Папки-передвижки

Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников

Гулия Кадаева
Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан

Краеведческое воспитание - новое направление экологического образования, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Очень важно вести работу по экологическому воспитанию с учетом краеведческого аспекта, так как понимание связей, существующих в окружающем мире, доступно дошкольникам на материале, который их окружает: уголок природы детского сада, уголок природы на территории двора, в котором живет ребенок, природа родного края. В соответствии с ФГОС ДО знакомство с природными памятниками родного Хайбуллинского района отражено в вариативной части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса. В ней отражена специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная и лесная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами и полезными ископаемыми нашего района и животным миром, в доступной форме узнают о родной природе, о природных памятниках Хайбуллинского района: заказнике «Шайтантау», «Таштугайские горы», «Каин-Кабак», «Сукракские вишарники», «Великовозрастная лиственница», поймы реки Макан, пещера Кутур-батыра, столетней лиственнице вблизи деревни Юлбарсово и др. Это богатейшая эколого – образовательная среда для воспитания любви к природе, патриотизма, роста экологической культуры. Находясь на такой ценной территории, которая может служить экологической школой для детей всех возрастных категорий, немаловажно вести работу по формированию у ребенка любви к родной природе, воспитанию эмоционально – положительного отношения к местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающего мира, желания узнать больше об особенностях природы родного края. Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. С этой целью в нашем детском саду разработан эколого – краеведческий путеводитель по природным памятникам Хайбуллинского района, дающая возможность познакомить дошкольников и их родителей с богатством природы родного края.

Публикация «Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Цель:

Формировать краеведческое мировоззрение, реальные представления у дошкольников об экологических системах края, осознанного отношения к своей малой Родине.

Задачи:

1. Углубить представления воспитанников о родном крае, о малой родине;

2. Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, проектирования, экспериментальной работы;

3. Углубленное изучение природы, экологии края и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни.

4. Привлечь внимание к природному, историческому и культурному наследию нашего района.

В работе использованы архивные материалы, ресурсы интернета, а также богатый материал районного историко-краеведческого музея.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания, создание эколого - краеведческого путеводителя предусматривало современные подходы и технологии, которые помогают педагогам привлечь детей и родителей к вопросам охраны природы, знакомят с уникальными природными и культурными объектами Хайбуллинского района.

Для того, чтобы вовлечь детей в познавательную краеведческую деятельность по живописным местам района, совместно с родителями были организованы поездки на Таштугайские горы, в деревню Юлбарсово, к великовозрастной лиственнице. А также были организованы виртуальные экскурсии (фото и видео презентации) в Сукракские вишарники и заказник Шайтан - тау, разработанные педагогами ДОУ. Это вызвало у детей огромное восхищение и желание вернуться сюда вновь.

Посетив природные памятники, были организованы фотогалерии, выставки рисунков и поделок из природного материала, созданы макеты Таштугайских гор, заказника Шайтан – тау, Великовозрастной лиственницы.

В образовательной деятельности в игровой форме закрепили у детей представления о птицах, растениях и животных этих местностей, занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан. Используя метод моделирования, на примере обитателей природных памятников и экологической пирамиды формировали умения устанавливать причинно – следственные связи в природе.

С увлечением дети играли в дидактические игры: «Грибы, ягоды», «Зеленая аптека», «От какого дерева лист», «С какого дерева плод», «Что сначала, что потом»; в подвижные игры «Найди кустарник», «В лесу-лесочке», «В поле выросли цветы»; в сюжетно-ролевые игры «Поход в лес» и другие.

Дети знакомились с легендами о происхождении Таштугайских гор, стихами, рассказами писателей, поэтов – земляков, таким образом, воспитывая в детях умения видеть красоту родной природы.

Формированию эстетического отношения окружающему миру, развитию художественно-эстетических навыков способствовали такие виды художественного творчества как пластинография «Какая бывает вишня?», «Вишенка», «Птицы» аппликация на тему «Птицы Сукракского вишарника», рисование на тему «Вишенки», «Звери в лесу», «Деревья и кустарники», «Таштугайские горы».

С целью формирования экологической культуры и познавательного интереса к природе в рамках экологопросветительской деятельности с родителями были организованы: экологический турнир с родителями «В союзе с природой», конкурс плакатов «Береги природу!» и экологические акции «Первоцветы», «Посади дерево».

В результате проделанной работы, создан эколого – краеведческий путеводитель, богатейший дидактический материал, Красная книга Хайбуллинского района, макеты памятников природы, разработана карта местности, педагогические проекты «Великовозрастная лиственница - уникальный памятник родного края», «Природный памятник Хайбуллинского района - заказник Шайтантау», «Путешествие по Таштугайским горам», «Сукракские вишарники», «Лесные жители Башкортостана».

При проведении итоговых мероприятий дети демонстрировали положительные результаты в изучении данного направления. Все формы работы (образовательная деятельность, экскурсии, экологические десанты, природоохранные мероприятия) способствовали совершенствованию экологической культуры детей, помогли формированию ответственного отношения к среде обитания и усвоению позитивного отношения человека к природе. При изучении природных памятников дети узнали интересные и познавательные факты о ее географии, флоре и об экологических проблемах и каждый ребенок почувствовал себя маленьким исследователем, с радостью и удивлением открыл для себя окружающий мир родного края!

Литература:

1. Научно – практический журнал «Управление ДОУ», 2014, № 9

2. Методика экологического воспитания дошкольников. С. Н. Николаева, 2001г

3. «Учитель Башкортостана» журнал, Уфа – 2006, № 8.

Публикации по теме:

Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ.

Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников Вступление. Задача воспитателя- воспитание у детей экологической культуры, фундаментом которой составляют достоверные знания, практические.

Презентация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить.

Методическая разработка «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников» 1. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. Опыт показывает: если пытаться давать дошкольникам экологические знания в традиционной.

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская народная мудрость. Важнейший аспект в решении вопроса.

Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников из опыта работы воспитателя Шапошниковой В. Ю. «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Сухомлинский Актуальность Веками.

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников "Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников". Дошкольное детство – начальный этап формирования личности,.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гёте.

Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание – это, общение человека с природой, при котором человек находится в гармонии с природой, бережно и эмоционально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 15 января 2019 в 20:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД