Приложение МААМ

Краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма у старших дошкольников

Надежда Сидловская
Краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остаётся воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Патриотическое воспитание наших детей начинается с изучения истории своей малой родины, города Мценска.

Публикация «Краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма у старших дошкольников» размещена в разделах

Ребёнок дошкольного возраста очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. Дом - детский сад - двор - границы миры постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать всё больше вопросов.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Для чего же следует изучать свой край в детском саду? Что изучать? Как преподнести этот материал детям?

Именно в детском саду закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для нравственных чувств. Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего мира; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т. д.

Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями.

Чтобы увлечь ребёнка изучением родного края, педагог сам должен много знать о нём. Решению данной проблемы нам помогли книги.

Приступая к работе над данной темой я наметила ряд задач: образовательные: давать дошкольникам знания по истории города на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, в совместной деятельности, во время экскурсий;

развивающие: развивать кругозор, память, внимание, культуру речи; воспитательные : приобщать детей и их родителей к истории родного края, вызвать у них интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

Исходя из этих задач, определила методы и приёмы, которые помогут дошкольникам узнать прошлое и настоящее родного края.

• Целевые прогулки и экскурсии.

• Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей, изменение в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостроек ит. д.).

• Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных

объектов и непосредственные наблюдения детей.

• Беседы с детьми о Мценске.

• Использование художественных произведений (Благининой, Тургенева, Фета, Александрова).

• Знакомство детей с мастерством мценских кружевниц.

• Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

• Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.)

Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное

отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах.

• Личный пример родителей, воспитателей любящих свою работу, свою улицу, свой город и принимающих активное участие в общественной жизни.

• Составление перспективного планирования, экскурсий и целевых прогулок.

• Разработка маршрутов, конспектов занятий, оформление дидактических игр, альбомов, фотографий о прошлом и настоящем г. Мценска

Сопровождение рассказов наглядным материалом: фотографиями, рисунками,репродукциями.

• В процессе беседы обращаться к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что - то новое самостоятельно, попробовать о чем - то догадаться самому. Можно спросить: «Как вы думаете. Почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название?.»

Не называть дат: они затрудняют восприятие материала. Использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы». Или «Это было очень - очень - очень давно, когда ваших бабушек и дедушек не было на свете»

• Использовать доступную детям лексику, значение незнакомых детям слов (князь, старейшина.) объяснять, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Материал предлагала детям постепенно, небольшими порциями, поэтапно (согласно перспективному планированию, чтобы воспитанники запомнили, прочувствовали, поделились своими впечатлениями и знаниями со сверстниками, взрослыми.

Самым интересным при изучении истории города являются целевые прогулки и экскурсии по улицам города. Любая экскурсия предусматривает серьё зную подготовку к ней: предварительное изучение объекта, планирование проведения самой экскурсии, сбор и обработку материалов, проверку знаний, полученных во время экскурсии.

При отборе тем экскурсий исходила из следующих положений:

тесная связь с учебным материалом: экскурсии должны конкретизировать, углублять и расширять знания детей по основным разделам учебной программы;

целесообразность экскурсии: экскурсия должна способствовать формированию образного исторического мышления;

конкретность задач: экскурсия должна иметь чётко сформированную целевую установку;

• учёт возрастных особенностей дошкольников : тема и экспонаты должны быть доступны для понимания детей.

Свои экскурсии начала с улиц, на которых живут ребята нашей группы (Московская, Карла Маркса, Калинина, Гагарина, Минаева, предварительно рассказав, почему они так называются и какие названия они носили раньше.

У Дворца культуры воздвигнут монумент матери - Родины, которая протягивает Мценску венок признательности городу за его заслуги перед Отечеством.

С какой гордостью дети вели нас по родным улицам, показывали дома, в которых живут, называли свой домашний адрес, разыскивали старинные здания, отмечали особенности архитектуры, сравнивая с современными зданиями. Очень понравилась ребятам экскурсия на центральную площадь имени В. И. Ленина, где они познакомились с разнообразием зданий разных времё н: торговые ряды, здание гимназии (19 век, жилые дома, построенные после Великой Отечественной войны, здание администрации и Дворец культуры, построенные в 80-х годах.

Самым почитаемым местом наших горожан является Мемориал Славы. Он возведён к 30-ти летию со Дня освобождения Мценска от немецко-фашистских захватчиков.

Любимой экскурсией наших детей является экскурсия в городской парк. Как интересно наблюдать за деревьями в разное время года! Под ногами шелестит опавшая листва, сквозь неспешно плывущие облака прорываются солнечные лучи. А мы вместе с ребятами отправляемся в городской парк, место отдыха наших горожан. Наблюдаем, какие деревья растут, делаем предположение сколько им лет, когда их высаживали, расспрашивали об этом директора парка. Ребята рассказывают, где они любят отдыхать с родителями, на каких аттракционах кататься.

Интересен был маршрут к бывшему ручью Вырица (Вырка, о котором в настоящее время многие и не знают. Он берёт начало в лощине западнее Карауловой горы. Ручей пересекает автомагистраль, а затем улицы Гагарина, Карла Маркса, Советскую и выходит к правому берегу Зуши. В данное время построены дома частного сектора, ручей пересох и только в половодье по нему течет вода. Ручей весь засорили. Провела беседу с детьми о чистоте окружающей среды, о том, что Земля - наш общий дом, и мы обязаны содержать его в чистоте, что каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда всё будет в согласии с природой.

И ещё один маршрут: изучение истории города - «командировка» в семью. Дети получают задания расспросить родителей, дедушек и бабушек. Предлагала вопросы:

- Как давно твои родители, дедушки и бабушки живут в нашем городе?

- На какой улице ты живёшь? Что знаешь о её названии?

- Каким был город раньше?

- Любимое место в городе твоих родителей?

- Где и кем работают твои родители?

Ответы предлагала отобразить в совместных с родителями рисунках. Так была организована выставка рисунков «Я люблю свой город».

Чтобы познакомить детей с тем, где и как трудятся жители нашего города, организовала экскурсию на швейную фабрику, магазины, библиотеку, школы, где работают родители наших детей. Они рассказали о своей работе и своих заслугах. В заключении провела конкурсы:

«Реклама товара и продукции, выпускаемые моими родителями»,

«Я горжусь профессией своих родителей».

Дети с гордостью рассказывают о своих родителях, дедушках, бабушках. О том, где и кем они работают, какую продукцию выпускают предприятия, на которых трудятся их близкие. Я оформила доску почёта, где сфотографированы родители на своих рабочих местах.

Следующий маршрут в школу кружевниц, где дети узнали об истории создания промысла. С восхищением наблюдали за работой юных кружевниц, любовались результатом их мастерства.

И ещё один путь - в городской краеведческий музей.

Регулярно посещали наш музей, где знакомились с прошлым и настоящим нашего города, с историей создания герба города, любовались картинами мценских художников, экспонатами народных умельцев, различными выставками, которые предоставлены другими музеями нашей страны. Затаив дыхание дети слушают экскурсовода, рассматривая стенды и витрины, рассказывающие о незабываемом прошлом и настоящем нашего города.

Большую помощь в воспитании любви и интереса к родному краю оказали дидактические игры:

«Наградной значок»,

Экспедиция «Чистая река»,

«Бабушкин сундучок».

«Город будущего»,

«Строители крепости»,

«Мценские загадки» и другие.

Родители тоже заинтересовались этой темой. С интересом ознакомились с оформленными для них консультациями:

«Биография города»,

«Люди, прославившие наш город»,

«Путешествие по городским улицам» и другие.

Оказали помощь в организации экскурсий на предприятия города. Приняли участие в конкурсе рисунков, поделок.

После экскурсии беседовала с детьми о том, что они узнали о родном городе, что заинтересовало их, как изменился облик города, делала снимки, предлагала зарисовать полюбившиеся места. Создала картину о старинном городе, оформила макет город - крепость Мценск. Организовала выставку детских работ «Любимый город сегодня». Разучили с детьми песню о родном городе: «Земля Тургенева и Фета»; фольклорные танцы, подвижные игры, стихотворения поэтов-земляков.

Наши воспитанники много знают о Мценске, полюбили его, гордятся его историей. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом был пронизан воспитанием уважения к человеку- труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, природе, культуре решены.

В итоге хочу сказать, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Публикации по теме:

Ноты к песне «Гимн дошколят»Ноты к песне «Гимн дошколят» эта авторская песня написана специально для нашего детского сада. Впервые прозвучала она у нас в прошлом году на празднике "Кубанские посиделки".

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма у старших дошкольников
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 15:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сидловская (УИ 199194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД