Татьяна Ганьшина
Конспект НОД «Красота северного края — потомкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Красота северного края - потомкам.
Цель: обогащать представления детей о северном края.
Задачи:
Образовательные:
• дать знания о богатстве своей страны;
• расширять и закреплять знания о природе;
• сформировать у учащихся целостное представление о природной зоне тундры
Развивающие:
• учить устанавливать причинные-следственные связи, делать выводы;
• развивать умение сравнивать и мыслить логически, воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас
• развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
Публикация «Конспект НОД „Красота северного края — потомкам“» размещена в разделах
Воспитательные:
• воспитывать любовь и интерес к природе далёкого Севера, бережное к ней;
• развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё, вызывать желание работать сообща.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему"Северный край", чтение сказок северных народов, рассказов, ознакомление с загадками, пословицам народов Севера, дидактические игры: "Что растет в тайге", "Что лишнее?", " С какого дерева ветка?", постановка танца "Оленеводы".
Оборудование: карта России, слайды с изображением северной природы, хвойных деревьев, ягод и растений (растущих в тундре, северного сияния, имитация небольшой территории тундры (покрытой ягелем,видео (про оленеводов, стаканчики с землёй и водой, диски, фонари, национальные костюмы.
Ход НОД:
Дети входят в экологический кабинет. Звучит песня М. Матусовского "С чего начинается Родина"(1 куплет)
Воспитатель: Здравствуйте, юные следопыты, я рада вновь видеть вас в научно-исследовательской лаборатории Знайки. Дети знакома ли вам песня, которая звучала сейчас (Да, это песня «С чего начинается Родина?») Как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?
Дети: Город, в котором мы родились, живём и растём. Место, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Место, где нам душевно спокойно и хорошо. Место, где находится наш детский сад.
Воспитатель: Да, вы правильно сказали, у каждого человека, есть своя малая родина. Для нас это - город Рязань. А сегодня, ребята, мы будем вести разговор о стране, в которой живём. Как она называется?
Дети: Россия.
На доске появляется карта России. (слайд)
Воспитатель: Как вы думаете, какая Россия по величине?
Ответ ребё нка: Россия - очень большая страна. В нижней части карты - юг России, там почти всегда тепло и светит солнце. В верхней части - северная территория, здесь холодный суровый климат, в течение многих месяцев земля покрыта снегом, дуют сильные ветры.
Воспитатель: Ребята, а мы живём на юге или на севере России?
Дети: Мы живём в центральной части России.
Воспитатель: Я думаю, было бы здорово прямо сейчас, оказаться на севере нашей страны, где живут северные народы : якуты, ненцы, чукчи, коми. Но, как это сделать?
Дети: Мы не знаем.
Воспитатель: Я слышала, что есть такой способ, но не знаю правда ли это? Можно попасть в любой уголок мира с помощью силы мысли. Для этого надо встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сильно-сильно этого захотеть, но делать это надо всем вместе, иначе ничего не получится. (звучит музыка)
В это время входят дети в национальных костюмах и воспитатель переодевается в национальный костюм народов Севера.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас в наших северных краях.
Девочка- северянка : Кто вы такие? Зачем пожаловали к нам?
Дети: Мы юные следопыты из детского сада "Гудочек". Хотели поближе познакомиться с красотами и природой Северного края.
Девочка- северянка : Тогда предлагаю отправиться в путешествие на оленьей упряжке (слайд оленья упряжка, эти сильные и выносливые животные быстро бегают, поэтому люди приручили их, и олени стали домашними, а используют их, как транпорт. Для этого оленей запрягают в сани-нарты. Посмотрите на экран.
Просмотр видеоролика.
Воспитатель: Итак, отправляемся в путь.
Танец "Оленеводов".
После танца на интерактивной доске появляется слайд с изображением тайги.
Воспитатель: Впереди- северный лес, он называется тайга. Как красиво кругом! Деревья стоят в сонной тишине, ветви покрыты инеем. Ребята, какие деревья можно увидеть в тайге?
Ответы детей сопровождаются показом слайдов.
(Ель, кедр, пихта, лиственница, сосна)
Воспитатель: Сосна, наиболее распространена по всему Северу России и образует, как чистые сосновые леса, так и смешанные с елью и другими породами деревьев.
Девочка-северянка : Прежде чем продолжить путешествие послушайте загадку. Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит, - то рыжая, то белая, то зелёная становится. Что это?
Дети: Тундра.
На доске слайд тундра.
Воспитатель: Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами она покажется Спящей красавицей. (слайд тундра зимой). Тундра - безлесная равнина с холодным суровым климатом, и поэтому здесь произрастают только карликовые формы растений: карликовая берёза, полярная ива, можжевельник, багульник.
С приходом весны тундру не узнать! Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, суровый пейзаж оживает, все растения словно торопятся использовать лето для цветения. Главные растительные представители тундры в этот время года: осока, пушица, полярный мак, камнеломка, арктическая роза, дриада, различные виды лишайников, мхов и олений мох.
Кто из вас знает, как по другому называется олений мох? (Ягель)Катя, расскажи гостям, что ты знаешь о ягеле.
Девочка - северянка : Ягель - самый красивый мох. Светлый, почти серый или светло-зелёный, он упруго вырывается из земли, каждый его кустик похож на взрыв. Ягель- ласковый, мягкий мох, по нему жалко ходить, топтать его, а уж если пошёл идёшь, как по пуховой подушке.
Воспитатель: Оглянитесь, да вот он - ягель. Давайте потрогаем его руками, чтобы почувствовать какой он мягкий и нежный на ощупь.
Говорят, что след человека остаётся в ягеле на долгие годы. Посмотрите, я нашла ягоды. Кто знает, как они называются?
Дети : Брусника.
Воспитатель: Какие ещё ягоды вы заметили среди ягеля? (морошка, голубика, черника, толокнянка, княженика, клюква, водяника)
Ягоды мы в лукошко положим, а ягель оленям оставим. Это их самое любимое лакомство.
Давайте продолжим путешествие (дети идут на ковёр, на доске слайд тундра летом) и опять перед нами на долгие километры простираются просторы тундры. Ребята, чем летом покрыта земля в тундре?
Дети: Болотами.
Воспитатель: Почему же летом в тундре образуется много болот, здесь же не выпадают обильные дожди? Почему вода не просачивается в землю? Попробуем в этом разобраться, проведя эксперимент, проходите в лабораторию.
Воспитатель: Что вы видите перед собой?
Дети: Две ёмкости с землёй и ёмкость с водой.
Воспитатель: В одной ёмкости,справа от вас, земля вашей местности, а в другой земля тундры. Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло?
Дети: Вода просочилась в землю.
Воспитатель: Проделаем тоже самое со второй ёмкостью. Что происходит?
Дети: Вода остаётся на поверхности.
Воспитатель: Вероятно что-то ей помешало просочиться внутрь. Что же? Давайте раскопаем землю. Что вы увидели?
Дети: Промёрзшую землю.
Воспитатель: Вы правы. За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только верхний слой, поэтому вода не может просочиться вглубь земли,ей мешает промерзшая земля. Кто знает, как она называется?
Девочка-северянка : Многолетняя –мерзлота. (слайд многолетней мерзлоты). Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой и образуются болота.
Воспитатель: Поэтому и говорят, что в тундре два периода : снежный и мокрый!
В снежный период на Севере наступает долгая полярная ночь, во время неё можно нередко наблюдать необыкновенное явление.
Включается светящийся шар и слайд северное сияние.
Воспитатель: Чудо-чудо чудеса заискрились небеса,
И горит сияет пламя над сверкающими льдами.
Что же это за явление?
Дети: Северное сияние.
Воспитатель: Да, это северное сияние. Посмотрите, как красиво, оно переливается в тёмном небе всеми цветами радуги. В нём можно увидеть всю палитру красок. По другому северное сияние называют "сполохи".
Хотите, мы сейчас с вами создадим такое же волшебство. (Да) Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы в природе появилось северное сияние?
Дети: Солнце, северная земля, полярная ночь.
Воспитатель: Ребята, а как мы сможем создать северное сияние, использовав вот эти простые предметы (показ фонарик и диск CD)
Дети: Мы можем использовать фонарик, как солнце, диск, как полярную землю, темнота вокруг нас это ночь.
Воспитатель: Совершенно верно. Итак, берём фонарик и диск, направляем светящийся фонарик на диск, пробуем поймать солнечный зайчик. (звучит музыка, дети проводят эксперимент)
Воспитатель: У вас получилось необыкновенно красивое северное сияние, как настоящее волшебство. Ребята, а теперь пора возвращаться обратно, вас ждет необычный транспорт-ковёр самолет. (дети садятся на ковёр) Устраивайтесь поудобнее, закрывайте глаза, ковёр мигом домчит вас в любимый детский сад. (Звучит музыка)
Воспитатель: Вот и закончилось путешествие. Дети, что вам больше всего запомнилось сегодня, что интересного вы узнали (Ответы детей)
Из путешествия я привезла с собой угощения. Как называются эти ягоды? (Клюква)
Приглашаю вас в группу, чтобы попробовать их.