Папки-передвижки

Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке

Елена Писарева
Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке

Коррекционно-развивающая деятельность педагога – психолога.

Современная литература предлагает практическому психологу большое разнообразие различных методических и содержательных подходов к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Следует напомнить, что коррекционно-развивающая работа – основное направление работы педагога – психолога, а диагностика служит основой для ее правильной организации.

Выделяют 2 направления развивающей работы с дошкольниками :

Публикация «Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке» размещена в разделах

1. собственно развивающую – направлена на создание социально – психологических условий для целостного психологического развития дошкольников и, как правило, ориентирована на всех дошкольников

2. психокоррекционную – направлена на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленными у конкретных дошкольников.

Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог осуществляет в детском саду - это групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия.

Прежде чем организовать коррекционно-развивающую работу по данному направлению надо рассмотреть ее содержание.

Основное содержание коррекционно-развивающих групповых занятий с дошкольниками составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

При организации коррекционно– развивающей работы рекомендуется отталкиваться от системы психолого-педагогических требований и тем самым определиться в содержании работы с будущими первоклассниками. (Битянова Марина Ростиславовна).

В целом, может быть предложен следующий принцип отбора содержания для коррекционно-развивающей работы :

1. Выделение важнейших параметров психолого-педагогического статуса будущего первоклассника

2. Анализ требований к содержанию этих параметров

3. Разработка и подбор методических приемов, которые могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе и описанных требований к ним

4. Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным требованиям

Для того, чтобы коррекционно-равзвивающая работа была эффективной и значимой следует опираться на общую структуру коррекционно-развивающего занятия.

Общая структура коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно-развивающее занятие состоит из 3 частей:

1. Вводная

2. Основная

3. Завершающая

Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия.

Часть 1. Вводная

Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.

В вводной части занятия используются:

• упражнения - приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового сплочения и принятия

• игры – разминки - являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять настроение.

Часть 2. Основная (рабочая)

Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса.

Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.

В основной части используются:

• элементы сказкотерапии, импровизации;

• игры на развитие навыков общения;

• игры на развитие эмоционального мира ребенка;

• игры на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения

• игры на развитие мелкой моторики

• рисование, лепка

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.

Важен также и порядок предъявления упражнений, и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка : от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения должны располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Их должно быть немного: 2-4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучной с темой текущей встречи.

Часть 3. Заключительная

Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления сплоченности группы, закрепление положительных эмоциий от работы на занятии.

Используются:

• упражнения и игры на напряжение и расслабление

• ритуал прощания, выход из сказки

• рефлексия занятия

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему, и в смысловом (почему это важно и почему мы это делали).

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей:

• Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение)

• Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему).

• Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей)

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально-отзывчивым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками самоконтроля и саморегуляции.

Желаю вам творческих успехов!

Публикации по теме:

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Моя концепция. Баташан Ирина Фёдоровна педагог-психолог В данной презентации "Моя концепция", отражено мое видение на работу педагога-психолога и именно мои наработки за первые года работы в должности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционно — развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке
Опубликовано: 23 февраля 2013 в 13:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД