Лучший педагог года

Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]

Мокрушина Лариса Тимофеевна
Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]

Игра-ведущая деятельность дошкольника. В игре ребёнок не только многому обучается, но и сохраняет своё здоровье, «игра даёт эффект добровольного обучения, научения и тренировки (добровольно – это как бы само собой)» (Шулешко Е. Е. «Понимание грамотности» М. Мозаика-синтез-2001).

Конечно, игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не может выполнить, но всегда «требует от ребёнка некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием. А бодрость и радость - залог здоровья.» (Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М Владос 1994г.)

Взяв за основу положения, что игра – это:

Публикация «Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]» размещена в разделах

- деятельность (в данном случае - речевая)

-мотивированность, отсутствие принуждения

- развитие психических функций и способностей

- «учение с увлечением» (Соловейчик С. Л)

- ведущий фактор развития дошкольника

- правила, нацеливающие ребёнка на «подбор нужного слова», нужного

речевого варианта, остановила свой выбор на учебно-дидактических

(классификация игр НовосёловойС. Л). Решение коррекционных задач даёт право назвать такие игры коррекционно-развивающими.

Игры представляют собой вариант упражнений на автоматизацию звука [Р], усложнённые лексико-грамматическими, психологическими заданиями с элементами движения (передача, отбивание, прокатывание, бросание мяча;

передача разных предметов; произнесение фраз с движением; перемещения, передвижения по группе; смена положения)

Классификация игры (учебно-дидактической)

Класс - Игры, связанные с исходной инициативой взрослого

Вид - Обучающие игры

Подвид - Учебно -дидактические

(игры с предметами, настольно - печатные,словесные)

Принципы построения коррекционно - развивающих игр

1. Принцип системности - представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии – в связи с этим коррекция нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы.

2. Принцип единства диагностики и коррекции – эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного обследования, и выстроена в соответствии с возможностями каждого ребё нка: одним задания легче, другим - сложнее; от одних требовать самостоятельного решения, другим оказывать помощь.

3. Принцип постепенности – от простых, доступных заданий к более сложным, но помнить слова Л. С. Выготского: «Обучать ребёнка возможно только тому, чему он способен обучаться»

4. Принцип выращивания «слабого звена» при опоре на сильные, сохранные звенья – учёт сильных сторон развития и факторов риска

Последовательность предъявления игр

Следуя принципу от простого к сложному, начинать с игр с предметами. Эти игры наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии.

Настольно-печатные игры более сложные за счёт увеличения задач, требующих самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложные – словесные игры : они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями.

Данная последовательность не означает, что необходимо строго её придерживаться. Всё зависит от поставленных задач и сложности материала, в том числе и речевого.

Автоматизация звука [Р] идёт сначала в словах простых по фонематическому составу и не содержащих других нарушенных звуков.

В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным, затем в середине, и в конце слова. После этого – в сочетании с другими согласными (сформировавшимися в речи детей, и в словах с двойным звуком [Р] в разном положении. Далее переходим к автоматизации звука в словосочетаниях, коротких высказываниях и в спонтанной речи.

Структура КРИ

1. Коррекционно - развивающие задачи

2. Игровые правила

3. Игровые действия

Коррекционно - развивающие задачи.

Для постановки задач, помимо главной – автоматизации звука [Р] в словах (фразах, спонтанной речи, необходимо учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывают дети.

Игровые правила.

Основная цель – организация действия, поведения детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать. Важно, определяя правила, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания, но и проявляли выдержку, корректность, доброжелательность.

Игровые действия.

Выполнение игровых правил контролируются и направляются игровыми действиями.

Алгоритм проведения КРИ

1) Вводная часть.

Предполагает ритуал приветствия.

Цель – установление эмоционально – позитивного контакта между логопедом

и детьми, детей между собой. Необходимо настроить ребят на

деловой лад, создать игровую атмосферу.

2)Реализация игры :

- объяснение хода игры

- выбор начинающего игру (считалка) по необходимости

- определение роли логопеда в игре, его участие в качестве

играющего, болельщика, арбитра, играющего вместе с ребёнком (слабым)

Мера непосредственного участия определяется

сложностью игры, уровнем подготовки детей.

3)Реализация самой игры

4)Заключение.

Подведение итогов, рефлексия того, что было, обмен впечатлениями, мнениями. Возможность использования игры в самостоятельной деятельности. Обговаривание планов на следующую игру. Для логопеда:

- выявление эффективных приёмов в достижении поставленной цели

- что не сработало, почему

- обогащение игры новым материалом

- придумывание вариантов игры

Технология здоровьесбережения у детей в процессе

организации игр

Организация игр осуществляется в трё х основных направлениях:

1 – подготовка к проведению КРИ

2 – проведение КРИ

3 – анализ

В процесс подготовки входит:

-отбор игры в соответствии с целями

- установление соответствия отобранной игры программным

требованиям, имеющимся знаниям детей, а если таковых нет –

обогащение детей знаниями о предметах и явлениях окружающей

жизни, необходимыми для решения игровой задачи

- разработка (в рамках единой игры) заданий или материала с

разной степенью трудности (в соответствии с возможностями

каждого ребёнка)

- введение в игру движений, для преодоления статики

- нахождение индивидуальных двигательных заданий

- определение наиболее удобного времени для проведения игр

- подбор состава игроков

- подготовка материала

Приложение:

Коррекционно-развивающая игра :

«Где мы были, что мы делали?»

(простая)

Коррекционно-развивающие задачи :

1. Упражнять детей в правильном произношении звука [Р] во фразовой

речи. Согласовывать слова в предложении.

2. Закрепить умение имитировать действия и отгадывать их.

3. Развивать быстроту реакции.

Игровое правило:

Имитировать действия так, чтобы отгадывающий узнал его.

Игровые действия:

- выбор отгадчика по считалке

- имитация действий

- отгадывание действий

- отгадавший догоняет загадывающих

Примерный речевой материал:

1. Без «сложных звуков»

Играть на трубе (барабан, гармонь).

Мыть руки.

Надевать куртку.

Выкапывать картофель.

Рубить дрова топором.

2. С другими «сложными» звуками

Ставить градусник и давать лекарство.

Брать ручку и писать в тетради.

Собрать и разобрать пирамидку.

Загружать одежду в стиральную машину.

Приклеивать марку на конверт.

Считалки:

Я найду дуду, по дороге пойду.

Громко дудка дуди, мы играем, ты води!

Катится горох по кругу.

Ты води, а я не буду.

Анализ игры с позиции здоровьесбережения:

-игровой мотив

-считалки (своеобразная звукоречевая гимнастика)

-имитация действий

-бег

-дифференцированный подход:

а) в речевом плане: от простых предложений к сложным,

от слов без «сложных» звуков к словам со

«сложными» звуками, которые дети могут

произносить

б) детям, наиболее сильным, в плане развития психических процессов,

более сложные задания

Коррекционно-развивающая игра :

«Пары картинок»

(средней сложности)

Коррекционно-развивающие задачи :

1. Упражнять детей в произношении звука [Р] в словах.

2. Активизировать процессы внимания, припоминания на основе

соотнесения предметов (найти взаимосвязь)

Игровые правила:

Вспомнить и назвать картинки правого ряда.

Побеждает тот, кто вспомнил картинки и правильно назвал слова.

Игровые действия:

Рассмотреть картинки (попарно). Назвать картинки правого ряда

(картинки левого ряда называет логопед). Запомнить пары картинок.

По картинкам левого ряда найти картинки правого ряда (картинки

находятся в разных местах групповой комнаты); правильно

произнести звук в слове.

Оборудование:

Картинки левого (правого) ряда

река - рак

нога - рука

небо - радуга

аквариум - рыба

самолёт - ракета

дом - рама

овощи - рынок

лес – рубанок

поле - ракетка

ключик - раковина

телефон - робот

деревья - рога

воробей – ворона

забор - ворота

трава – корова

машина-дорога

овца – баран

лодка – пароход

молния - барабан

колос – баранка

усы – таракан

дверь – Буратино

салфетка – коробка

подъёмный кран – пирамидка

грядка – помидор

лес – мухомор

дом – топор

игрушки – ковёр

шприц – комар

краски – картина

пальто – куртка

ученик – парта

конверт – марка

ручка – тетрадь

диван – кровать

печенье – торт

земля – крот

груша – виноград

дождь - трава

дым – дрова

подорожник – тропка

шланг – ведро

птица – труба

комбайн – трактор

урна – тротуар

доктор – градусник

диван – квартира

самолёт - аэродром

Анализ игрового материала:

1. Автоматизация звука [Р] идёт на специально подобранных словах,

не содержащих других труднопроизносимых звуков

2. В словах звук находится в разной позиции (начало слова, середина слова,

конец слова, стечение согласных)

3. Картинки с «разными смысловыми нагрузками» : простые и сложные связи

Публикации по теме:

Презентация «Игры на автоматизацию звука [Р]» Мультимедийные презентации-игры - удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Игры сочетают в себе.

Игра на автоматизацию звука [Л] «Ландыши в лукошке»Игра на автоматизацию звука [Л] «Ландыши в лукошке» Главной задачей учителя-логопеда в исправлении звукопроизношения является постановка и автоматизация звуков. Чтобы ребенок с удовольствием.

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуковИгры на автоматизацию и дифференциацию звуков Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков В логопедической работе самым трудоёмким является процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса (Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой.

Конспект коррекционно-логопедического занятия на автоматизацию звука [Л] «По лисьим следам» Задачи: коррекционно-образовательные: 1. Упражнять в правильном произнесении звука [л] в словах, фразах. 2. Закреплять правильное употребление.

Коррекционно-развивающие упражнения Коррекционно-развивающие упражнения. 1. Игра «Где ты, носик?» Цель: Развитие восприятия отраженного и умения ориентироваться в частях лица.

Коррекционно-развивающие занятие с детьми с ОВЗ «Путешествие по осеннему лесу» Цель: развивать и корректировать свойства внимания. Задачи: 1. развитие произвольного внимания, его устойчивость, концентрацию, переключение,.

Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [Ш] (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь» для детей с ФФНР) Задачи: Образовательные: Развивать артикуляционную моторику, тонкую моторику пальцев рук, закреплять навык автоматизации звука «Ш» в слогах,.

Семинар «Коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного возраста» .

Музыкальные коррекционно-развивающие занятия в детско-родительских группах «Родничок» (дети с ОВЗ) Музыкальное коррекционно-развивающее занятие. в детско-родительских группах "Родничок"(2) Тема: «Моя песенка». Программные задачи: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающие игры на автоматизацию звука [Р]
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 21:17
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД