Лучший педагог года

Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС»

Светлана Орлова
Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Цель:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

-развитие познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы :

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

Публикация «Программа „Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС“» размещена в разделах

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И. И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

- отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;

- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

- приверженность к сохранению неизменности окружающего;

- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

- разнообразные речевые нарушения при РДА;

- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Основные этапы психологической коррекции :

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Подготовительный этап: 2.09.2020- 1.10.2020г.

Сбор сведений о ребенке. Беседы с родителями об особенностях развития ребенка. Наблюдение.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет составлен на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В. В. Воронковой, М. : Владос, 2011г.

Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»

О. Яковлева «Психологическое сопровождение детей- аутистов» Киев,2013г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И. М.

Отведено: 16,5 урока, по 0,5 часу в неделю, 16,5 учебные недели.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• выполнять произвольные целенаправленные действия;

• фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;

• выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;

• обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;

• соотносить два одинаковых предмета;

• выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;

• выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;

• группировать по форме предметы двух контрастных форм;

• выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;

• использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;

• выполнять постройки из детского строительного материала по образцу

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения - 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые, упражнения, рисование, беседы.

• Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.

• Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

• Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

• Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

• игровая деятельность;

• познавательная деятельность;

• практическая деятельность.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема Количество часов

1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1

2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. 1

3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений 1

4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции 1

5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. 1

6 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2

7 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. 1

8 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1

9 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1

10 Развитие аналитико-синтетической сферы 2

11 Развитие памяти мышления 2

12 Развитие внимания 2

13 Развитие сюжетной игры. 0,5

Всего 16,5часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема Часы Игры и упражнения Дата

1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1 Стереотипная игра ребенка.

Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»

2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции.

1 Игра «Ручки»,«Смешиваем краски», «Повтори»

3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений

1 «Поводырь», «Покажи части тела», «Пластилиновые картинки»

4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции

1 Игры с крупами:

«Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии»

2 четверть(4часа)

5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.

1 Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки»

6,7 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2 Шнуровка, игры с кинестетическим песком

8 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. 1 Игры с ватой:

«Снег идет», «Снежки», «Сугробы»

3 четверть (6часов)

9 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1

«Послушай звуки», «Игры с ритмами»

10 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1

«Погладь Зайку», «Плетем коврик»

11,12 Развитие аналитико-синтетической сферы

2 «Таблица Равенна», Игра «Собери фигурки», «Продолжи ряд»

13,14 Развитие памяти мышления 2 «Запомни слова», «Найди отличия»

4 четверть(

15,16 Развитие внимания 2 «Запомни расположение предметов»

17 Развитие сюжетной игры. 0,5 «Пришёл зайчик поиграть»

Итого 16,5

8. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ

1. Бабкина Н. В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М. :АРКТИ, 2000.

2. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. ,1989.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.

4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.

6. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М. : Теревинф, 2004

5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб. ,2003.

7. Лютова Е. К Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.

8. Лютова Е. К. Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М. ,1998

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста «Ловкие пальчики» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ.

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Конспект занятий Занятие 1 1. Угадай эмоцию Перед детьми пиктограмма с эмоцией, взрослый предлагает отгадать, как она называется. Психолог:.

Коррекционно-развивающая программа по сенсомоторному развитию умственно отсталых детей Рабочая коррекционно - развивающая программа по сенсо-моторному развитию умственно отсталых детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Коррекционно-развивающие игры используемые при проведении психогимнастических занятий в целях саногенного воспитания. Часть 2 "Найди себе друга" Цель: сплочение группы; возможность высказать свои обиды, снятие разочарования. Ход игры: Каждый ребенок заранее готовит.

Коррекционно-развивающие упражнения для детей с ЗПР на развитие внимания Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста Наталья ДубровинаМодифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ посредством стимулирования сенсомоторной сферы Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ посредством стимулирования сенсомоторной сферы Автор программы: педагог-психолог.

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 1) .

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 2) 2.3. Взаимодествие участников образовательного процесса Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности.

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Часть 3 Второй период (декабрь, январь, февраль) Развитие словаря 1. Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения.

Автор публикации:
Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС»
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 08:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД