Соколова Светлана Владимировна
Коррекционно-воспитательная работа в разных типах физических занятий для детей с тяжелым недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность проблемы применения здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с ТНР на современном этапе, можно объяснить главной задачей департамента образования и науки Российской Федерации, а также департамента образования и науки Кемеровской области: «Осуществление и реализация проектов в сфере применения здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста, в том числе инклюзивного образования детей с ОВЗ является важнейшим элементом работы», а также положением ФГОС дошкольного образования, которое ориентировано на развитие взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми: «Детский коллектив является одним из важных средств нравственного воспитания личности. Человек не может жить и развиваться вне общества. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, научиться строить дружественные взаимоотношения с родными людьми, сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. От этого зависит его будущий успех в личностном общении.»
Публикация «Коррекционно-воспитательная работа в разных типах физических занятий для детей с тяжелым недоразвитием речи» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Целью данной работы является изучение ЗС технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР.
Задачи исследования:
- изучить основные особенности детей с ТНР (по сравнению с сохранными детьми);
- изучить, систематизировать и обобщить материал научно-педагогической и психологической литературы по проблемам развития речевого аппарата;
- с максимальной полнотой раскрыть сущность коррекционно-воспитательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ОНР
1.
Основные особенности детей с Тяжелым Недоразвитием Речи (по сравнению с сохранными детьми)
У многих детей с общим недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса: нарушениями равновесия и координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.
2.
Систематизация и обобщение материалов научно-педагогической и психологической литературы по проблемам развития речевого аппарата
Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики: «Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи, а точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.» Эта взаимосвязь объясняется очень просто- речевой центр головного мозга находится вблизи моторного центра, поэтому подталкивая, развивая моторные функции организма, мы развиваем речь.
3.
Коррекционно-воспитательная работа с использованием здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР
Коррекция особенностей моторного развития детей с ТНР, с условием его здоровьесбережения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений:
-утренняя гимнастика,
-физкультминутки,
-подвижные и малоподвижные игры,
-дыхательная гимнастика,
-пальчиковая гимнастика,
-массаж и самомассаж, су-джок-терапия,
-зарядка после дневного сна с элементами закаливающих процедур (умывание, ходьба по массажным дорожкам,
-гимнастика для профилактики плоскостопия (передвижение по канату, сбор карандашей, мячиков при помощи пальцев ног,
-элементы логоритмики (основой является: речь, музыка, движение,
-артикуляционная гимнастика
-гимнастика для глаз
-различные способы развития мелкой моторики (использование различных раздражителей рецепторов пальцев рук: шнуровки, прищепки, пуговицы, зёрна, конструктор и т. п.)
В систему занятий можно включить также нетрадиционные методы, имеющие различные цели:
-различные виды муз. пауз (муз. - ритмические движения, релаксационные минутки, музыкотерапия, звукотерапия (с использованием колокольчиков, шумелок, муз. и народных инструментов) для соединение личности и природы и улучшения общего самочувствия ребенка
-развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия,
-антистрессовые минутки (смех,
-нетрадиционные виды ИЗО- деятельности и лепки
Такие игры и виды деятельности одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений, а также будут положительно влиять на психологическое состояние детей.
Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения.