяин. Хозяин гладит, обнимает котёнка. Котёнок щурит глаза, мурлычет, трётся об хозяина. Потом дети меняются ролями.
Психогимнастика «Кот и мыши» (см. занятие № 3).
Игра «Комплименты».
Цель: Помочь ребёнку увидеть свои положительные качества, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.
Дети стоят в кругу. По очереди каждый соседу с лева говорит: «Мне нравится в тебе… (что ты добрый, делишься игрушками, красивый, и т. д.)»
Мини беседа о том, что нового о себе узнал ребёнок, понравилось или нет.
Игра «Скучно, скучно так сидеть».
Цель: Развитие раскованности, тренировка самоорганизации.
Вдоль противоположных стен комнаты стоят стулья. Возле одной – по количеству детей. Вдоль другой – на 1 стул меньше. Дети садятся на стульчики вдоль стены. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть
Друг на друга всё глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
После этих слов все бегут к противоположной стене, каждый старается занять стул. Кому не хватило стула, выбывает. (Каждый раз убирают по 2 стула).
Ритуал прощания.
Занятие № 2.
Цель: Формирование моральных представлений, новых форм поведения. Учить самостоятельно, принимать верные решения.
Ритуал приветствия.
Проигрывание ситуаций.
Цель: Научить самостоятельно, принимать верные решения.
Дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнёром, то есть разыгрывают роли своего партнёра. Затем ведущий предлагает вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми.
Желательно, чтобы дети сами предлагали варианты ответов. Для проигрывания ситуаций можно брать вымышленные или те, которые происходили с детьми в реальной жизни.
Примеры ситуаций:
Ребята играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят тебя принять?
Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят. Попроси её.
На прогулке ты увидел, что двое ребят сейчас начнут драться. Твои действия.
Игра «Взаимоотношения».
Цель: Привитие новых форм поведения.
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузмина «Дом с колокольчиком».
Стоит небольшой старинный
Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснётся старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок,-
На стол самовар поставит.
В печи испечёт пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаёк распивать до темна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнёшь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога.
После чтения дети обсуждают стихотворение и приходят к выводу, что результат от характера, поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Далее они отвечают на вопрос, почему во второй части стихотворения к ребёнку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга, и инсценируют её.
Занятие № 3.
Цель: Снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками.
Ритуал приветствия.
Игра «Встреча сказочных героев»
Цель: Коррекция негативных поведенческих реакций, формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры.
Психолог подбирает каждому ребёнку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребёнку даётся роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мольчик-с-польчик); ребёнку с низкой самооценкой даётся роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец); активному ребёнку с двигательной расторможенностью роль, предусматривающая ограничения активности (стеклянный человек, часовой на посту, и т. д. Сказочные герои могут быть вымышленными. Каждому ребёнку волшебник даёт по пять «жизней», которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговоров они выбирают сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают её. После игры проходит обсуждение по вопросам и заданиям.
Опишите свои ощущения в новой роли.
Что мешало сохранять определённый тиль поведения?
Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?
Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?
Игра «Мальчик (девочка)-наоборот».
Цель: Развитие произвольного контроля над своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма.
Участники вступают в круг. Ведущий показывает действиями, все повторяют за ним. Мальчик – наоборот должен делать не так, как все.
Игра «Клеевой дождик»
Цель: Развитие умения сотрудничать.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
Подняться и сойти со стула,
Проползти под столами,
Обогнуть «широкое озеро»,
Пробраться через «дремучий лес»,
Спрятаться от «диких зверей»
На протяжении всё игры дети стараются избежать отцепления от своего партнёра.
Этюд «Идём за синей птицей!»
Цель: Успокоение возбуждённых детей и их организация.
Дети идут по залу, взявшись за руки и произнося многократно под музыку (И. Сац, «Шествие») слова:
Мы длинной вереницей
Идём за синей птицей,
Идём за синей птицей,
Идём за синей птицей.
Ритуал прощания.
Занятие № 4.
Правила дружбы.
Цель: Снятие враждебности в отношениях со сверстниками. Формирование чувства единения с группой.
Ритуал приветствия.
Игра «найди друга».
Цель: Научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков.
Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
Игра «Секрет».
Цель: Развитие социальной активности детей.
Всем участникам ведущий кладёт в ладошку по «секрету» из красивого сундука (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладёт и зажимает в кулачёк. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого, показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык.
Рисование «Новоселье».
Цель: Формирование чувства единения с группой.
Дети рисуют автопортреты и «селят» их в домик, рисунок которого весит на стене. Затем они раскрашивают этот дом красками.
Правила дружбы.
В заключении всех встреч дети обговаривают некоторые приёмы и правила, способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов, которые оформляются в «Правила дружбы» :
Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи и его. Если товарищ попал в беду помоги ему чем можешь.
Делись с товарищем. Играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.
Останови товарища, если он делает что-то плохое.
Избегай ссор, споров по пустякам, играй дружно, будь скромен, если у тебя получилось лучше, чем у других, умей порадоваться успехам товарища.
Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Этюд «Цветок».
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.
Ведущий говорит: «Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем».
Дети по ходу рассказа выполняют соответствующие движения: садятся на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляют корпус, руки разводят в стороны – цветок расцвёл.
Ритуал прощания.