Приложение МААМ

Коррекционно-развивающее занятие «Уважай старших»

Ирина Попова
Коррекционно-развивающее занятие «Уважай старших»
▼ Скачать + Заказать документы

ГБОУ «Специальная школа-интернат» г. Усмань

Коррекционно- развивающее занятие

на тему: «Уважай старших»

Провела воспитатель7 класса

Попова Ирина Анатольевна

2017г.

Цель: воспитывать у воспитанников положительные качества характера.

Образовательная: на основе анализа литературных произведений, примеров из жизни способствовать формированию у воспитанников положительных черт характера.

Коррекционная : развитие операций анализа и синтеза, усвоение понятий, развитие речи, памяти, познавательных интересов.

Публикация «Коррекционно-развивающее занятие „Уважай старших“» размещена в разделах

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к старшим.

Оборудование: рассказы: Л. Н. Толстой «Бабушка и внучка», В. А. Осеева «Бабка», карточки, стихотворение, макеты доброго и злого человека, словарь Ожегова.

Словарь: «уважение», «милосердие»

Ход занятия.

I. Орг. момент

1) Индивидуальные задания (Бочарова А, Крылов Д)

II. Введение в тему

-Ребята, наше занятие я хочу начать с небольшого рассказа Л. Н. Толстого «Бабушка и внучка»

«У бабушки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку».

Вопросы для обсуждения:

1. Правильно ли поступила внучка? (да)

2. Почему? (потому что сначала бабушка ухаживала за внучкой, а когда бабушка стала стара внучка стала заботиться о своей бабушке)

3. Как нужно относиться к старшим? (уважительно)

4. Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (об уважении к старшим)

III. Сообщение темы и цели занятия

Тема нашего занятия «Уважай старших».

-Как вы понимаете смысл этого выражения «уважай старших»? (здороваться со старшими, уступать место, помогать)

А вот как объясняет понятие «уважение» словарь Ожегова.

Уважение- почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

IV. Основная часть

В народе говорят : «Что стар, что мал». Человек устроен так, что в самом начале жизни нуждается в помощи, его растят и воспитывают родители, дедушки и бабушки. И к старости человек становится слабым, беспомощным, капризным. У родителей, пока они молоды, душа болит за детей, а взрослеют дети, появляются внуки, душа болит за них вдвойне.

Случается, что о народе судят по тому, как он относится к старикам и детям. Уважение к старшим со стороны молодежи должно стать не просто словами, а поступками и добрыми делами. Ведь время проходит, очень быстро вы сами станете дедушками и бабушками. Наши бабушки и дедушки помогают воспитывать внуков, взваливают на себя заботы по дому. Они балуют вас, оберегают от любых трудностей, скрывают любые шалости от родителей. Бабушки незаметно передают свой опыт молодым, поддерживают благополучие семьи, разумными советами, делами, укрепляют счастье в семье. Иногда состарившиеся бабушка не получает никакого внимания со стороны внуков.

1. Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Бабка»

Я сейчас прочитаю вам рассказ В. Осеевой «Бабка», а вы внимательно послушайте и узнаете как же относились родные к бабушке и сделаем с вами выводы, как же нужно относиться к старшим.

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.

— Всю квартиру собой заполонила. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

Старый человек. Куда же ей деться?

— Зажилась на свете. — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку.

Подходила к Борьке:

— Вставай, батюшка мой, в школу пора!

— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

— В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло:

— Иди ты, бабка.

— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

— Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?

— Боря, вставай! — стучал в стенку отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.

Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

— Так-то, голубчики мои. Не просто, не просто жить на свете!

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:

— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали : трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!

— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

— Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

Со двора доносился визг ребят.

Пришел к Борьке товарищ.

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Ну, старенькая. всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.

— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой.

— Чудно! Теперь старых все уважают.

— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас. сыта и здрава.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.

Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:

— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!

Борька удивлялся:

— Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!

Бабка улыбалась морщинистым лицом.

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

— Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

— Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо.

Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.

Бабка задумывалась.

— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.

— Как же это? Маршрут, что ли?

— Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.

а) Беседа по прочитанному

1. Кто был виновником такого отношения к старой женщине? (взрослые)

2. А что можно сказать о бабушке, как она относилась к своим близким? (она была доброй, мудрой, заботилась о них, в Борьке души не чаяла, называла его Борюшка, батюшка)

3. Как родные называли ее? (бабка)

4. Какую работу по дому она выполняла? (чистила, мыла, варила)

5. Как Борька относился к ней? (считал совершенно лишним человеком)

6. Чему бабушка учила Борьку? (не обижать мать, не бросать ее, заботиться о ней)

7. Чему научил друг Борьку? (старых нужно уважать)

8. На чьей вы стороне, Борькиной семьи или на стороне его друга? Почему?

-Ребята, на доске 2 человека. Как вы думаете, где Борька, а где его друг?

- Какое лицо у этого друга? (веселое, доброе, открытое)

-Какие черты характера присущи другу? (положительные)

-Какое лицо у Борьки? (хмурое, злое)

-Какие черты характера присущи Борьке? (отрицательные)

У вас на партах лежат положительные и отрицательные качества человека давайте их распределим. Какие принадлежат другу, а какие Борьке.

