Лучший педагог года

Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь»

Наталья Пинчук
Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Играя, я учусь» предназначена для развития и укрепления пальчиковой моторики, для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Играя, я учусь“» размещена в разделах

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, и он может приступать к приобретению навыков письма.

Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы

• обучение детей проводится с пятилетнего возраста;

• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы : создание условий, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Задачи программы :

Воспитывающие:

1. Воспитывать в детях с ограниченными возможностями аккуратность, усидчивость.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Обучающие:

1. Научить детей с ограниченными возможностями владеть графическими навыками письма.

2. Формировать навыки исполнительского мастерства.

3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Направленность программы :

Программа включает в себя следующие разделы:

• пальчиковая гимнастика

• оригами

• конструирование

• графические упражнения

• игры и действия с предметами

• лепка

• аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям с ограниченными возможностями интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребё нка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Срок реализации программы :

Данная программа рассчитана на 21 день (курс реабилитации в стационарном отделении).

Режим занятий:

Занятия проводятся в подгруппах (3 – 5 человек) или индивидуально по 30 минут.

Форма проведения занятий:

• беседа

• экскурсия

• дидактическая игра

• сюжетно - ролевая игра

• физические упражнения

• коллективное творчество

• индивидуальная корректировка действий.

Результативность:

Проходя курс реабилитации по данной программе, дети с ограниченными возможностями дошкольного возраста познакомились:

• с различными видами бумаги (цветной, газетной, гофрированной, бархатной);

• свойствами бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жёсткая);

• понятиями «оригами», «шаблон»;

• видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);

• основные правила склеивания;

научились:

• применять простейшие приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);

• пользоваться клеем, кисточкой, ножницами (вырезать простейшие детали по контуру, стекой;

• работать с трафаретами;

• изготавливать детали по шаблону;

• застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки;

• завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;

• изготавливать поделки в технике «аппликация», «оригами» по образцу;

• плести косички из ниток;

Формы проведения реализации программы :

В течение всего курса коррекционных занятий поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

самостоятельные работы,

тестирование по индивидуальным карточкам,

беседа,

выставки работ,

участие в творческих конкурсах, выставках.

Тематическое планирование по коррекционно – развивающей программе «Играя, я учусь».

№ Тема Виды работы Цель

1. «В гости к белочке» Занятие Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Белка», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

2. «Петя, Петя петушок» Занятие Развивать навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развитие мелкой моторики рук.

3. «Мой дом» Занятие Активизировать в речи детей слова: дом, жильё, неприкосновенность, электроприборы, экстренные службы.

Развивать мелкую моторику рук.

4. «Путешествие в подводный мир» Занятие. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.

5. «Путешествие в зоопарк» Занятие Совершенствовать координацию движений;

развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук;

6. «В гостях у сказки Занятие Формирование и развитие зрительно-моторных навыков.

7. «Транспорт» Занятие Развивать мелкую моторику; учить выполнять движения пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с текстом

8. «Умелые пальчики» Занятие Развивать мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость рук, координацию и быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Публикации по теме:

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с агрессивным ребенком 1. Упражнение «Рассматривание собственной мимики перед зеркалом» Цель: отрабатывать связь между мимическими проявлениями и эмоциональным.

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, образного и логического.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Тверской области КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ.

Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.

Коррекционно-развивающая словесная игра «Путаница» Словесная игра «Путаница» Цель: Расширять словарный запас детей, развивать фонематическое восприятие, вербальную память. Формировать произвольное.

Коррекционно-развивающая игра «Что? Где? Когда?» Коррекционно – развивающее игра «Что? Где? Когда?» для детей подготовительной группы. Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения.

Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ» Пояснительная записка Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,.

Программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Учусь, играя» Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова,.

Программа по развитию речи «Учусь, играя» Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова,.

Коррекционно-развивающая программа «Счастливы вместе!» Пояснительная записка В настоящее время в практике психологического консультирования остро встает проблема детско-родительского взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь»
Опубликовано: 23 октября 2018 в 22:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД