Лучший педагог года

Коррекционно-развивающая программа «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)»

Анна Дмитриевна
Коррекционно-развивающая программа «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 20

города-курорта Кисловодск

Принято Утверждаю:

на педагогическом совете

МБДОУ Д/с № 20 Заведующий МБДОУ Д/с №20

№ 1 от 31 августа 2019 г. ___ Е. В. Каздохова

Коррекционно-развивающая программа

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)»

Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)“» размещена в разделах

Разработано на основе учебных материалов автора: Т. П. Трясоруковой

Составил: педагог-психолог Москвина А. Д.

Содержание

Пояснительная записка

3

Актуальность программы. 4

Цели Задачи. 5

Ожидаемые результаты. 5

Описание программы 6

Организация занятий 7

Содержание программы 7

Методы отслеживания эффективности программы 9

Литература 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С введением ФГОС, в системе дошкольного образования происходят существенные изменения. Новые требования призваны обеспечить всестороннее личностное развитие ребёнка, создавая условия для его позитивной социализации, развития инициативы и творчества в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ является создание психолого - педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности ребенка, что приводит к необходимости создания специализированного коррекционно-развивающего пространства. Обучение и развитие дошкольников с речевыми нарушениями должно быть построено с учётом психологических особенностей и быть отличным от общепринятых программ психологического сопровождения, реализуемых при работе с детьми, посещающими группы общеразвивающей направленности в ДОУ.

В качестве основного метода коррекционно-развивающей помощи для детей с речевыми нарушениями в данной программе предлагаются упражнения для развития межполушарного взаимодействия, поскольку традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Актуальность программы

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией. Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции? Было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Если ребенок производит ритмические движения (разгибание и сгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывало такую же активизацию и в правом полушарии.

И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.

Предлагаемая коррекционно-развивающая программа является одним из направлений работы в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. Программа включает в себя игровые сеансы, нейродинамическую гимнастику, направленные на синхронизацию работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.

Цели и задачи

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Используя в работе с детьми специально подобранные задания, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задания одновременно двумя руками, мы создаем условия для улучшения взаимодействия в работе правого и левого полушарий, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия :

• Улучшат мыслительную деятельность ребенка,

• синхронизируют работу полушарий,

• способствуют улучшению запоминания,

• повышают устойчивость внимания,

• облегчают процесс овладения навыками письма.

Ожидаемые результаты

Интеграция правого и левого полушарий позволит успешно решить ряд развивающих задач : улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, самоконтроля, развить зрительно-моторную координированность, согласованность, точность, плавность движений обеих рук, а также активизировать развитие речи и психомоторных процессов.

Подводя итог выше сказанному, главным предполагаемым результатом будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями, что позволит

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная коррекционно-развивающая программа психологических занятий предназначена для групповой работы с детьми 5 – 6 лет; 6-7 лет, имеющими нарушения речевого развития и посещающими группы компенсирующей направленности в ДОУ.

Периодичность: 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут (подготовительная группа) 25 минут (старшая группа). Срок реализации с октября по февраль.

Для детей 5-6 лет :

1. Рабочая тетрадь включает в себя игровые сеансы, повышающие функциональные возможности мозга. Каждое занятие сопровождается игрой, что позволяет детям реализовать естественную в этом возрасте потребность.

2. Раскраска построена на использовании в работе с детьми метода психографики (обводим по точкам, штрихуем, дорисовываем объекты самостоятельно, закрашиваем и т. д.) Применяя в работе с детьми метод психографики, мы стимулируем активность различных центров головного мозга, формируем между полушариями функциональные взаимосвязи, имеющие сложную психическую организацию.)

Для детей 6-7 лет :

1. Комплекс нейродинамической гимнастики, построенный на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Комплекс нейродинамической гимнастики представлен двумя блоками: мануальным и психомоторным. Мануальный блок (ручной) — это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи.

2. Прописи с заданиями построены на использовании в работе с детьми метода психографики. Ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий.

Последовательность предъявления заданий и количество часов на каждое задание могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Организация занятий

1. Занятия проводится в первой половине дня. Первая часть составляет 15-20 минут, вторая часть составляет 10-15 минут. Возможно внесение отдельных корректив с учётом возраста, состояния здоровья и развивающих потребностей детей.

2. Задания с ребенком выполняются последовательно, от простого к сложному.

3. На первых этапах работы в прописи для детей 5-6 лет допустимо использовать тонкие фломастеры. В дальнейшем фломастер необходимо поменять на мягкий простой карандаш.

4. Выполнение заданий начинать с «удобной руки» — ведущей (правой или левой).

5. Перед выполнением упражнений нейродинамической гимнастики взрослому необходимо объяснить ребёнку, как выполняется то, или иное движение, а затем закрепить объяснение показом движения в медленном темпе.

Содержание программы

Дети 5-6 лет:

1. Занятие – «Два дятла»

2. Занятие – «Рыбки - подружки»

3. Занятие – «Черепашки»

4. Занятие – «Ночь»

5. Занятие – «Овечки на лугу»

6. Занятие – «Кошки-мышки»

7. Занятие – «Мышкин сыр»

8. Занятие – «Паутинка»

9. Занятие – «Пес и кошки»

10. Занятие – «Медвежата и пчелки»

11. Занятие – «Козочки»

12. Занятие – «Бабочки и котята»

13. Занятие – «Морская история»

14. Занятие – «Тигры – футболисты»

15. Занятие – «Крокодилы»

16. Занятие – «Охота на уток»

17. Занятие – «Курочки»

18. Занятие – «Концерт»

19. Занятие – «Гаечка и кнопочка»

Предъявление заданий раскраски варьируется педагогом-психологом от результатов выполнения основного занятия и работоспособности ребенка.

Дети 6-7 лет:

1. Занятие – «Первый комплекс»

2. Занятие – «Второй комплекс»

3. Занятие – «Третий комплекс»

4. Занятие – «Четвертый комплекс»

5. Занятие – «Пятый комплекс»

6. Занятие – «Шестой комплекс»

7. Занятие – «Седьмой комплекс»

8. Занятие – «Восьмой комплекс»

9. Занятие – «Девятый комплекс»

10. Занятие – «Десятый комплекс»

11. Занятие – «Одиннадцатый комплекс»

12. Занятие – «Двенадцатый комплекс»

13. Занятие – «Тринадцатый комплекс»

После проведения нейродинамической гимнастики, работа в прописи от простого к сложному.

После проведения 13 блоков закрепление пройденного материала, повторение (наиболее понравившееся детям заданий) в пределах плана.

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:

• сжатая в кулак ладонь,

• ладонь ребром на плоскости стола,

• распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет первую пробу вместе с взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.

Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен к двум видам ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них.

Список литературы:

1. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика. - Ростов н/ Д: Феникс 2019г.

2. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : рабочая тетрадь. - Ростов н/ Д: Феникс 2016г.

3. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : Прописи. - Ростов н/ Д: Феникс 2019г.

4. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : Раскраска. - Ростов н/ Д: Феникс 2019г.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.

6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

7. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.

8. Агафонова А. И. Учимся думать. С-П: «МиМ – Эспресс», 1996

9. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. С-П, издательство «Сага», 2002

10. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Москва, 2002

11. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР Задачи: Коррекционно-образовательные: • создать условия для закрепления знаний.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 12:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД