МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Коковина Наталья Анатольевна
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Коррекционно – развивающая речевая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с различными речевыми нарушениями. Каждый специалист, работающий с такими детьми, знает ее неоценимое значение. Это часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты. Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающими компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей.

Публикация «Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного освещения. Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. первые дыхательные упражнения рекомендуется проводить в положении лежа. Кроме того, на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки. Для занятий с подгруппой детей логопедический кабинет должен быть оборудован парой детских столиков и несколькими детскими стульчиками.

Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, на которых дети могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки.

На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам.

Логопедический кабинет условно разделен на центры :

1. Зона диагностики и коррекционной работы. Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

2. Зона игровой терапии.

- игры и задания для развития фонематического слуха, для изучения лексико-грамматических тем, для развития связной речи, мелкой моторики рук (игры с нитками, шнурками, пальчиковые игры с предметами и без предметов, с использованием атрибутики) и др.

- современные полифункциональные пособия

3. Рабочее место учителя-логопеда.

- информативная зона для родителей (на двери кабинета или отдельном стенде логопед размещает график и расписание работы, список детей по подгруппам, советы и методические рекомендации родителям).

В кабинете логопед рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую:

- игрушки и пособия для совершенствования чувственного опыта детей, формирования перцептивной деятельности;

- развития слухового и зрительного внимания и восприятия;

- наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

- формирования представлений о цвете и форме предметов;

Предметно-пространственная среда логопедического кабинета должна соответствовать ФГОС («Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, Регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013г. Министерства юстиции РФ).

1. Обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда.

3. Обеспечивать реализацию программы коррекционного обучения; учитывать возрастные особенности детей.

4. Содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная:

- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей;

- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

- наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов;

(см. презентацию, где представлены современные полифункциональные пособия

логопедического кабинета)

- Вариативность среды предполагает :

- наличие различных пространств (для игры, конструирования, и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

- при этом следует помнить, что, организуя места для свободной деятельности детей, необходимо учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием;

- Доступность среды предполагает :

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем, чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей.

- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

При организации коррекционно-развивающей речевой среды в логопедическом кабинете нужно стремиться создавать все условия для сознательно регулируемой деятельности детей, которая бы несла в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Для выполнения доступных по сложности и объему заданий детям предлагается достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным материалом» для их умственного роста. Умело организованная коррекционно-развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.

Практическая значимость такой совместной работы состоит в том, что при индивидуально – личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Баряева Л. Б. Загребаева Е. В. Игры-занятия с тактильным панно «Ежик» - С-Пб. : НОУ «Союз», 2006.

2. Бычкова М. М. Карташова И. М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи. // Логопед. 2008. №3

3. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия-тренажеры // Логопед. 2008. №4

4. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М. : Просвещение. 1996.

5. Поваляева М. Н. Справочник логопеда. – Ростов-наДону, Феникс. 2007

6. Романова Н. С. Пособия по развитию речи // Логопед. 2008.№2

7. Шигина Г. Ф. Попкова Е. Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы//

Логопед. 2008.№5

8. Языканова Е. В. Учись учиться. Развивающие занятия для младших школьников. – М. : Чистые пруды, 2006.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда кабинета педагога-психологаПредметно-развивающая среда кабинета педагога-психолога абочий кабинет педагога-психолога предназначен для проведения индивидуального обследования, для консультаций родителей и педагогов, для.

Развивающая среда логопедического кабинетаРазвивающая среда логопедического кабинета Мой кабинет - мой помощник. Коррекционно-развивающая среда организована так, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Настенное оформление.

Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья 1 слайд «Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья». 2 слайд «Нет такой стороны воспитания,.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДО в соответствии с ФГОС для успешной реализации ОП до» Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей очень важно, что в последние годы меняется отношение к детству, провозглашается.

Организация коррекционно-развивающей работы на логопункте в условиях реализации ФГОС ДО ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ЛОГОПУНКТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета Размышляя о своей профессии, я пришла к выводу, что учитель - логопед - это и психолог, и актер, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в ДОУ Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в ДОУ Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ.

Развивающая среда по ФГОСРазвивающая среда по ФГОС Предметно-развивающая среда в моей группе соответствует возрастным особенностям воспитанников,их потребностям и интересам. На стенде «Для.

Семинар-практикум воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС» Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 24 января 2019 в 11:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД