Ирина Синкевич
Корреляционные игры, упражнения для развития речи детей 3 лет, имеющих сложные дефекты развития (конспекты занятий)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1.
Тема «Игрушки».
Цели: Развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания. Учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движения взглядом и рукой. Формировать захват рукой. Побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Материалы: «волшебный мешочек», игрушки мишка, волчок; яркое колечко на нитке; игрушка «Султанчики».
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я принесла с собой. Это «волшебный мешочек». Давайте, посмотрим, кто там прячется.
Публикация «Корреляционные игры, упражнения для развития речи детей 3 лет, имеющих сложные дефекты развития (конспекты занятий)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Из мешка достается мишка. Воспитатель совершает игровые действия с мишкой, сопровождая словами.
- В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с вами: «У-у-у!» Давайте поздороваемся с мишкой.
(взрослый побуждает детей к произвольному или сопряженному произнесению звукоподражания).
- У-у-у.
- Молодцы! Поздоровались с мишкой.
- Но посмотрите, мешочек шевелится, видимо там кто-то еще спрятался. Появляется волк-волчок. Волчок здоровается с вами: «У-у-у!». Поздороваемся с ним.
- У-у-у.
- Молодцы!
- Посмотрите, какую игрушку они принесли с собой (Достается яркая игрушка (колечко, подвешенное за ниточку.)
- Давайте поиграем. Это колечко волшебное, оно не лежит на одном месте, а постоянно двигается. Давайте попробуем его поймать.
Воспитатель перемещает игрушку, дергая за ниточку, а малыши по одному следят за движением взглядом и пытаются схватить её рукой.
- Вот мы и поиграли. А пока мы играли наши мишка и волчок поссорились. (одна игрушка сидит справа, другая – слева)
- Давайте поиграем с ними и помирим.
ИГРА «СУЛТАНЧИКИ»
Мы вместе подуем на султанчика.
- Смотрите, как красиво разлетаются полоски. Еще раз, дуем сильнее.
- Ну вот и развеселились наши игрушки и помирились.
- Нашим мишке и волчонку пора уходить. Давайте с ними попрощаемся.
Мишка сидит справа говорит: У-у-у! Ребята должны повернуть голову в его сторону и ответить.
Затем волчок говорит У-у-у! Дети поворачивают голову в сторону волка.
Теперь игрушки вместе прощаются «У-у-у!»
- У-у-у. (ребята)
- До свиданья приходите к нам в гости.
- Сегодня к нам приходили гости мишка и волчок, мы с ними играли, вам понравилось.
- Да. (вызов положительного ответа.)
- До свидания.
Занятие 2.
Тема «К нам в гости пришла кукла Маша».
Цели: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание; используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай!Ух!Ох!Ах!»; формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия с помощью стихотворного текста;
Материалы: кукла Маша; мисочки с теплой, горячей и холодной водой.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша.
Кукла здоровается: «А-а-а!»
- А-а-а. (здороваются ребята)
- Кукла Маша встала очень рано и еще даже не умывалась, давайте поможем ей умыться.
(у детей стоят мисочки с теплой и холодной водой).
- А для того, чтобы Маша искупалась в теплой воде, нам надо с вами проверить воду, ведь нужно мыться теплой водой.
Ребята последовательно прикасаются к воде с помощью воспитателя, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями.
- Ай! (горячая вода)
- Ух! (холодная вода)
- Ах! (теплая вода)
- Узнали в какой воде нужно Маше мыться. Кукла наша большая баловница. Она принесла с собой шарики поиграть. (пинг-понговый шарик кладется в воду)
- Давайте подуем на шарик, чтобы он поплыл.
Ребята дуют.
- Стала наша Маша умываться.
Водичка, водичка!
Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой носик,
Умой ушки! (кукла совершает действия)
- Давайте вместе с Машей умоемся, чтение потешки, выполнение действий детьми. (умывают себя)
- А теперь я умою куклу (чтение потешки, выполнение действий, дети смотрят).
- Вова, умой Машу! (ребенок выполняет действие с игрушкой).
Так выполняют действия несколько детей.
- Молодцы, ребята. Умыли куклу.
- Спасибо, ребята. Стала я теперь чистой-чистой, но мне пора прощаться.
- А-а-а. (кукла)
- А-а-а. (дети)
- Кукла Маша отправилась домой, и нам пора прощаться. До свидания.
Занятие 3.
Тема: Знакомство со звучащими предметами (барабан, колокольчик, погремушка)
Цели: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету; учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов.
Материал: музыкальные инструменты – барабан, колокольчик, погремушка; коробочки; гномик «Ау».
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята. Это я веселый гномик, а зовут меня «Ау». Я пришел к вам не один и принес вам разные предметы, которые издают звуки.
- Кто это ребята? Как его зовут?
- Ау!
- (гном) Это барабан.
Ребятам «гномик» демонстрирует звучание барабана, дается звукоподражание «бим-бом».
- Посмотрите как я это делаю, «гномик» показывает имитационное движение раскрытой ладонью по столу, побуждая детей к одновременному с движениями проговариванием звукоподражания «бим-бом».
Дети выполняют действия и говорят «Бим-бом!»
- Молодцы! (говорит гном). Здорово поиграли на барабане. Но я принес вам не только барабан (на стол выставляются 2 колокольчика, погремушка)
- Эти колокольчики мои любимые, они очень любят играть.
Два колокольчика находятся на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету.
- Где же, где же колокольчик?
Взрослый показывает колокольчик и прячет его в коробочку.
- Нет-нет, нет-нет. (покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям).
- Где же, где же колокольчик? (вынимает колокольчик из другой коробочки)
- Вот-вот, вот-вот. (звенит в колокольчик, побуждая детей к аналогичным действиям.
- Ну вот нашлись наши колокольчики.
- А теперь посмотрите – это погремушки, игрушки маленьких детей.
Две погремушки находятся на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Взрослый попеременно шумит погремушками, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету.
- Где же, где же погремушка?
Взрослый показывает погремушку и прячет её в коробочку.
- Нет-нет, нет-нет. (покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям).
- Где же, где же погремушка? (вынимает погремушку из другой коробочки)
- Вот-вот, вот-вот (звенит в погремушку, побуждая детей к аналогичным действиям)
- Ну вот нашлись наши погремушки.
- А где же наш барабан? На столе стоят все звучащие предметы, ребенок должен выбрать барабан, сказав «бим-бом».
- Где Маша барабан, покажи.
- Бим-бом (показывает на барабан).
- (гном «Ау») Вот с этими звучащими предметами я люблю играть. А теперь мне пора идти. До свидания. Я обязательно приду еще в гости.
- Давайте, ребята, попрощаемся с гномом «Ау» и барабаном, колокольчиками.
-Бим-бом, дин-дон.
Занятие 4.
Тема: Игрушки.
Цели: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию «уа»; учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним различные игровые действия (катать, собирать в коробку, делать бусы).
Материалы: кукла-малыш; чудесный мешочек, шары разные по величине; погремушка;
Ход занятия:
Из кукольного домика появляется игрушка-пупсик.
- Это малыш. Малыш плачет.
- Уа, уа!
- Как малыш плачет, давайте вместе покажем.
- Уа-уа (вместе с детьми).
- Когда вы были маленькими вы тоже плакали. Как ты плакал Миша?
- Уа-уа.
- А ты Оля?
- Уа-уа.
- Возьми, Маша, малыша на ручки, покачай его, чтобы он успокоился.
Малыш, малышенька, бай-бай.
Спи спокойно, засыпай:
А-а,а-а,а-а.
- Малыш заснул.
- Посмотрите, у малыша с собой был мешочек. Давайте посмотрим, что там лежит ( в мешочке находятся разные предметы: несколько шаров разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка).
- Саша, найди в мешочке шарик.
- Что это?
- Шар.
- Как им играть? Покажи. Ребенок показывает.
- Теперь, Вова, найдет шар (дети достают все шары)
- Ну, вот мы и достали все шарики. Посмотрите, они разные, одни шары большие – показывает, другие – маленькие. Давайте, разложим их в коробочки Большие шары в большую коробочку, а маленькие – в маленькую.
Дети раскладывают шары.
- Молодцы! Смотрите, наш малыш проснулся. Он захотел кушать. Давайте его покормим.
Дети кормят малыша из соски по очереди.
- А где же погремушка малыша? Дети ищут глазами погремушку, находят и приносят малышу.
- Ну что ж, ребята, малышу пора отправляться домой к маме. Малыш отправляется в кукольный домик.
- И нам с вами пора прощаться. До свидания.