Татьяна Голотвина
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что любые знания, навыки детьми усваивается лучше именно в игре. Развивая с помощью игры память, внимание, воображение, мы, взрослые, способствуем лучшей адаптации ребенка в детском коллективе и обстановке. Игры и игровые упражнения в данной программе помогут развитию ребенка. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Игра является частью общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Она развивает, социализирует, развлекает, дает отдых. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей к взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось важное значение.
Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определенными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском коллективе и во время адаптации в школе.
В работе с агрессивными детьми используемые игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева.
Необходимо создать атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я».
В работе с гиперактивными детьми, необходимо учитывать следующие особенности таких детей : дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Ведущим специалистом является педагог - психолог.
Программа предполагает работу с дошкольниками 5-7 лет.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Методологической основой данной программы являются идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.
По определению Л. С. Выготского «Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие».
По мнению Д. Б. Эльконина (1978г., главное даже не то, что в игре развиваются и заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а то, что в игре коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру, формируется механизм координации своей точки зрения с другими возможными взглядами.
Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.
В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
способствовать сплочению детского коллектива.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
2. Развитие сообразительности, активности мышления.
3. Развитие умения действовать по правилам.
4. Развитие ориентировки в пространстве.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ:
помещение должно быть светлым, проветриваемым;
помещение должно быть постоянным и не должно быть проходным;
помещение должно быть эстетически оформлено;
ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Программа занятий данного блока состоит из 18 занятий.
Занятия проводятся в первой половине дня, 1 раз в неделю.
Программа предполагает работу с группой из 4-5 человек.
В работе используются следующие методы и приемы:
подвижные игры;
сюжетные игры;
игры для развития коммуникативных навыков;
игры для развития мелкой и общей моторики;
игры для развития творческих и интеллектуальных способностей;
игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе;
словесные игры.
загадки;
релаксационные упражнения.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Каждое занятие продолжительностью 20 минут.
1. Подготовительный этап (2 мин.)
2. Основной этап (15 мин.)
3. Заключительный этап (3 мин.)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, повышается самооценка.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое. Предназначение любой игры – развитие ребенка физически, интеллектуально, психологически.
В процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию.
Развивая с помощью игры память, внимание, воображение, мы, взрослые, способствуем лучшей адаптации ребенка в детском коллективе и обстановке. Игры и игровые упражнения в данной программе помогут развитию ребенка. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности. Научить ребят использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Научить оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, контролировать свои действия в игре.
Любая игра помогает ребятам в развитии речи: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 1 ««Избушка».
Цель: Развитие диалогической речи, согласованности движений с речью.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Доброе животное».
2. Игра «Избушка».
3. Игра «Дракон»
Развивать умение действовать в соответствии с правилами игры.
Развитие рече-двигательных навыков.
Помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 2 «Ровным кругом».
Цель: Развитие внимания, наблюдательности.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Народная игра «Ровным кругом».
2. Игра «Прогулка с компасом». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций.
Формирование у детей чувства доверия к окружающим. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 3 «Найди свой цвет».
Цель: Развитие внимания, связной речи, ориентировки в пространстве.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Море волнуется раз…».
2. Игра «Жужа». Развитие ориентировки в пространстве.
Развитие внимания, связной речи. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 4 «Для чего нужен предмет?»
Цель: Развитие сообразительности, активности мышления. Закрепить умение классифицировать предметы.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Для чего нужен предмет?».
2. Игра «Бумажные мячики». Активизировать мыслительные процессы, развивать память, внимание.
Снизить беспокойство и напряжение. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 5 «Какое время года?»
Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности, снятие напряжения.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Какое время года?»
2. Игра «Воздушный шарик». Активизировать мыслительные процессы.
Развитие произвольного внимания, умение расслабляться. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 6 «Краски».
Цель: Развитие сенсорного восприятия, памяти, внимания, способствовать сплочению детского коллектива.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Краски».
2. Игра «Гусеница». Развитие сенсорного восприятия.
Снять лишнюю двигательную активность. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 7 «Узнай по описанию»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, доброжелательности.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Узнай по описанию».
2. Игра «Глаза в глаза». Развитие наблюдательности, внимания.
Обучение распознаванию эмоций и чувств; обучение приемам расслабления. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 8 «Катание на карусели».
Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях, способствовать сплочению детского коллектива.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Катание на карусели».
2. Игра «Найди отличие». Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Развитие умения концентрировать внимание на отдельных деталях. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 9 «Игрушки».
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков, активизация детей.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Игрушки».
2. Игра «Менялки». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций, развитие внимания, воображения.
Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 10 «По грибы».
Цель: Развитие умения передавать мимикой, жестами свои эмоции, научить детей контролировать свои действия.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «По грибы».
2. Игра «Разговор с руками». формирование умения правильно понимать чувства и настроения. Развитие произвольности; сплочение детского коллектива 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 11 «Лохматый пес».
Цель: Развитие слухового внимания, снижение агрессивности, снятия напряжения, развитие чувственного восприятия.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Лохматый пес».
2. Игра «Ласковые лапки». Развитие слухового внимания, согласованности речи и действий.
Снятие напряжения, развитие чувственного восприятия. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 12 «Совушка-сова».
Цель: Развитие внимания, умения действовать по инструкции, волевой регуляции, развивать рече-двигательные навыки.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Совушка-сова».
2. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки». Развитие рече-двигательных навыков, умение действовать по инструкции.
Развитие наблюдательности, волевой регуляции. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 13 «Гуси»
Цель: Развитие внимания, умения действовать по правилам, связной речи.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Гуси».
2. Игра «Кто больше назовет действий» Развитие рече-двигательных навыков, умение действовать по инструкции.
Активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т. д.) 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 14 «Магазин»
Цель: Развитие навыков бесконфликтного общения, умения распределять роли.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. Сюжетно-рорлевая игра «Магазин». Развивать умение распределять роли, обучение навыкам бесконфликтного общения. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 15 «Запрещенное движение»
Цель: Развитие внимания, сенсорного восприятия, быстроты реакции, сплочение коллектива.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Запрещенное движение».
2. Игра «Кто больше скажет о профессии» Формирование произвольной двигательной регуляции.
Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.). 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 16 «Морские волны».
Цель: Развитие умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Игра «Давайте поздороваемся».
2. Игра «Морские волны».
Формирование произвольной двигательной регуляции.
Способствовать снижению мышечного напряжения. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 17 «Обзывалки»
Цель: Разрядка вербальной агрессии; коррекция страхов; релаксация.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Подвижная игра «Обзывалки».
2. Игра «Рассмеши меня»
3. Игра «Стойкий оловянный солдатик». Научить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.
Развитие эмоциональной выразительности 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 18 «Зеваки».
Цель: Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, развитие концентрации внимания.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.
2. 1. Подвижная игра «Зеваки».
2. Игра «Гвалт». Развитие произвольного внимания, обучение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Развитие концентрации внимания. 12-15 мин.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.