Надежда Михайловна Щербатых
Коррекционная разминка на самоподготовке в первом классе
▼ Скачать + Заказать документы
ГБ (О)С (К)ОУ С (К)О школа – интернат v вида с. Дмитряшевка
Хлевенского района, Липецкой области
Коррекционная разминка на самоподготовке.
1 класс
Подготовила: Щербатых Н. М.
Воспитатель, высшая квалификационная категория.
Коррекционная разминка на самоподготовке.
Цель: создание благоприятных условий для подготовки ар-тикуляционного аппарата воспитанников с ОНР к правиль-ному произношению звуков родного языка.
Задачи:
Публикация «Коррекционная разминка на самоподготовке в первом классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
1) Образовательная: формирование и развитие фонематиче-ского восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры, обогащение словарного запаса детей, формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
2) Коррекционная : совершенствование движений и сенсомо-торного развития, фонематического слуха, внимания, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
3) Воспитательная: создание благоприятных условий для вос-питания потребности в положительно – эмоциональном об-щении воспитанников с ОНР с педагогом.
Оборудование: таблица с буквами, карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков, кукла, мяч, барабан, схемы. Две картинки с изображением двух стран: одна белого цвета, другая зелёного.
Ход занятия.
1) Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт мне, какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Назвать второй месяц весны?
- Каким месяцем заканчивается весна?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
2) Дыхательная гимнастика.
Упр. «Понюхаем цветок».
(Вдох и выдох контролируются рукой.) Медленный вдох и глубокий выдох а- а –а – а…. – счёт до 5.
3)Артикуляционная гимнастика.
Считалка.
Раз – мы домик открываем.
(Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз).
Два – по улице гуляем.
(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону).
Три – часы идут: тик – так.
(Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить язык вправо – влево. 10 раз).
На четыре – быстрый шаг.
(Выполнять предыдущее упражнение в быстром темпе. 10 раз).
Пять – зацокал жеребёнок.
(Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз).
Шесть – грибочек у сосёнок.
(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз).
Семь – гармошка: дили – дили.
(Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз).
Восемь – стенки в доме мыли.
(Выполнять круговые движения языком по внутренней стороне щёк. 5 раз с каждой стороны).
Девять мыли потолок.
(Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд – на-зад по нёбу 10 раз).
Десять – ротик на замок.
(Рот закрыть. Язык спрятать.)
4)Работа над голосом.
Игра «Поём гласные звуки».
Гласному легко живё тся:
Голосок свободно льётся.
Звуки гласные мы знаем,
Гласных - шесть, запоминаем
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Показываю карточки со схемами артикуляции, произношу звуки и прошу де-тей повторить:
А – открыт рот широко, гласный тянется легко.
У – мы гласный не забыли, губы в трубочку сложили.
О – овалом ротик сделай, гласный звук поём мы смело.
И – скорее улыбнись; звук, как ниточка тянись.
Ы – ты гласный звук пропой, улыбнись и рот открой.
Э – пошире рот открой, улыбнись и звук пропой.
- А сейчас поиграем в игру «Скажем слово по слогам».
Хлопай тут и хлопай там.
Скажем слово по слогам.
- Назовите мне слова – в начале слова гласный – А. (ответы детей)
- Слов придумать не могу – в начале слова гласный – У.
- Слово быстро назови, в начале слова гласный – И.
- Не в середине, не в конце, в начале слова гласный
5)Упражнение на внимание.
- Посчитайте сколько раз в таблице встречается буква «О».
М Т К О П М Н С
О Л Х У О Т Я А
Ы М О О Т Ь Х Ш
С Х Ч З У О Л О
6) Гимнастика для глаз.
Мальчики и девочки дружно отдыхают.
Мальчики и девочки глазки закрывают.
(дети закрывают глаза)
Мальчики и девочки дружно отдыхают.
Мальчики и девочки глазками моргают.
(моргать глазами в быстром темпе, затем в медленном)
Мальчики и девочки дружно отдыхают.
Мальчики и девочки глазки вверх поднимают.
Мальчики и девочки дружно отдыхают.
Мальчики и девочки глазки вниз опускают.
(опускать и поднимать глаза)
7.- Сейчас я покажу вам любимую игрушку всех девочек, а мальчики скажут мне, что это за игрушка?
Демонстрация куклы.
- Для чего нужны куклы?
- Как можно с ними играть?
- Какими именами можно называть кукол?
- А как зовут эту куклу, вы узнаете, если правильно впишите гласные буквы.
М – р – н – (Марина)
Анализ слова.
- Почему это слово написано с большой буквы?
- Сколько гласных звуков в слове?
- Вы назвать мне их готовы? (3 гласных звука)
- Слушай слово, мяч лови, первый слог нам назови.
(бросаю мяч первому ребёнку) (Ма)
- Слушай слово, мяч лови, слог второй нам назови. (- ри)
-Слушай слово, мяч лови, третий слог нам назови. (-на)
(Один ребёнок должен это слово прошагать, шаг на каждый слог, второй - отстучать это же слово на барабане).
- Какой слог ударный? (второй)
-Сколько звуков в слове? Сколько букв? (6 звуков, 6 букв)
- Будь внимательным, мяч лови,
По порядку гласные нам назови. (а, и, а)
Гласному легко живё тся: голосок свободно льётся.
У согласного в пути, много кочек впереди:
Губы, зубы и язык, он к препятствиям привык.
- Назвать согласные по порядку. (м, р’,н)
(Показываю картинку с изображением страны синего цвета).
Снежные горы, синие льды,
Льдины огромные всюду видны.
Твёрдые согласные звуки здесь живут,
Твёрдые согласные дети назовут. ([м], [н])
(Показываю картинку с изображением страны зелёного цвета).
Добрая, мягкая, нежная страна,
Травка зелёная всюду здесь видна.
Мягкие согласные звуки здесь живут.
Мягкие согласные дети назовут. ([р’])
- Назовите глухие согласные? (нет)
- Назовите звонкие согласные? [м], [р ‘], [ н].
Схема слова. Дать характеристику третьего звука.
8. Пальчиковая гимнастика.
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
«Весенний дождик».
Началась весенняя капель.
(Один пальчик – мизинец стучит по столу, кап – кап – кап)
Всё тает и капель усиливается.
(Два пальца, мизинец и безымянный стучат по столу)
Пошёл весенний дождик.
(3 пальца)
Дождик усиливается – «грибной». (4 пальца)
И наконец, хлынул ливень.
(Дети хлопают в ладоши. Аплодисменты.)
9. Итог занятия.
- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Солнышко на нашей кар-тинке нам улыбается! Все игры и упражнения, которые мы сегодня с вами использовали, помогут вам в дальнейшем правильно и красиво говорить!