Лучший педагог года

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе

Александра Володева
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушением зрения. Цель такой работы : формирование социально-адаптивных форм общения и поведения, их интеграция в открытое общество. В начале года тифлопедагог проводит тифлопедагогическое обследование детей (изучает медицинские и офтальмологические карты, наблюдает за детьми, исследует зрительное восприятие). По результатам обследования строится индивидуальный план работы с ребенком (индивидуальный маршрут). Проводятся коррекционные занятия. В течение года тифлопедагог участвует в методической работе ОУ, взаимодействует с родителями.

Публикация «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе» размещена в разделах

Основная цель коррекционной работы в общеобразовательной школе : подготовить к восприятию того материала, который дают на уроках. Коррекционная работа со слабовидящим ребенком направлена на стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия, развитие моторики руки и способов обследования и изготовления реальных предметов, их изображения и моделей; развитие социально-бытовых навыков; развитие мимики и пантомимики; активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы; развитие познавательной активности и познавательных интересов; формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности [2, с. 6]. В ходе коррекционной работы обязательно нужно воспитывать стремление иметь хорошую осанку, гармоничное телосложение, формировать умение правильно и красиво ходить, развивать такие качества, как аккуратность, подтянутость, воспитывать эстетические чувства и взгляды на отношения между людьми, содействовать пониманию красоты дружбы, товарищества и взаимопомощи [1, с. 52]

Направления коррекционно-развивающих занятий

1. Охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия (формирование умение пользоваться нарушенным зрением; расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с помощью всех сохранных анализаторов, обучение использованию получаемой полисенсорнной информации во всех видах деятельности).

2. Развитие осязания и мелкой моторики (формирование умений и навыков осязательного мира, обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов).

3. Социально-бытовая ориентировка (направлены на решение проблем социализации детей, формирование навыков социально-адаптивного поведения).

4. Ориентировка в пространстве (учить выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением все сенсорной сферы (слуха, обоняния и т. д.)

5. Развитие мимики и пантомимики (компенсация тяжелых зрительных нарушение и сопутствующих дефектов развития - нарушения опорно-двигательног аппарата и нарушения развития эмоционально-волевой сферы на фоне раннего органического поражения ЦНС).

6. Лечебная физкультура (лечение заболеваний, профилактика их осложнений, предупреждение обострений. Имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, плоской запавшей грудной клетки, для улучшения вентиляции легких и усиления притока кислорода к крови).

7. Ритмика (преодоление трудности зрительно-пространственной ориентировки, раскоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамия. Знакомство с характером музыки, соотнесение движений с темпом, ритмом и плавностью музыки. Способствует снятию двигательной скованности) [3, с. 31-37]

Схема занятия:

1. Закрепление предыдущего материала;

2. Преподнесение нового материала;

3. Физкультминутка

4. Закрепление нового материала;

5. Заключительная часть.

Кадровое обеспечение: учитель, врач-офтальмолог, тифлопедагог, учитель-логопед, тьютор, координатор по инклюзии, социальные педагоги.

Психолого-педагогическое сопровождение:

1. Рекомендации ПМПК (внутри школы ПМПк)

2. Разработка ИОП (построение образовательного процесса в соответствии с его реальными возможностями, особенностями и образовательными потребностями)

Документация тифлопедагога:

- Перспективный план;

- Расписание занятий;

- График работы;

- Рабочая программа;

- Журнал учета посещаемости детей;

- Журнал учета консультаций с родителями;

-Комплексно-тематическое планирование по всем направлениям коррекционной работы;

- Заключение ПМПК на каждого ребенка;

- ИОП на каждого ребенка;

Список литературы:

1. Научно-методический журнал Дефектология, М. : Академия педагогических наук СССР. Педагогика, 1989. – 96 с.

2. Научно-теоретический журнал Дефектология, М. : Школа-Пресс, 1996. – 96 с.

3. Создание специальных условий для детей с нарушением зрения в общеобразовательных учреждениях : Методический сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под ред. Е. В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2012. – 56 с.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка»Дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка». Один, два,.

Коррекционная работа с детьми со стертой дизартриейКоррекционная работа с детьми со стертой дизартрией Всем известно, что дизартрия – самый коварный диагноз у детей, имеющих речевые нарушения. При дизартрии нарушается иннервация всего речевого.

Коррекционная работа с детьми по результатам мониторинга Консультация для воспитателей. «Коррекционная работа с детьми имеющих низкий показатель по интегративным качествам» Коррекционная работа.

Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде Т. Г. Горькая, учитель-логопед, г. С-Петербург Коррекционная работа.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием «Природных массажеров».Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием «Природных массажеров». Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием «Природных массажеров».[/b] Автор: Ахметшина Наталья Анатольевна МБДОУ «ДС «Солнышко»,.

Креативная игра-драматизация с детьми с нарушением зрения «Серый человек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103 «Лесная сказка» Креативная игра-драматизация с.

Мастер-класс «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения с использованием арт-терапии» Цель: выявление особенностей и определение эффективности использования изотерапии в коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. Задачи:.

Примерная индивидуальная образовательная программа ребенка с нарушением зрения, обучающегося в общеобразовательной школе .

Проект «Мой любимый детский сад» с детьми с ОВЗ (с нарушением зрения) Актуальность. У детей с нарушениями зрения проявляются отклонения во всех видах познавательной деятельности, что сказывается на формировании.

Сценарий НООД с детьми с нарушением зрения «Домик для гномика» Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности в средней группе с элементами экспериментирования «Домик для гномика».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 15:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД