Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада для детей с парциальным недоразвитием ККД

Екатерина Колесникова
Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада для детей с парциальным недоразвитием ККД

Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада рассчитана для детей с парциальным недоразвитием когнитивного компонента деятельности - это специальный курс занятий (этюдов, упражнений, игр, направленный на развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы, коммуникативных способностей, возможностях игровой деятельности, которая является ведущей для детей дошкольного возраста, развитие зрительно-пространственного гнозиса.

Рекомендуется проводить 1-2 занятия в неделю продолжительностью 25-35 мин

Эмоциональная регуляция поведения является ведущей в дошкольном возрасте, а социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании и воспитании межличностных отношений. Нравственное развитие и воспитание ребенка стоит начинать с формирования его эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным условием в становлении личности маленького человека.

Цель программы для детей ОВЗ:

- создание у дошкольников позитивного настроения, психокоррекция эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности, импульсивности, конфликтности у детей-логопатов)

- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения;

- эффективная стимуляция всего психического развития;

- социальная адаптация с приобретением социальных навыков и умения верить в свои силы.

-формирование у детей дошкольного возраста единых пространственных и временных ориентировочных действий.

Задача коррекционно-развивающей программы:

- корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;

- развивать у детей навыки общения и решения конфликтных ситуаций;

- совершенствовать память, мышление;

- развивать устойчивость и концентрацию внимания;

- повышать уровень контроля эмоционального состояния;

- обучать приемам саморелаксации, снятию мышечного напряжения.

-активизация познавательной и игровой деятельности учащихся;

-развитие когнитивных процессов;

-формирование единых временно-пространственных представлений.

Примерное тематическое планирование.

Тема /Направление и примерные виды работ

1 Схема тела

Упражнение «Давайте познакомимся»

Упражнение «Дополнительные слова в имени»

Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Работа проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания, а затем с закрытыми глазами.

Упражнение «Как сказать по-другому?»

-Показ по инструкции взрослого (игра «Лавата»)

-Работа с иллюстрациями

Релаксация «Солнышко»

Обсуждение занятия

Прощание

2 Части лица

«Утреннее приветствие»

Работа начинается с анализа расположения частей лица по параметрам:

-выше всего

-ниже всего

-выше, чем

-ниже, чем

Вводятся предлоги «над», «под», «между».

-используются схемы: (над, (под, (между)

(Первоначально предлог выделяется интонационно, чтобы помочь детям ответить на вопросы: «Что находится под бровями?»

Затем детям предлагается отвечать на вопросы с использованием в речи предлогов: «Где находятся глаза?»

Психогимнастика «Надоедливая муха»

Игра «Запретное число»

Рисуем автопортрет

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

3 Части туловища

Традиционное приветствие

Упражнение «Кто я такой?»

Упражнение «Прислушайся к себе»

Аналогично анализируется положение частей туловища

-рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо)

-непосредственно туловища

(шея, плечи, грудь, спина, живот

-ног (стопа, голень, колено, бедро)

Упражнение «Составляем чемодан злых, недобрых слов»

Дыхательная гимнастика «Одно большое животное»

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

4 Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между»

Традиционное приветствие

Упражнение «Учимся хвалить себя»

Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем, «ниже, чем», предлоги над, под, между)

Упражнение «Игра в слова»

Игра «Летает - не летает»

Игра-релаксация «Представь звук»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

1 Восприятие цвета, величины, размера, формы

Традиционное приветствие

Этюд «Насос и мяч»

Работа над закреплением представлений о цвете геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) с использованием дидактических игр («Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур сложен рисунок» и др, на основе природного материала (листья: цвет, форма, величина); работа с конструктором

Работа. над формообразующими движениями

Работа над понятиями длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; глубокий – мелкий, глубже – мельче; толстый – тонкий, толще – тоньше

Упражнение «Дополни предложение»

Игра «Посмотри в зеркало»

Игра «Найди точное слово»

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

2 Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…»

Традиционное приветствие

Игра «Противоположные слова»

- При активном участии детей анализируется, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении

- Переход к объектам во вне и введение представления «Ближе к…», «дальше от …» (Анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту).

- Проведение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

3 Расположение объектов по отношению к собственному телу: Предлоги «перед», «за».

Традиционное приветствие

Игра-имитация «Пофантазируем и изобразим мимикой»

Упражнение «Закончи предложение»

- По аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук – и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

4 Работа над понятиями «ближе, чем…», «дальше, чем…»

Традиционное приветствие

Упражнение «Четыре стихии»

- Переход от анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. Работа начинается с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости «сбоку» (не важно: справа или слева, но анализируемые с позиций близости «ближе, чем …», «дальше, чем…»

- Работа с геометрическим материалом

Игра «Отгадай фигуры»

Игра «Волшебный мешочек»

Дыхательная гимнастика «Одно большое животное»

Релаксация «Водопад»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

1 Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело.

Традиционное приветствие

Игра «Закончи выражения»

- Работа над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси:

«право-лево»

-используется комплекс заданий, требующих анализа расположения отдельных частей рук, а затем ног.

-В первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребенка (соответственно ведущей ногой).

- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции, упражнений на слухо-моторную, зрительно- моторную координацию, на развитие ритмической организации деятельности.

Упражнение «Расскажем и покажем»

Игра «Дом - домина»

Арт-терапия «Рисование своего настроения»

Релаксация «Цветок»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

2 Отработка понятий «правее, «левее» относительно собственного тела

Традиционное приветствие

Упражнение «Угадай загадку»

- Работа над понятиями «правее», «левее»

- В отношении правой руки- то, что «дальше», то «правее;

в отношении левой руки- то, что «дальше», то «левее».

-По аналогии отрабатываются и закрепляются указанные представления на правой и левой ногах

- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

3 Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»

Традиционное приветствие

Упражнение «Пропущенные слова»

Переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой-левой» ориентировки. Отрабатываются представления «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…», (необходимо возвращаться к ранее усвоенным представлениям, чередуя их с осваиваемыми в этот момент)

Игра «Что бывает. ?»

Психогимнастика «Солнечный зайчик»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

4 Работа над представлением «Сзади»

Традиционное приветствие

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Для завершения овладения топологическими, координаторными и метрическими представлениями с выходом на целостное представление о пространстве необходимо отработать пространственное представление «СЗАДИ» как в его метрической части – ближе ко мне (сзади, дальше от меня (сзади, так и координаторной части – сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.

Этюд-пантомима

Игра «Противоположности»

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

1 Определение сторонности объектов, находящихся напротив

Традиционное приветствие

Обсуждение ситуации «Хочу все»

Работа над определением «правой-левой» стороны у объекта, человека, находящегося напротив. Дидактические игры: «Покажи у товарища», «Твоя правая рука – моя правая рука» и др.

Игра «Назови слово»

Упражнение «Сидели два медведя»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

2 Работа с линейной последовательностью предметного ряда

Традиционное приветствие

Игра «Много - один»

Игра «Растет - не растет»

Работа с предметами, расположенными в неизменном порядке, в определенном направлении (слева – направо). Например: первым (в крайней левой позиции) изображается арбуз, вторым виноград, и так до десяти изображений. Далее определяется, что было нарисовано «До» какого-либо из изображений и, соответственно, «после» него.

Психогимнастика «Надоедливая муха»

Игра «Животные»

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

3 Работа с числовым рядом

Традиционное приветствие

Рисование «Мой страх»

По аналогии анализируется число «перед» каким-либо («предыдущий» и число «после» какого-либо или «за» каким либо («следующий»)

- Работа над понятием «между».

- Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» – справа от него в числовом ряду. Работа над понятием «соседи» числа.

- Работа над пропедевтикой трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

4 Формирование временных представлений

Традиционное приветствие

Рисование «Веселые пятна»

- Анализ временного распорядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок делает в первую очередь «после» того, как он проснулся, что делает «после» этого и т. д.

- Со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», соответственно – «до» и «после», на конкретном распорядке дня.

- По аналогичной схеме прописываются последовательности:

-времени суток

-времен года (анализируется, какое время года было «до», какое «после», какое «между»)

-дней недели

-месяцев в году

- Упражнения на развитие серийной организаций деятельности

- Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. (Например: «После какого времени года наступает…», «Перед, каким днем недели наступает… и т. д.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

1 Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов Традиционное приветствие

Игра «Запретное число»

Осуществляется работа по формированию навыка ориентировки и определения времени на циферблате стрелочных часов. Анализируются представления: «что было раньше», «что позже», «что до …», что после …», т. е. что произошло вначале, а что потом. В последнюю очередь отрабатывается установление времени с точностью до минуты.

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

2 Итоговое занятие

Традиционное приветствие

Игра «Цветок, дерево, фрукт»

Игра «Назови одним словом»

- Работа с конструктором

- Работа с иллюстрациями, сюжетными картинками.

- Использование рисуночных методов, аппликация, лепка

- Анализ текстов или речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий.

Игра «Воздушный шарик»

Упражнение «Подбери слова»

Релаксация

Обсуждение занятия

Традиционное прощание

Публикации по теме:

Приоритетные направления МБДОУ детского сада «Коррекционно-развивающая деятельность» Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых.

Программа по ПДД для детского сада Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. Рост.

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Для детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, образного и логического.

Коррекционно-развивающая программа «Играя, я учусь» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Играя, я учусь» предназначена для развития и укрепления пальчиковой моторики, для правильного развития.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление агрессивности у подростков ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Тверской области КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ.

Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ» Пояснительная записка Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,.

Тренинг педагога-психолога для молодых педагогов детского сада Тренинг педагога-психолога для молодых педагогов. Цель: повышение коммуникативной компетентности педагогов. Педагог-психолог предлагает.

Виртуальный визит в кабинет педагога-психолога детского садаВиртуальный визит в кабинет педагога-психолога детского сада Кабинет педагога – психолога нашего дошкольного учреждения располагается на втором этаже здания не далеко от групповых комнат. Соседствует.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа психолога детского сада для детей с парциальным недоразвитием ККД
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 14:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки