Папки-передвижки

Краеведческий аспект в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Наталья Силантьева
Краеведческий аспект в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе краеведческого материала.

Ключевые слов: патриотическое воспитание, патриотизм, краеведение, краеведческий аспект, педагогический процесс, дети дошкольного возраста.

Публикация «Краеведческий аспект в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время наблюдается процесс депатриотизации российского общества. Основные причины данного явления неразрывно связаны с происходящими в обществе процессами, нередко сопровождаемыми негативными явлениями. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи, учреждений образования, культуры на формирование патриотических качеств детей.

Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации духовной сферы личности, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений [8].

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине [1].

В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса [7].

По мнению С. А. Козловой патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. [4]

В патриотическом воспитании дошкольников очень важны возрастные особенности, так как именно дошкольный возраст является «фундаментом» для патриотического воспитания. Специфические особенности выражаются в задачах патриотического воспитания дошкольников, в подборе методов и приемов, в ориентации ребенка на формирование любви к семье, к родственникам, к своей малой родине, а в последующем любви к большой Родине России. Для ребенка дошкольного возраста достаточно далекими являются понятия, связанные с государством, страной, именно поэтому патриотическое воспитание должно основываться на региональных особенностях.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат – растут наркомания, пьянство и детская преступность[4].

Русская история полна замечательных примеров труда, любви к Родине, самоотверженности. Это – наша нравственная основа, наше богатство. Рассказывать детям о славе и подвигах русского народа, о его героических делах и добрых начинаниях – значит заронить в их души первые семена любви к родной земле, к Отечеству. Детям рассказывают о том, что любили и во что верили наши предки-земляки [2].

С какими бы событиями истории не знакомили педагоги детей, главное – довести до детского сознания, что их участники – герои и защитники народа и русской земли – сильные, бесстрашные и высоконравственные личности, посвятившие себя служению людям и чему-то Высшему; вызвать в детях желание чем-то быть похожими; формировать в сознании ребенка высокий образ Человека [2].

Для усиления впечатлений детей в образовательной деятельности нередко используются произведения изобразительного искусства, поэтическое слово, музыка. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, в содержание занятий включаются элементы детской изобразительной и практической продуктивной деятельности, широко используются разнообразные дидактические игры, картинки-загадки, проблемные картинки, кроссворды и др. [2].

Патриотическое воспитание надо начинать с воспитания любви к своей «малой» Родине (русская пословица). К сожалению, не только дети, но зачастую и взрослые не знают историю своего края, а что говорить о России в целом.

Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Как сказал Д. С. Лихачё в: «Любовь к родному краю, знание его природы, истории, культуры – основа, на которой может осуществляться формирование духовности человека и всего общества».[6]

Большая Советская энциклопедия дает, как нам кажется, самое развернутое определение: Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края [3].

А. В. Даринский обосновал, что краеведческий принцип дает возможность строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного — к неизвестному», «от близкого — к далекому», «от малого - к большому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять историю более отдаленных районов. [5]

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек [7].

Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной [7].

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Воспитатель так организовывает пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства [8]. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Воспитатель должен с уважением относиться к каждому ребенку и в процессе игр, праздников, интересных занятий формировать чувство любви к родному краю. Современные требования к обучению дошкольников должны обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей в ознакомлении с родным краем. Важнейшие педагогические принципы воспитания – сотворчество детей, родителей, педагогов, опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения (М. Ю. Новицкая)[8]. Поиск конструктивных форм взаимодействия, сотворчества между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомства детей с краем, городом, земляками, используя личностно-ориентированную модель, субъект – субъектную форму общения между детьми и взрослыми.

Процесс ознакомления ребенка с родным краем, с его достопримечательностями, заводами и фабриками, памятниками и скверами – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки, а воспитатель, ориентированный определить педагогические условия воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, признающий патриотическое воспитание в качестве объекта исследования, является его партнером, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно и ненавязчиво руководящий ребенком, становясь посредником между ним и социальной действительностью; создание положительной атмосферы в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения к друг другу [2].

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию [4].

Список литературы:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Айрис-пресс, 2002.

2. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М. : Республика, 1998.

3. Большая советская энциклопедия. – 2-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1956. - Т. 39. - 664 с.

4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990.

5. Краеведение : пособие для учителя. / А. В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В. К. Луканенкова. Под ред. А. В. Даринского. – М. : Просвещение. - 1987. – 158с.

6. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М. : Детская литература, 1989. – 238 с.

7. Мищенко Л. И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста : Дис. канд. пед. наук. - М., 1982. - 208 с.

8. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка – Пресс, 2003.

Публикации по теме:

«Любовь к Родине начинается с…» (размышления на тему гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста) «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста Е. В. Ульянова ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматривается.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: - долгосрочный Форма.

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н. За последнее.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста УДК ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Науменко Светлана Васильевна студентка 3 курса направления.

Проект «Ознакомление с родным городом — средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Название проекта: «Ознакомление с родным городом - средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Актуальность.

Программа гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Наш край — Уральский регион» Программа «Наш край – Уральский регион» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач духовно-нравственного воспитания.Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач духовно-нравственного воспитания. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,фантазии,творчеству- это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества.

Значение патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в развитии личности Патриотические чувства только зарождаются в дошкольном возрасте и хотя еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведческий аспект в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2015 в 17:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД