Анастасия Яковлева
Краткосрочная образовательная практика для детей старшего дошкольного возраста «Мир песочных фантазий»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочная образовательная практика в старшей группе на тему : «Мир песочных фантазий».
Воспитатель старшей группы А. Н Яковлева МБДОУ д/с №17
п. Красносельского.
Актуальность:
Публикация «Краткосрочная образовательная практика для детей старшего дошкольного возраста „Мир песочных фантазий“» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержание образовательного процесса дошкольника. Ребёнок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным дошкольникам является рисование песком – «Sand-Art».Трудно переоценить развивающий потенциал использование песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоление негативных эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание ребёнком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу. Рисование песком может быть успешно организованно как в детском саду, в учреждениях дополнительного образования, так и в условиях семейного воспитания.
Цель:
Психолого-педагогическая поддержка художественно-творческого и эмоционального развития ребёнка в изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
-сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.
-знакомить дошкольников с изобразительным материалом – песком, его видами, свойствами, возможностями использования песка в жизни человека.
Развивающие:
-формировать у дошкольников базовые умения и навыки рисования песком.
-развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности
-развивать познавательные способности (внимания, образного мышления, творческого воображения)
-развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Воспитательные:
-формировать устойчивый интерес к художественной деятельности
-воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире
-воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
Количество занятий: 12 (один раз в неделю).
Характеристика: рисование песком.
возраст Пояснительная записка Структура программы КОПа оборудование результат
5-6лет Интерес технике песочного рисования обусловлен как спецификой изобразительного материала, техническими приёмами рисования доступными ребёнку дошкольнику и эффектным продуктом изобразительной деятельности, так и развивающими, терапевтическими эффектами взаимодействия с песком. Легкость рисования песочных картин обусловлено и тем, что песочные рисунки несут в себе возможность трансформации, изменения творческого произведения. Таким образом, техника рисования песком даёт детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, дополнять рисунок деталями, героями, быстро достигать желаемого результата. Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Речевое развитие».
1. Презентации.
2. Художественное творчество
3. Рефлексия.
4. Беседы.
5. Игры и графические упражнения.
6. Арт-терапевтическая техника. Световые столы или планшеты.
Интерактивное оборудование. Песок, линейка, бусины, шарики, шишки, картинки, трафареты, силуэты, влажные салфетки, пробки, камни, ракушки. Дети научились рисовать песком, знают откуда появился песок, виды песка. У детей сформирован интерес с искусству рисования песком на световом столе а так же сформированы базовые умения и навыки рисования песком.
июнь:
№ Тема Задачи Оборудование Результат
1 «Здравствуй, песочная страна!» Знакомство с песком, его структурой. С искусством рисования песком «Sand-Art» Освоение «Правил Черепашки» Игровые упражнения «Здравствуй песок» ; «Отпечатки рук» ; Песочный дождик» (прием формирования фона -засыпание песком, рассыпая навесу в движении. Просмотр презентации «Как появился песок».
Световой стол; интерактивное оборудование, песок, влажные салфетки, линейка. 1. Дети получили дополнительные знания о песке и способах рисования песком.
.
2 «Тайный силуэт» Закрепление навыка засыпания фона. Приемы передачи света и тени, тональных отношений. Упражнение «Белое и черное». Засыпание песком бумажных силуэтных изображений (белое) и трафаретов (черное).Упражнение «Силуэты» Получение силуэтных изображений различной тональности (с постепенным насыщением тона и наоборот). Световой стол, трафареты, бумажные силуэты, песок, линейка, влажные салфетки. Дети научились засыпать силуэтные изображения различной тональностью.
3 «Загадочные следы и отпечатки» Освоение приёма получения изображения путём отпечатков. Игровое упражнение «Загадочные следы»
-«Идут медвежата»
-«Прыгают зайцы»
-«Ползут змейки»
-«Катится фигурист»
-«Идет человек» Просмотр презентации «Виды песка» Световой стол; интерактивное оборудование, песок, влажные салфетки, линейка. (мячики с шипами, шишки, пробки, колпачки от фломастеров). Дети научились игровым упражнениям, могут повторить упражнения воспитателя.
4 «Волшебные точки» Прием рисования кончиками пальцев двумя руками одновременно и последовательно. Создание песочных картин «Бусы», «Гроздь винограда».Арт-терапевтическое упражнение «Моя буква» (Точками изображается первая буква имени, затем нежно накрывается ладонями и вспоминаются лучшие свои качества).) Световой стол; песок, влажные салфетки, линейка, бусины. Дети научились правильно выкладывать узор (бус и винограда, создали совместную работу.
июль:
№ Тема Задачи Оборудование Результат
1 «Ожившие линии» Графомоторные упражнения на песке. Графическое упражнение «Повтори» (прорисовывание прямых, вертикальных и горизонтальных линий одинаковой и разной длинны) Упражнение «Дорожки»(приё м рисования двумя руками одновременно и последовательно: прорисовывание по песку и насыпание песка струйкой. Упражнение «Симметричные линии» (прямые, ломанные, кривые).
Световой стол; интерактивное оборудование, песок, влажные салфетки, линейка. 1. Дети получили дополнительные знания о песке и способах рисования песком.
.
2 «Превращения кружка» Рисование песком и на песке предметов округлой формы: яблока, арбуза, бублика, светофора, кактуса и тд. Игровое упражнение «Как круг появился».Изображение круга посредством различных приё мов: насыпания, прорисовывания и др. Игра «Настроение» (рисование смайликов с разным настроением. Световой стол, трафареты, бумажные силуэты, песок, линейка, влажные салфетки. Дети научились засыпать силуэтные изображения различной тональностью.
3 «Песочные мандалы» Графические упражнения «Линии на песке» (округлой формы) ,«Симметричные линии» (прямые, кривые и линии округлой формы). Рисование мандал по образцу. Способы украшения мандал (камни, ракушки, бусины и др.) Арт-терапевтическое упражнение «Узор в круге». Просмотр презентации «Древнее искусство рисования песочных мандал» Световой стол; интерактивное оборудование, песок, влажные салфетки, линейка. (камни, ракушки, бусины). Дети научились игровым упражнениям, могут повторить упражнения по образцу.
4 «Занимательный квадрат и весёлый прямоугольник» Рисование песком и на песке простейших предметов квадратной и прямоугольной формы: дом, окно, книга, печенье и тд. Игра «Дорисуй квадрат». Графические упражнения «Линии на песке» (прямые и пересекающиеся линии, «Симметричные линии» (прямые, кривые).) Световой стол; песок, влажные салфетки, линейка. Дети научились правильно выкладывать узор (бус и винограда, создали совместную работу.
август:
№ Тема Задачи Оборудование Результат
1 «Треугольные фантазии» Рисование песочной картины по замыслу с использованием освоенных навыков рисования предметов треугольной формы. Игра «Дорисуй треугольник». Графические упражнения «Линии на песке». Рисование песком и на песке простейших предметов треугольной формы: флажок, колпак, морковь, ракета, рыбка. Арт-терапевтическая техника «Настроение» - рисование треугольных мордочек животных (собачки, мышки, кошки и др.).
Световой стол, песок, влажные салфетки, линейка. 1. Дети получили дополнительные знания о песке и способах рисования песком.
.
2 «В стране песочной графики» Обобщение знаний о языке песочной графики и способах его использования в процессе рисования песочных картин. Демонстрация элементов песочной графики и презентация возможных способов изображения элементов песочной картины : рисование ладонью, кулачком, пальцами. Арт-терапевтическая техника «Общий рисунок» Просмотр презентации «Удивительные свойства песка». Световой стол; интерактивное оборудование, песок, влажные салфетки, линейка. Дети научились рисовать кулачком, ладонью, пальцами. Научились создавать совместный рисунок
3 «Деревья : такие разные» Освоение способов рисования приемом «по песку» и «песком» : трав различного вида, кустарников, деревьев. Создание песочных картин : «Еловый лес», «Дерево с характером».Придумывание и анимация сказки «Жизнь дерева» ; «Разговор двух деревьев». Световой стол; интерактивное оборудование, песок, влажные салфетки, линейка. Карточки с изображением деревьев. Дети научились игровым упражнениям, могут нарисовать дерево и сочинить сказку.
4 «Цветы в жизни и сказке» Рисование песочных картин : «Сказочный цветок», «Букет цветов в вазе». Способы рисования приемом «по песку» и «песком» цветов : тюльпана, ромашки, лилии, подсолнуха. Анимация сказки «Сон цветка».) Световой стол; песок, влажные салфетки, линейка, картинки цветов. Дети научились рисовать цветы освоенными ранее приемами рисования.
Литература: Программа обучения рисованию песочных картин с элементами Арт-терапии (техника «SAND-ART»)
Е. А Тупичкина «Мир песочных фантазий».