Положительные Отрицательные

Трудолюбивый Ленивый

Справедливый Трусливый

Уважительный Болтливый

Милосердный Злой

Скромный Завистливый

Добродушный Жадный

Вежливый Обидчивый

Заботливый Хвастливый

Смелый

Честный

-Кто из них вам нравится Борька или друг? (друг)

-Почему? (потому что он добрый, уважает старших, воспитанный)

-Хочется быть похожим на друга? (да)

-А что нужно для этого делать? (уважать старших, не грубить, не обижать младших, делать добрые дела)

2. Чтение стихотворения

Бабушка

У мамы - работа,

У папы - работа,

У них для меня –

остается суббота,

а бабушка дома - всегда!

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

«Да ты не спеши!

Ну что там стряслось у тебя,

расскажи?»

Я говорю, а бабушка

Не перебивает,

По крупинкам гречку

Сидит-перебирает…

Нам хорошо вот так, вдвоем,

Без бабушки- какой же дом?

-А у вас есть бабушки, дедушки?

-Как вы к ним относитесь? Расскажите о них.

3. Задание «Собери пословицу»

-Ребята, в старину люди испытывали глубокое уважение к старикам, к их мудрости, к возрасту. Свое отношение к ним люди отразили в пословицах.

На доске начало пословицы, а у кого –то из вас- конец. Давайте соберем пословицу.

• Молодой работает, старый ум дает.

• Не смейся над старым : и сам будешь стар.

• Ребенку дорог пряник, а старцу покой.

• Без старых не проживешь.

• За старой головой- как за каменной стеной.

• Молодость- пташкой, старость- черепашкой.

Не стучи: сидит дед на печи.

• Учат добру не дурачки, а старички.

-Ребята, как вы понимаете слово «милосердие»(сострадание, чуткость, доброта и т. д.)

-А вот как объясняет понятие «милосердие» словарь Ожегова.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

-Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счет деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим лучше жилось. Есть у нас и дома для престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершили предательство, они забыли свой долг перед родителями, которые вырастили их. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

-А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (к не очень хорошим тоже)

-Почему? (потому что злых никто не любит и мир им кажется враждебным и холодным, они как больные, которых нужно лечить добротой, сердечностью)

V. Подведение итогов

- О чем сегодня говорили? (об уважении к старшим)

-Что вы для себя уяснили из нашей беседы?

-Давайте посмотрим,как справились со своим заданием Арина и Данил. Вам понравились их работы?

-Ребята, уважайте старших, любите своих близких. Растите добрыми, отзывчивыми, умейте разделить горе и радость своих близких и друзей.

Использованная литература:

1. Педсовет №8, 2001 г.

2. Классные часы. 2 класс/Авст. -состав Т. Н. Максимова. -М. :ВАКО, 2013.-273с. -(Учебный год)

Публикации по теме:

«Природные ископаемые Белгородской области». Коррекционно-развивающее занятие «Природные ископаемые Белгородской области» Цель: пополнить знания воспитанников о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе.

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие «Дифференциация звуков [З] и [Ж]» Тема: Дифференциация звуков З-Ж Цель: закреплять правильное произношение звуков [з], [ж] изолированно, в слогах, словах, во фразовой речи;.

Коррекционно-развивающее занятие для старшей группы «Смайл» Аннотация: педагогическое мероприятие направлено на воспитание доброжелательности и чувства единства, закрепление эмоционального словаря,.

Коррекционно-развивающее занятие «Мое село родное» Коррекционно - развивающее занятие на тему: «Мое село родное» Цель: - прививать детям любовь к родному селу, к своей малой Родине. Задачи:.

Коррекционно-развивающее занятие «Новогоднее путешествие» «Новогоднее путешествие» Ритуал приветствия «Здравствуйте!» Психолог предлагает посмотреть на рядом сидящего, и широко ему улыбнутся, сказать:.

Коррекционно-развивающее занятие с использованим методов арт-терапии Упражнение «Здороваемся ладошками» Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю Вам поздороваться необычным способом- ладошкой (все встают в.

Коррекционно-развивающее занятие с элементами экспериментирования «Необычные помощники» Тема: Необычные помощники Тип: коррекционно-развивающее Вид занятия: познавательно-коррекционное Цель: Расширить представления детей о необычных.

Коррекционно-развивающее занятие «Школа молодого солдата» Коррекционные задачи: Уточнить и обобщить знания детей о Российской армии, активизировать словарь по теме «День Защитника Отечества». Развивать.

Коррекционно-развивающее занятие «Веселая неделька» (временные последовательности). Коррекционно-развивающее занятие «Весёлая неделька». Учитель: Николаевская Л. М. Тема: «Весёлая неделька» (временные последовательности).

Коррекционно-развивающее занятие «Звуки [л]-[л’]. Буква Л»Коррекционно-развивающее занятие «Звуки [л]-[л’]. Буква Л» Систематизировать знания о букве Л и звуках (Л, (ЛЬ). Закрепить зрительный образ буквы. Коррекционно- образовательные задачи: • Определения.

Автор публикации:
Коррекционно-развивающее занятие «Уважай старших»
Опубликовано: 27 марта 2017 в 18:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающее занятие «Уважай старших»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Попова (УИ 997794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД