Лучший педагог года

Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада для детей с парциальным недоразвитием ККД

Екатерина Колесникова
Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада для детей с парциальным недоразвитием ККД

Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада рассчитана для детей с парциальным недоразвитием когнитивного компонента деятельности - это специальный курс занятий (этюдов, упражнений, игр, направленный на развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы, коммуникативных способностей, возможностях игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста, развитие зрительно-пространственного гнозиса.

Рекомендуется проводить 1-2 занятия в неделю продолжительностью 25-35 мин

Публикация «Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада для детей с парциальным недоразвитием ККД» размещена в разделах

Эмоциональная регуляция поведения является ведущей в дошкольном возрасте, а социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании и воспитании межличностных отношений. Нравственное развитие и воспитание ребенка стоит начинать с формирования его эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным условием в становлении личности маленького человека.

Цель программы для детей ОВЗ:

- создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей-логопатов)

- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения;

- эффективная стимуляция всего психического развития;

- социальная адаптация с приобретением социальных навыков и умения верить в свои силы.

-формирование у детей дошкольного возраста единых пространственных и временных ориентировочных действий.

Задача коррекционно-развивающей программы:

- корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;

- развивать у детей навыки общения и решения конфликтных ситуаций;

- совершенствовать память, мышление;

- развивать устойчивость и концентрацию внимания;

- повышать уровень контроля эмоционального состояния;

- обучать приемам саморелаксации, снятию мышечного напряжения.

-активизация познавательной и игровой деятельности учащихся;

-развитие когнитивных процессов;

-формирование единых временно-пространственных представлений.

Примерное тематическое планирование.

Тема /Направление и примерные виды работ

1 Схема тела

Упражнение «Давайте познакомимся»

Упражнение «Дополнительные слова в имени»

Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Работа проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания, а затем с закрытыми глазами.

Упражнение «Как сказать по-другому?»

-Показ по инструкции взрослого (игра «Лавата»)

-Работа с иллюстрациями

Релаксация «Солнышко»

Обсуждение занятия

Прощание

2 Части лица

«Утреннее приветствие»

Работа начинается с анализа расположения частей лица по параметрам:

-выше всего

-ниже всего

-выше, чем

-ниже, чем

Вводятся предлоги «над», «под», «между».

-используются схемы: (над, (под, (между)

(Первоначально предлог выделяется интонационно, чтобы помочь детям ответить на вопросы: «Что находится под бровями?»

Затем детям предлагается отвечать на вопросы с использованием в речи предлогов: «Где находятся глаза?»

Психогимнастика «Надоедливая муха»

Игра «Запретное число»

Рисуем автопортрет

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

3 Части туловища

Традиционное приветствие

Упражнение «Кто я такой?»

Упражнение «Прислушайся к себе»

Аналогично анализируется положение частей туловища

-рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо)

-непосредственно туловища

(шея, плечи, грудь, спина, живот

-ног (стопа, голень, колено, бедро)

Упражнение «Составляем чемодан злых, недобрых слов»

Дыхательная гимнастика «Одно большое животное»

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

4 Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между»

Традиционное приветствие

Упражнение «Учимся хвалить себя»

Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем, «ниже, чем», предлоги над, под, между)

Упражнение «Игра в слова»

Игра «Летает - не летает»

Игра-релаксация «Представь звук»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

1 Восприятие цвета, величины, размера, формы

Традиционное приветствие

Этюд «Насос и мяч»

Работа над закреплением представлений о цвете геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) с использованием дидактических игр («Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур сложен рисунок» и др, на основе природного материала (листья: цвет, форма, величина); работа с конструктором

Работа. над формообразующими движениями

Работа над понятиями длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; глубокий – мелкий, глубже – мельче; толстый – тонкий, толще – тоньше

Упражнение «Дополни предложение»

Игра «Посмотри в зеркало»

Игра «Найди точное слово»

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

2 Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…»

Традиционное приветствие

Игра «Противоположные слова»

- При активном участии детей анализируется, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении

- Переход к объектам во вне и введение представления «Ближе к…», «дальше от …» (Анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту).

- Проведение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

3 Расположение объектов по отношению к собственному телу: Предлоги «перед», «за».

Традиционное приветствие

Игра-имитация «Пофантазируем и изобразим мимикой»

Упражнение «Закончи предложение»

- По аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук – и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

4 Работа над понятиями «ближе, чем…», «дальше, чем…»

Традиционное приветствие

Упражнение «Четыре стихии»

- Переход от анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. Работа начинается с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости «сбоку» (не важно: справа или слева, но анализируемые с позиций близости «ближе, чем …», «дальше, чем…»

- Работа с геометрическим материалом

Игра «Отгадай фигуры»

Игра «Волшебный мешочек»

Дыхательная гимнастика «Одно большое животное»

Релаксация «Водопад»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

1 Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело.

Традиционное приветствие

Игра «Закончи выражения»

- Работа над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси:

«право-лево»

-используется комплекс заданий, требующих анализа расположения отдельных частей рук, а затем ног.

-В первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребенка (соответственно ведущей ногой).

- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции, упражнений на слухо-моторную, зрительно- моторную координацию, на развитие ритмической организации деятельности.

Упражнение «Расскажем и покажем»

Игра «Дом - домина»

Арт-терапия «Рисование своего настроения»

Релаксация «Цветок»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

2 Отработка понятий «правее, «левее» относительно собственного тела

Традиционное приветствие

Упражнение «Угадай загадку»

- Работа над понятиями «правее», «левее»

- В отношении правой руки- то, что «дальше», то «правее;

в отношении левой руки- то, что «дальше», то «левее».

-По аналогии отрабатываются и закрепляются указанные представления на правой и левой ногах

- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

3 Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»

Традиционное приветствие

Упражнение «Пропущенные слова»

Переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой-левой» ориентировки. Отрабатываются представления «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…», (необходимо возвращаться к ранее усвоенным представлениям, чередуя их с осваиваемыми в этот момент)

Игра «Что бывает. ?»

Психогимнастика «Солнечный зайчик»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

4 Работа над представлением «Сзади»

Традиционное приветствие

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Для завершения овладения топологическими, координаторными и метрическими представлениями с выходом на целостное представление о пространстве необходимо отработать пространственное представление «СЗАДИ» как в его метрической части – ближе ко мне (сзади, дальше от меня (сзади, так и координаторной части – сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.

Этюд-пантомима

Игра «Противоположности»

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

1 Определение сторонности объектов, находящихся напротив

Традиционное приветствие

Обсуждение ситуации «Хочу все»

Работа над определением «правой-левой» стороны у объекта, человека, находящегося напротив. Дидактические игры: «Покажи у товарища», «Твоя правая рука – моя правая рука» и др.

Игра «Назови слово»

Упражнение «Сидели два медведя»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

2 Работа с линейной последовательностью предметного ряда

Традиционное приветствие

Игра «Много - один»

Игра «Растет - не растет»

Работа с предметами, расположенными в неизменном порядке, в определенном направлении (слева – направо). Например: первым (в крайней левой позиции) изображается арбуз, вторым виноград, и так до десяти изображений. Далее определяется, что было нарисовано «До» какого-либо из изображений и, соответственно, «после» него.

Психогимнастика «Надоедливая муха»

Игра «Животные»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

3 Работа с числовым рядом

Традиционное приветствие

Рисование «Мой страх»

По аналогии анализируется число «перед» каким-либо («предыдущий» и число «после» какого-либо или «за» каким либо («следующий»)

- Работа над понятием «между».

- Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» – справа от него в числовом ряду. Работа над понятием «соседи» числа.

- Работа над пропедевтикой трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

4 Формирование временных представлений

Традиционное приветствие

Рисование «Веселые пятна»

- Анализ временного распорядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок делает в первую очередь «после» того, как он проснулся, что делает «после» этого и т. д.

- Со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», соответственно – «до» и «после», на конкретном распорядке дня.

- По аналогичной схеме прописываются последовательности:

-времени суток

-времен года (анализируется, какое время года было «до», какое «после», какое «между»)

-дней недели

-месяцев в году

- Упражнения на развитие серийной организаций деятельности

- Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. (Например: «После какого времени года наступает…», «Перед, каким днем недели наступает… и т. д.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

1 Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов Традиционное приветствие

Игра «Запретное число»

Осуществляется работа по формированию навыка ориентировки и определения времени на циферблате стрелочных часов. Анализируются представления: «что было раньше», «что позже», «что до …», что после …», т. е. что произошло вначале, а что потом. В последнюю очередь отрабатывается установление времени с точностью до минуты.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

2 Итоговое занятие

Традиционное приветствие

Игра «Цветок, дерево, фрукт»

Игра «Назови одним словом»

- Работа с конструктором

- Работа с иллюстрациями, сюжетными картинками.

- Использование рисуночных методов, аппликация, лепка

- Анализ текстов или речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий.

Игра «Воздушный шарик»

Упражнение «Подбери слова»

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

Публикации по теме:

Приоритетные направления МБДОУ детского сада «Коррекционно-развивающая деятельность» Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых.

Программа по ПДД для детского сада Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. Рост.

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, образного и логического.

Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Играя, я учусь» предназначена для развития и укрепления пальчиковой моторики, для правильного развития.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Тверской области КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ.

Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ» Пояснительная записка Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,.

Тренинг педагога-психолога для молодых педагогов детского сада Тренинг педагога-психолога для молодых педагогов. Цель: повышение коммуникативной компетентности педагогов. Педагог-психолог предлагает.

Виртуальный визит в кабинет педагога-психолога детского садаВиртуальный визит в кабинет педагога-психолога детского сада Кабинет педагога – психолога нашего дошкольного учреждения располагается на втором этаже здания не далеко от групповых комнат. Соседствует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада для детей с парциальным недоразвитием ККД
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 14:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД