Лучший педагог года

Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста

Ирина Гапеева
Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста

КАРТОТЕКА

Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Игра «Найди заданный предмет на картинке»

Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.

Условия. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и найти предмет заданный взрослым.

Публикация «Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Примечание. Чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.

Игра «Найди такой же»

Цель: развивать концентрацию, объем и устойчивость зрительного внимания.

Условия. Для игры требуются одинаковые наборы предметных картинок по числу игроков. Взрослый помогает детям разложить все картинки перед собой, после чего показывает одну картинку из своего набора и предлагает найти такую же. Если ребенок нашел и показал правильно, игра продолжается.

Примечание. Начинать можно с трех картинок, постепенно увеличивая их количество.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развивать концентрацию внимания.

Условия. Игрушку прячут на глазах у ребенка под одну из двух коробок. Затем несколько раз меняют местами коробки, передвигают их по столу. Дошкольник должен постараться запомнить коробку, под которой спрятана игрушка, и следить за всеми ее перемещениями. Если ребенок правильно указывает коробку с игрушкой, он победил.

Примечание. Если ребенок во время занятия всегда находит игрушку, значит, он действительно научился концентрировать внимание, и вероятность случайного угадывания мала. Можно увеличивать скорость перемещения коробки или постепенно увеличивать их количество до четырех.

Игра «Соберись на прогулку»

Цель: развивать внимание детей.

Условия.

1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку «собраться на прогулку». Называются предметы одежды в случайном порядке, а ребенок должен быстро показать, на что данный предмет надевают. Например, взрослый называет «шапка» - ребенок дотрагивается до головы. Предварительно взрослый называет предметы одежды и показывает нужную часть тела, давая образец выполнения игры дошкольнику. Если ребенок быстро и правильно показал, он считается одетым.

2-й вариант. Взрослый выполняет роль водящего и предупреждает ребенка о том, что будет путать его, называя предметы одежды и показывая не соответствующие им части тела. Ребенок должен сосредоточить внимание не на движениях взрослого, а на его словах. Если ребенок запутался, начал повторять движения за взрослым, не обращая внимания на слова, то он считается проигравшим.

3-й вариант. Взрослый называет и одновременно показывает части тела, а ребенок должен быстр назвать одежду, которую надевают на эту часть тела.

Примечание. Можно увеличивать темп игры; играть и с одним ребенком, и одновременно с несколькими детьми.

Игра «Кто позвал мяч?»

Цель: развивать слуховое внимание.

Условия. Дети стоят в кругу. Взрослый называет имя ребенка и подбрасывает мяч вверх. Тот, чье имя назвали, должен помогать (догнать) мяч и вернуть его взрослому.

Примечание. Когда дети освоили этот вариант игры, можно внести усложнения. Например, ребенок не возвращает мяч взрослому, а сам называет имя любого из игроков и подбрасывает мяч вверх. Игрокам можно встать не в круг, а в свободном порядке.

Игры и упражнения для развития и коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание (его концентрацию, устойчивость).

Условия. Необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 10-15 различий. Ребенка просят рассмотреть и сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Примечание. Каждое найденное отличие можно отмечать откладыванием счетной палочки (это потребует от ребенка дополнительного умения распределять внимание, а кроме того, усиливает мотивацию достижения цели задания).

Упражнение «Карандаши»

Цель: развивать концентрацию внимания.

Условия. В упражнении участвуют два и более дошкольников. Они стоят в кругу. Исходное положение каждой держать руки согнутыми в локтях перед грудью на ширине плеч, в правой руке карандаш или фломастер, причем держать карандаш надо так, чтобы в кулаке был зажат его кончик, а большая часть возвышалась над кулаком. Упражнение выполняется на четыре счета:

1) передать карандаш из правой руки в левую;

2) передать карандаш из левой руки в правую;

3) снова передать карандаш в левую руку;

4) развести руки в стороны (руки соседей оказываются соприкасающимися друг с другом). Правой рукой взять карандаш соседа с права, а левой рукой отдать свой карандаш соседу слева. Таким образом, каждый карандаш будет перемещаться по кругу, переходя от одного игрока к другому.

Далее упражнение продолжается до тех пор, пока у каждого игрока не окажется свой карандаш. Взрослый считает вслух, сначала медленно, затем ускоряет темп. Если ребенок был не внимателен и не мог действовать в заданном темпе или допустил ошибку, ему не удается действовать слаженно и передать карандаш. В этом случае он считается проигравшим. Упражнение останавливают и начинают заново.

Примечание. При выполнении упражнения детям в паре следует располагаться друг против друга и на последний счет не разводить руки в стороны, а вытягивать в перед, к своему партнеру. Это игровое упражнение максимально быстро помогает неусидчивым детям концентрировать внимание, учит действовать слаженно, сообща. Удобно использовать данное упражнение в начале занятия.

Упражнение «Найди и вычеркни» Цель: развивать устойчивость зрительного внимания.

Условия. Ребенку дается небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагается, просматривать каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву (например, «А»). Фиксируется время и количество ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания инструкцию можно изменить. Например, «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни»; «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируется время и ошибки.

Примечание. Результаты ежедневно следует отмечать на графике. Необходимо проанализировать, как изменяется результативность. Если взрослый все делал правильно, то должно быть улучшение результатов. Нужно ознакомить с ними ребенка, порадоваться вместе с ним.

Это развивающее упражнение следует проводить в соревновательной форме.

Игра «Собери слова»

Цель: развивать слуховое внимание.

Условия. Взрослый называет слово по буквам, выдерживая паузу между каждой буквой (Д-О-М) от 3 до 15 секунд и более

(это затрудняет целостность восприятия слова). Ребенок должен внимательно выслушать и назвать слово целиком.

Примечание. Начинать следует с простых слов из трех букв, постепенно увеличивая количество букв в слове. Игра удобна тем, что не требует специальных условий и места для проведения. В нее можно играть и на улице, и в дороге, и в любом другом месте (поэтому она может быть рекомендована для использования родителями).

Игры для развития и коррекции памяти детей младшего и среднего дошкольного возраста

Игра «Что пропало?» Цель: развивать зрительное запоминание.

Условия. Перед ребенком выкладывается от трех до пяти игрушек. Взрослый объясняет, что игрушкам скучно, они хотят поиграть в прятки. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать каждую игрушку. По команде взрослого он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый прячет одну из игрушек. Открыв глаза, ребенок должен назвать, какая игрушка пропала.

Примечание. Можно заменить игрушки картинками. Эта игра пользуется у детей неизменным успехом.

Игра «Кто за кем?»

Цель: развивать зрительную память.

Условия. В этой игре детям необходимо угадать, что изменилось. Взрослый раскладывает за ширмой от трех до пяти игрушек. Затем отодвигает ширму и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. Меняет игрушки местами (сначала одну, затем две, три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок расположения игрушек.

Примечание. Усложнение игры – постепенное увеличение числа игрушек, которые меняются местами.

Игра «Кто разбудил мишку?»

Цель: развивать слуховую память.

Условия. Дети сидят на стульчиках. Взрослый вносит игрушку - мишку. Предлагает одному из детей уложить его спать. Ребенок качает мишку на руках, поет ему песенку, затем садится на стульчик спиной к детям. Тот ребенок, на которого покажет взрослый, должен сказать: «Мишка, мишка, хватит спать, пора вставать». Ребенок с мишкой на руках должен отгадать и назвать по имени того, кто разбудил медвежонка.

Примечание. В начале игры взрослый может сам показать, как надо укладывать мишку.

Игра «погладь котенка»

Цель: развивать тактильную память.

Условия. Следует подобрать несколько игрушек – котят одного размера, изготовленных из разных материалов (пластмассы, резины, ткани, меха и др). Каждому ребенку дают котенка, предлагают погладить его, поиграть с ним. Затем взрослый собирает всех котят в мешочек или коробку и объясняет, что котята спрятались. Каждому ребенку предлагается найти своего котенка. Для этого надо, не заглядывая в мешочек (коробку, погладить всех котят и найти своего котенка.

Примечание. Нельзя допускать ощупывания игрушек детьми. Узнать своего котенка нужно только по прикосновению.

Игра «Магазин»

Цель: развивать слуховую и зрительную память.

Условия. Для игры требуется двойной набор тематических картинок. Взрослый раскладывает в трех – четырех разных местах комнаты предметные картинки, на которых изображены товары, продающиеся в магазинах. Каждая группа картинок обозначает

какой – либо магазин ( например: посуда, одежда, игрушки, обувь). Детям предлагается выполнить следующие игровые действия: «сходить» в магазин и «купить» товары по заданию взрослого. Каждому ребенку показывают картинки с изображением тех товаров, которые необходимо купить в разных магазинах, предлагают внимательно посмотреть и запомнить, что надо купить, а затем найти нужные покупки и принести их взрослому. Если ребенок правильно выполнил задание, ему присваивается звание «мамин помощник». В следующий раз взрослый дает задание в форме словесной инструкции без опоры на картинку.

Примечание. Усложнение игры заключается в постепенном увеличении количества необходимых для запоминания покупок, количества «магазинов», а также в переходе к словесной инструкции.

Игры для развития и коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста

Игра «Я положил в мешок»

Цель: развивать слуховую память.

Условия. Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет свое слово. Например, «Я положил в мешок яблоки и тарелку». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Примечание. Можно добавлять по одному слову, а можно добавлять слова по алфавиту – порядок тот же. Можно ввести соревновательный элемент – кто больше слов в мешке донесет. Кто забыл (потерял) слово, у того мешок упал, и игра начинается сначала.

Игра «Собери движения по кругу»

Цель: развивать двигательную и зрительную память.

Условия. Игра проводиться с группой детей. Водящий и дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят такие слова: «Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!» Все останавливаются, и водящий показывает на одного из детей. Тот, на кого он показал, придумывает и показывает движение, которое повторяют все дети, стоящее в кругу.

Затем игра повторяется, и каждый ребенок, выбранный водящим, должен показать все движения, которые выполнялись предыдущими игроками.

Игра проводиться до тех пор, пока каждый из участников не покажет всю серию движений и свое движение в завершении.

Последнему игроку сложнее всех, так как на его долю приходиться больше всего движений.

Примечание. Игра может идти несколько иначе. Ребенок, которого выбирает водящий, показывает не все предшествующие движения, а только свое. Когда каждый из игроков показал свое движение, игра повторяется еще раз; и вот тогда нужно собрать все движения, показанные в кругу, т. е. повторить их в том же порядке.

Игра «Пуговицы»

Цель: развивать объем зрительной памяти, пространственное восприятие.

Условия. Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, не одна пуговица в наборе не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделенный на клетки. Начинающей игру выставляет на своем поле одну пуговицу.

Второй игрок должен посмотреть и запомнить, где лежит пуговица и какая именно. Первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить расположение пуговицы. Далее второй игрок берет инициативу в свои руки и выставляет две пуговицы. И так далее.

Примечание. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем больший объем внимания и памяти необходим, тем сложнее становиться игра.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память.

Условие. Выложить перед ребенком пять знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на них и назвать. Затем предложите ему отвернуться или закрыть глаза и замените один – два предмета на другие. Ребенок должен снова внимательно посмотреть и ответить на вопросы: «Все ли предметы на месте? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?»

Примечание:

1-й вариант – сократить количество предметов на 1-2, не делая никакой замены.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 апреля 2021 в 09:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД