Елена Кондракова
Коррекционные тренажеры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционные тренажеры
В коррекционной работе по развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться я использую настенные коррекционные модули, в виде раскрывающихся книжек изготовленные своими руками. -
Панно – «Сетка» сетка (размер ячеек-1 х 1см) для плетения, изображения различных узоров при помощи цветных ленточек (ширина ленточек 1см).
Публикация «Коррекционные тренажеры в детском саду» размещена в разделах
При выполнении заданий на плетение на тренажере у детей развивается произвольное внимание, мелкая моторика, зрительно-моторная координация, тренируются зрительные функции: прослеживание, фиксация, цветоразличения.
Тренажер – «Шнуровка» – панно из оргстекла с отверстиями, расположенными на расстоянии 5 см друг от друга по всей поверхности и разноцветные шнурки для изображения узоров, геометрических фигур, букв, цифр.
В играх на шнуровку развивается глазомер, внимание, зрительно-моторная координация, происходит укрепление пальцев рук и всей кисти.
Упражнения вводятся и усложняются постепенно.
- Выполнить различные дорожки по образцу
- Шнуровка по словесной инструкции
- Вышивание цифр и букв по отверстиям
- Вышивание узоров сложной формы
Тренажер – «Гвоздики» – доска с «гвоздиками», расположенными на расстоянии 5см друг от друга по всей поверхности доски для изображения фигур, цифр, предметов, узоров, животных при помощи резинок.
Основные задачи, которые решаются на этом тренажере развитие наблюдательности, активизация креативного мышления, развитие тонкой моторики, ориентировки дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, воображения.
Педагог может предложить детям целый комплекс заданий:
-«рисование» резинками прямых линий, коротких и длинных, вертикальных и горизонтальных, ломанных линий.
- «рисование» треугольников, четырехугольников
- «рисование» разных предметов, животных по образцу, по схеме
- «рисование» цифр, букв по образцу, по памяти
- «рисование» сюжетов
- «рисование» узоров по образцу, по схеме
Тактильный центр – доска с наклеенными на ней различными предметами из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями.
Центр тактильности способствует развитию тактильных анализаторов, мелкой моторики, развитию познавательной активности памяти, мышления и воображения.
Детям предлагаются следующие задания:
Тренинг творческих тактильных восприятий.
- ощупать пальцами поверхность
- найти поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую
-ощупывать поверхность и говорить на, что она похожа (то же задание с закрытыми глазами)
- показать поверхность: металла, дерева, камня, меха и т. д.
- игры – ассоциации: «Найди пушистого котенка», «Колючего ежа», «Гладкий лёд».
Зрительно-двигательный тренажер «Умные тропинки» - доска с прорезанными дорожками разных траекторий, позволяющими передвигать различные геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги 4 цветов по игровой доске.
При работе на зрительно-двигательном тренажере у детей формируется умение перемещать в заданном направлении определенную фигуру, развиваются зрительные функции: прослеживания, форморазличения и цветоразличения, развивается мелкая моторика и координация глаз-рука.
Тренажер «Магнитные дорожки» - магнитная доска с рельефными дорожками и магнитами - игрушками.
При выполнении упражнений на тренажере дети знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений.
Игра: «Помоги рыбке проплыть по волнам»
Ребёнку предлагаем вначале рассмотреть волнистую линию, нарисовать её руками в воздухе, тактильно обследовать, проведя по ней пальчиком, затем провести рыбку по волнам.
Для поддержания интереса проводим аналогичные игры с различными магнитами.
Магнитный тренажер – «Муха» - игровое магнитное поле 3 х 3, магнит, имитирующий муху.
Основные цели при работе на тренажере введение в активный словарь детей слов, обозначающих направления, развитие внимания, умения ориентироваться по словесной инструкции, зрительных функций.
Игры: «Муха», «Рассели жильцов», «Слуховые диктанты»
Магнитный тренажер – «Шахматы» - магнитное шахматное поле, магниты, палочки.
При работе на тренажере у детей формируется умение ориентироваться по клеткам, перемещаться в указанном направлении, отсчитывать нужное количество клеток в указанном направлении, вводится в активный словарь понятия: «вправо вверх», «вправо вниз», «наискосок», развивается слуховое сосредоточение и координация «ухо - рука», зрительное сосредоточение и координация «глаз - рука».
Педагог может предложить следующие задания и игры:
- расставь магнитики в клеточках в определенном порядке по образцу
- расставь палочки по образцу
- продолжи узор палочками
- выложи предметы по схеме
- слуховые диктанты
- игра «Помоги божьей коровке добраться до мамы»
Игра «Помоги божьей коровке дойти до мамы»
Цели: Развитие прослеживающих функций глаз, формирование зрительного сосредоточения, введение в активный словарь детей слов, обозначающих направления перемещения на плоскости.
Ход игры.
На игровом шахматном поле стоят магниты божьи коровки. Ребенок, проговаривая свои действия, должен переместить божью коровку к маме
(1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо).
Для поддержания интереса к заданию меняем персонажей «Помоги пчелкам встретиться», «Доведи петушка до зёрнышка» и т. д.
Игровая ситуация помогает быстрому усвоению ребенком навыков ориентировки.
Слуховые диктанты.
Цели: Развитие зрительно-моторной координации, развитие слухового сосредоточения ухо-рука, умения отсчитывать нужное количество клеток, активизация зрительного внимания.
Ход игры
Магнит стоит на игровом поле и ребенок под диктовку начинает его перемещать в указанном направлении (1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз и т. д.).
Тренажер – «Плетение» - представляет собой разноцветные шнурочки для плетения косичек. При плетении косичек у детей развивается координация самоконтроль за движением рук, зрительно-моторная память.
Тренажер «Тактильные мешочки» - мешочки, заполненные мелкими предметами из разных по качеству материалов песком, камешками, крупой, горохом, ватой, целлофаном. Наполняемость периодически можно менять, добавляя разные наполнители.
Тактильные мешочки стимулируют осязательные и тактильные анализаторы, мелкую моторику.
Вначале педагог знакомит ребёнка с каждым мешочком с его содержимым, затем ребенок тактильно его обследует.
Можно предложить игры: «Что в мешочке?», «Найди мешочек», «Ассоциация».
«Шумовые коробочки» - коробочки наполненные песком, крупой, скрепками, гаечками, пуговицами. Положительно влияют на развитие
слуховых анализаторов, активизируют слуховую память.
После прослушивания звучания каждой коробочки её открывают и показывают, что внутри. После двух прослушиваний снова предлагают слушать звучание и отгадывать, что внутри коробочки
Зрительный тренажер «Назови, из чего сделан предмет» - набор предметов из различного материала (ткани, резины, пластмасса, стекла, металла, бумаги и т. д.) на разноцветных ленточках.
При работе на тренажере у детей развивается полисенсорное восприятие предметов, речь, мышление, моторика.
«Найди и покажи предмет, сделанный из резины», «Из чего сделан предмет на красной ленточке?
Тренажер – «Зайчик» - Панно из оргстекла с отверстиями для шнуровки контура зайца.
При работе на тренажере у детей развивается зрительно-моторная координация, тонкая моторика, активизируются зрительные функции прослеживания.