Получи документы

Коррекционно-развивающие занятия для детей по обучению грамоте с использованием элементов песочной сказкотерапии

Вера Федоровна Жесткова
Коррекционно-развивающие занятия для детей по обучению грамоте с использованием элементов песочной сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-развивающие занятия для детей по обучению грамоте с использованием элементов песочной сказкотерапии

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов, к специально - организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс самознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление.

Публикация «Коррекционно-развивающие занятия для детей по обучению грамоте с использованием элементов песочной сказкотерапии» размещена в разделах

В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс-возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее комфортно.

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, мы не должны забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей работы с ребенком. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочнице дает дополнительный результативный эффект: повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.

Развитие звукопроизношения и обучение грамоте - одно из направлений в коррекционно развивающей работе логопеда по развитию речи в целом. Ребенок, выступая в роли Волшебника и Творца, имеет уникальную возможность подходить к решению данной обучающей задаче без страха ошибиться, сделать какую-то ошибку, ведь эту ошибку на песке легко исправлять и добиться нужного результата, что создает для него комфортное психо - эмоциональное состояние в процессе обучения.

Начиная свою работу, я использовала работы Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко, при моделировании игр-сказок на песке старалась придерживаться тех же этапов игры, которые рекомендует Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

В начале игры-сказки дается установка на внимательное слушание, на постройку сказочного объекта. Для того чтобы стать участником всех действий, ребенок должен выполнить ряд заданий:

- назвать слова с заданным звуком;

- отгадать или назвать друзей, в именах которых есть заданный звук;

- назвать предметы с этим звуком и т. д.

Ребенок, выполняя эти задания, не только проговаривает, но и прописывает буквы на песке.

Эти игры помогают решать немало образовательных и психологических задач, и главные из них: развитие фонематического слуха, развитие графических навыков, умение дифференцировать понятие «звук» и «буква», развивать тактильно-кинестетические ощущения, что способствует развитию звукобуквенного анализа речи, произвольного внимания и памяти.

Используя песочницу на занятиях по обучению грамоте, логопед использует много разнообразных приемов, игр, упражнений. Большинство упражнений направлено на решение сразу нескольких задач:

- развитие зрительного внимания и памяти, мышления, творческой фантазии, фонематического слуха и восприятия, анализа и синтеза, графических навыков, связной речи.

Развитие фонематического слуха и восприятия является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания, в последствии звук в игре (можно сразу соотносить с символом) выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом, с которым можно играть.

Подбираемый материал и формы его подачи (фигурки, интонированность речи, пропевание звуков) на первых порах, облегчают процессе узнавания звука в словах. В дальнейшем можно усложнить детям задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкции. Так можно знакомить детей с множеством звуков. В процессе подобных игр ребенок учится не только на слух выделять заданные звуки, но и соотносить их с буквами, которые он может нарисовать пальчиком, палочкой, «вылепить» или «вырыть» на песке. Один из принципов этих игр - непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоящая сказка, пьеса. На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще, чем на бумаге, что для ребенка очень важно - не фиксировать свое внимание на ошибках и неудачах - ощущать психологический комфорт от быстрого исправления.

Чередование основных занятий по звукопроизношению и обучению грамоте с играми на песке, на подсознательном уровне, опираясь на слуховое, зрительное, тактильно - кинестетическое восприятие, позволяет ребенку усваивать элементы грамоты. Не апеллируя пока понятием, он уже узнает буквы и начинает неосознанно, на первых порах соотносить звуки и их графическое изображение. Это является одним из элементов опережающего обучения грамоте.

Основные принципы игр на песке.

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираем задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируем инструкцию, исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т. д.

Реализация этого принципа позволяет сформулировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «Проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа решается развитие связной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строй речи и. т. д.

Необходимое оборудование для организации игр на песке:

1. Песочница (50х70х8) для подгрупповых занятий.

2. Чистый, просеянный песок.

3. Наборы миниатюрных предметов, игрушек, картинок, различных деталей, имитирующих растительный мир. Можно использовать различные природные предметы: кристаллы, камни, куски дерева, металл, семена, перья; фигурки людей, животных (в том числе мифических, обитателей водного мира; различные варианты жилища (домики, замки, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки, транспорт, посуду и т. д.). Если для занятий не хватает фигурок-образов, их можно вылепить их пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Предлагаемые вариативные конспекты коррекционных занятий могут использоваться в работе учителя-логопеда и воспитателя, как логопедических групп, так и общеобразовательных.

Игра – занятие

««Путешествие в страну «А».

Цель: познакомить со звуком и буквой А, учить выделять и находить место звука в слове, развивать графо-моторные навыки, развивать зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух и восприятие, творческую фантазию и воображение.

Логопед: Перед нами пустыня, кругом один песок,

А когда-то это была прекрасная страна.

В стране жила принцесса А (показ фигурки с приклеенной буквой А)

В море плескались акулы (показ акул с приклеенной буквой А).

Аисты жили в садах (показ фигурок с приклеенной буквой А).

Но прилетел злой дракон и уничтожил прекрасную страну, засыпав ее песком. Но эту страну могут найти сильные, смелые люди-археологи.

Сейчас мы с вами превратимся в археологов, и будем делать раскопки, и в этом нам помогут наши пальчики, но сначала мы их немного разомнем (пальчиковая гимнастика).

Дети приступают к раскопкам, находят фигурки с приклеенными буквами, проговаривают названия, делая акцент на звук А.

Логопед предлагает восстановить эту страну, при этом действия детей оречевляются.

Дети строят дворец для принцессы А, сажают деревья, добавляют фигурки птиц животных и т. д.

Логопед: Чтобы здесь нам поиграть, надо много слов назвать,

Привести сюда друзей в чьих названиях – А,

- Смелей!

(Дети называют по 3 слова со звуком А - в начале, середине, конце слова).

Логопед: А сейчас подберем принцессе друзей, которых тоже зовут на звук А:

Аня, Антон, Артем, Алла, … .

- А кто еще может жить в сказочной стране? Мама, папа,

посмотри на другие фигурки, назови их. В каких именах и

названиях ты услышал звук А.

- Как ты думаешь, что любит, есть принцесса?

(Назовите слова со звуком А) - апельсин, ананас, арбуз, абрикос и т. д.

Сколько много слов мы назвали, и во всех есть звук А:

Для пения гласные звуки важны,

Они и напевны и очень нежны

Летят как птицы, эти звуки в синеву:

А-А-У, а – у.

Логопед: Мы помогли принцессе. А обрести свою страну и теперь вы стали ей настоящими друзьями и она всегда будет ждать вас в гости.

Чтобы все путешественники сразу узнавали эту страну, мы с вами

отпечатаем букву А на песке, но сначала проведем по букве

пальчиком - сверху вниз, по перекладине (дети проводят пальцем,

тактильно изучая букву).

Логопед: Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Делаем отпечаток на песке, рассматриваем, а затем пальчиком рядом пишем букву, сравниваем.

Вот теперь все путешественники и гости будут знать, что здесь живет принцесса А.

А нам пора прощаться и возвращаться домой.

А чтобы быстрее очутится дома, спросим у аиста дорогу:

(дети, проговаривают стихотворение)

Аист, аист длинноногий, Шагните правой ногой,

Покажи домой дорогу, Шагните левой ногой,

Топни правой ногой, топни левой ногой, Так придете вы домой.

Конспект игры-занятия

«Путешествие в страну О».

Цель: познакомить со звуком и буквой О, учить выделять и находить место звука в слове, развивать графо-моторные навыки, развивать зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух и восприятие, творческую фантазию и воображение.

Логопед: В огромной, пустынной стране Лимпопо,

Живет одиноко прекрасный звук О.

Он сирота: ни друзей, ни реки,

Зачахнет звук О там один, от тоски!

Что делать, ребята? Страну как найти?

Как бедный звук О поскорее спасти?

(Появляется гномик с приклеенной буквой О).

Давайте поможем гномику О найти друзей.

-Мы отправляемся в путешествие по пустыне: кругом песок, нет растений, деревьев, людей, но что это там впереди?

(появляется домик и фигурки дедушки и бабушки с приклеенными буквами О).

- Ребята, в пустыне есть места, где живут люди, растут деревья и цветы, есть вода, и это место называется Оазис.

-Наверное, мы попали в Оазис. Знакомьтесь: дедушка Осип и бабушка Оля.

- Повторите их имена, какой звук слышится первым в их именах (звук О).

Вот и первые друзья нашего гномика О. Давайте поможем бабушке Оле, дедушке Осипу сделать свой дворик уютными и красивым. Для этого нам нужно вырыть озеро, посадить деревья, разбить огород, поселить животных (дети обустраивают дворик, оречевляя свои действия и выделяя слова со звуком О). Например, - Я буду делать забор - в слове забор есть звук. О, я буду рыть Озеро, сажать тополь и т. д. (логопед побуждает детей интонационно выделять звук О при произнесении слов).

-Ну вот. Теперь домик бабушки Оли и дедушки Осипа стоит на берегу озера. В озере водится рыба. Как вы думаете, какая рыба со звуком О водится в озере? (ответы детей : окунь, сом)

- К озеру подходят на водопой (фигурки животных) животные, в названии которых есть звук. О (дети берут фигурки, картинки животных: овцы, козы, лошади, коровы, ослик и др. Называя, выделяют звук).

- А на берегу озера есть огород, на котором растут овощи. Какие? ( дети берут картинки и называют: картОшка, горОх, помидОры, фасОль, кабачОк, чеснОк и т. д. Выделяют звук. О в словах).

-Наш гномик О очень подружился с бабушкой Олей и дедушкой Осипом и хочет остаться с ними. Бабушка Оля очень обрадовалась и испекла тОрт, пирОг, пирОжные, сварила компОт (интонационно выделяется звук О). И угостила гномика О. Где слышится звук О в этих словах? (Ответы детей).

-А чтобы все знали, что в этом домике живут добрые дедушка Осип, бабушка Оля и гномик. О, давайте отпечатаем перед их домом букву. О, но сначала мы пальчиком проведем по ней, на что она похожа? (бублик, овал и т. д. ответы детей).

Логопед читает стих: В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

-Отпечатаем на песке букву О, пальцем рисуем букву рядом с отпечатком, сравниваем.

-Теперь все будут знать, как зовут дедушку, бабушку и гномика.

-А нам пора возвращаться домой (дети прощаются с дедушкой Осипом, бабушкой Олей, гномиком).

Комментарий: аналогичные занятия проводятся на согласные звуки.

Материалы для занятий можно брать из сказок, пособий, подключая свою фантазию, знание и жизненный опыт.

Список литературы.

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А, Шуйская Т. А, «Логосказки», СПб-2001г.

2. Вачков И. В. «Сказкотерапия», 1989г.

3. С-Пб 2001г.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич – ЕвстигнееваТ. Д. Чудеса на песке, С-Пб,-1999г.

5. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. ДП. 2004г.

6. Лопухина И. «Речь, ритм, движение». СПб-1997г.

7. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». М. 2001г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия с использованием элементов сказкотерапии с ребенком с моторной алалией Тема: Дифференциации домашних и диких животных по мотивам сказки «Заюшкина избушка». Задачи: Коррекционно-развивающие: - активизировать.

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и экологическому воспитанию для детей 6–7 лет Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и экологии в подготовительной группе Гущина Любовь Анатольевна, МБДОУ «Детский сад.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу» Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Скоро в школу».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ «Животные жарких стран в цирке»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ «Животные жарких стран в цирке» Тема: «Животные жарких стран в цирке»Программное содержание: 1. Активизация словаря по теме: “Животные жарких стран”. 2. Продолжать учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Звук [Г], [Г’]». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Звук «Г, Гь». Составила учитель-логопед МДОУ.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г-к]»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г-к]» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г – к]» Коррекционно-образовательные цели.

Конспект занятия с использованием песочной терапии для детей с ЗПР подготовительной группы «Утенок-путешественник» Конспект занятия с использованием песочной терапии для детей с ЗПР подготовительной группы «Утенок-путешественник» Разработала: педагог-психолог.

Коррекционно-развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы «Сказочное путешествие»Коррекционно-развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы «Сказочное путешествие» Коррекционно - развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы А "Сказочное путешествие" Цель: - познакомить.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми Цель занятий: Активизировать развитие высших психических функций. Задачи коррекционно – развивающих занятий с детьми: 1. Развитие межполушарного.

Творческая реабилитация детей с нарушением слуха посредством использования элементов сказкотерапии — фотоотчетТворческая реабилитация детей с нарушением слуха посредством использования элементов сказкотерапии — фотоотчет 13 февраля 2017 года в школе-интернате «Мейірім» состоялся методический практикум методического объединения сурдопедагогов. Были представлены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающие занятия для детей по обучению грамоте с использованием элементов песочной сказкотерапии
Опубликовано: 6 августа 2017 в 13:02
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающие занятия для детей по обучению грамоте с использованием элементов песочной сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Вера Федоровна Жесткова (УИ 251346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД