Краткосрочная образовательная практика «Летающий мяч» (пионербол) в ДОУ

Надежда Сагура
Краткосрочная образовательная практика «Летающий мяч» (пионербол) в ДОУ

Данная разработка может быть использована в ЛОК в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста. Пионербол не требует большой подготовки образовательной среды, достаточно на участке натянуть или сплести сетку и внести мячи. Игра развивает координацию, ловкость, крупную моторику, доставляет радость движения и повышает командный дух!

«Летающий мяч»

Программа краткосрочной образовательной практики

для детей старшего дошкольного возраста

(восемь встреч)

Автор: Сагура Н. П. ,

инструктор по физической культуре

Пояснительная записка

Актуальность:

Значительное место в двигательной деятельности дошкольника отводится обучению играм с мячом. Еще в древние времена эти игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника. Игры с мячом - это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре.

Среди таких игр можно выделить пионербол. Эта игра - разновидность волейбола. Основное его техническое отличие от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берется в руки. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском.

Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Проблема:

Результаты итоговой диагностики показали, такие физические качества как координация (показывающая интеллектуальное утомление в течение года, ловкость, выносливость на 20-30% ниже, чем развитие основных движений. В холодное время года дети не всегда могут играть мячами и скакалками в группе, эти атрибуты требуют много места и безопасного использования, что не всегда возможно в группе. В домашних условиях мяч как «опасный предмет», практически, не используется.

-1-

Название КОП: «Летающий мяч»

Руководитель: Сагура Н. П., инструктор по физической культуре.

Цель: Научить детей 5-7 лет играть в игру «Пионербол».

Основные задачи краткосрочной образовательной практики:

1. Познакомить дошкольников с игрой волейбол, освоение техники игры в волейбол.

2. Развивать физические качества: координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

3. Формировать простейшие технико - тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику.

4. Способствовать совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной).

5. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.

6. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели, умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Возраст детей: 5-7 лет.

Количество часов: 8 часов (июнь, по 2 встречи в неделю)

Длительность занятия: 25-30 мин.

Количество детей в группе 10-12 человек.

Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.

-2-

Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение КОП.

Мячи резиновые диаметром 12 см. – 10 шт., и диаметром 16 см. – 10 шт., волейбольная сетка, волейбольный мяч, 2 гимнастические скамейки, гимнастическая стенка.

Результат образовательных достижений:

Дети научились играть в «пионербол»

Дошкольники знают историю игры.

Дошкольники владеют технико-тактическими действиями с мячом: передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, блокирование, разучат индивидуальную тактику.

Умеют выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

Научились понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей в форме наблюдений и тестов на меткость, ловкость.

Диагностические критерии:

Низкий уровень: неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм с мячом.

Средний уровень: технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий уровень: уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты действий с мячом.

-3-

Краткое описание содержания КОП

Неделя Тема Задачи Деятельность детей Деятельность педагога

Июнь

1неделя

1. Встреча

«История баскетбола»

(пионербола)

Познакомить с историей игры, оборудованием. Развивать безопасное поведение в спортивном зале и на площадке.

Мониторинг умений и навыков игры с мячом. Просмотр презентации о игре.

Повторение правил игры с мячом в зале и на площадке.

Игры с мячом в паре:

прокати мяч, поймай мяч;

мяч о стенку.

П\И «Гонка мячей по кругу» Беседа о истории игры с показом презентации.

Обговаривание правил безопасной игры.

Диагностика умений и навыков игры с мячом.

Информирование родителей о результатах обследования.

2 Встреча

«Брось, поймай – упасть не давай!»

Совершенствование броска мяча вверх и ловля его двумя руками на месте;

Упражнять в умении прокатывать мяч одной и двумя руками из разных положений;

управлять мячом, чувствовать его. Игровая ситуация: У кого сегодня будет самый послушный мяч.

ОРУ с мячами любого размера

Игровые упражнения с мячом:

брось, поймай- упасть не давай,

прокати и догони,

игра в паре.

П/ игра «Хитрая лиса»

Готовит зал и оборудование,

Показывает упражнения,

Оказывает тактильную помощь

Папка – передвижка для родителей «Ловкость - и дошкольник»

2 неделя 3. Встреча

«Иду – мяч за собой веду»

Учить выполнять броски и ловлю мяча в движении;

Упражнять в отбивании мяча об пол одной рукой на месте; контролировать мяч в движении.

Развивать коммуникативные качества. Мотив:

ОРУ с мячом

Игровые упражнения:

иду, мяч кидаю и ловлю,

игра в паре в движении,

отбивание мяча од пол правой и левой руками.

броски в горизонтальные цели.

П/игра: «Мяч водящему» Подготовка оборудования.

Игра в паре с детьми

Показывает упражнения,

Оказывает тактильную помощь

Информационный лист

Из истории спорта «Волейбол – пионербол»

4 встреча

«Элементы пионербола»

Упражнять в передаче мяча друг другу в разных направлениях: стоя и сидя;

Развивать ловкость в перебрасывании друг другу мяча и ловле его;

Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах.

Формировать умение обговаривать свои действия в паре. Мотив: «Самая дружная пара»

Дети выбирают себе пару для игры.

ОРУ

Игры в паре:

перебрось через сетку,

мяч поймай и другу передай.

П\игры: «10 передач»

«Мяч капитану» Подготовка оборудования

Беседа

«Правила игры»

Игра в паре с детьми

Показ и объяснение приёмов метания и ловли.

Памятка

«Организация подвижных игр для дома, улицы с мячом»

3 неделя 5 встреча

«Ловкие, умелые, сильные и смелые»

Упражнять в метании мяча остенку и ловля его двумя руками;

Отработать подачу и пас в игре;

Развивать ловкость, умения принимать решения в процессе игры пионербол. Мотив: самые ловкие руки

ОРУ с мячом.

Игра с мячом у стенки со счётом пойманных мячей (10)

Игровое упражнение:

мяч поймай и другому передай,

подача через сетку

бросок мяча через сетку в прыжке.

П\игра «Попробуй отними» Подготовка оборудования

Показ и пояснение подачи и паса.

Игра в паре с ребёнком, который затрудняется.

6 встреча «Подача»

«Блок».

Учить верхней подаче через сетку;

Совершенствовать технику приема и передачи мяч

Развивать технику игры Мотив: кто больше поймает мячей за игру.

Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами

Подготовка материала и оборудования.

Объяснение и показ «Подачи» и «Блока»

4неделя

7 встреча

«Варианты игры»

Учить блокировать мяч в процессе игры;

Развивать умение менять положение на площадке, разработать тактику игры.

Формировать умение играть в командной игре. Мотив: придумай вариант игры

Проигрывание предложенного варианта игры.

П/и «Кого назвали, тот и ловит» Подготовка площадки и оборудования

Объяснение что такое «блокировка», показ с объяснением.

8 встреча Соревнование

«Играем вместе!» Формировать простейшие технико - тактические действия с мячом;

Способствовать совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной).

Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.

Совершенствовать выбор более целесообразного способа и ситуации действий с мячом Соревнование

2 команды

Подготовка

Атрибутика, костюмы и оборудование для игры

Жюри, грамоты, призы

Выпуск бюллетеня

Итог Обследование детей Презентация проекта ЛОК

Приложение 1

Беседа: «История волейбола»

Играем в пионербол со старшими дошкольниками

Пионербол – одна из любимейших игр детства. Можно сказать, что она является облегченной версией волейбола, так как поведение игроков на площадке, да и правила самой игры во многом схожи с волейбольными. Научиться играть в пионербол совсем не сложно. В него играют, начиная с дошкольного возраста. Даже дошкольник старшего возраста с легкостью понимает правила пионербола. Однако это не делает игру менее зрелищной и увлекательной.

Волейбол – командная игра с мячом. Изобретателем волейбола считается Вильям ДЖ. Морган, преподаватель физического воспитания в США. В 1895 году в спортивном зале он подвесил сетку на высоте 197 см. и его ученики, число которых не ограничивалось, стали перебрасывать через неё мяч. Морган назвал эту игру «Минтонет». Год спустя игра получила новое название «Волейбол», что переводится как «Летающий мяч». Официальной датой рождения волейбола в России принято считать 28 июня 1923 года, когда в Москве состоялся товарищеский матч по волейболу.

Волейбол – это командная игра. Игра проводится между двумя командами на специальной площадке, разделённой пополам сеткой. Цвет мяча для игры в волейбол светлый, однотонный или комбинированный. В каждой команде выступает 6 человек. Игроки одеты в специальную форму, состоящую из футболки, шорт, носков и спортивной обуви. На форме игрока обязательно стоит номер (на груди и на спине). В каждой команде назначается капитан. Цель игры – ударами рук направить мяч на сторону соперников и там его приземлить.

Матч состоит из 5 партий. Партии состоят из эпизодов. Эпизод начинается с подачи мяча через сетку. После этого игроки, передавая мяч друг другу, отправляют его через сетку. Выигрывает партию команда, набравшая 25 очков. В матче побеждает команда, которая выиграла в 3-х партиях из пяти. В пятой партии требуется набрать всего 15 очков.

Для игры в волейбол спортсмен должен обладать хорошей координацией движений, ловкостью, быстротой реакции. Хорошие волейболисты отличаются силой удара – после удара профессионального волейболиста мяч может лететь со скоростью до 120 км/ч.

Приложение 2

Краткая характеристика и описание правил

Пионербол – один из вариантов игры в волейбол по облегченным правилам.

Цель игры – перебросить мяч на сторону противника так, чтобы он опустился в пределах площадки.

Подготовка к игре

Игра проводится на волейбольной площадке или в физкультурном зале, разделенной сеткой или шнуром, который натягивается на высоте 130-150 см. В игре участвуют 2 команды по 6 (8) человек в каждой. Игроки располагаются в две линии на своих сторонах площадки.

Распределение игроков на команды

По расчету. Производится расчет по два, соответственно игроки № 1 оказываются в одной команде, № 2 – в другой.

По выбору капитана (2 способа).

1. Назначаются два капитана, которые выбирают себе команду на свое усмотрение.

2. Деление проводится в форме игры. Все игроки делятся на пары, кроме капитанов. Каждый игрок в паре зашифровывает свое имя, называясь фруктом, овощем, птицей, игрушкой и т. д. (например, апельсин и мандарин, мотоцикл и машина и т. п., затем предлагают капитану сделать выбор, задавая вопрос: «Что ты выбираешь – апельсин или мандарин?». Выбранный капитаном игрок становится членом одной команды, соответственно, другой игрок переходит в другую команду.

По цвету. Дети делятся на две команды в соответствии с цветом своей футболки.

Приложение 3

Правила игры

1. «Мяч в игре». Одна из команд по жребию начинает игру с подачи из-за лицевой линии (на начальном этапе обучения подачу можно производить с любого места площадки).

2. «Мяч в поле». При подаче мяч должен перелететь на противоположную сторону площадки (касание сетки мячом допустимо). Если мяч опустился в пределах площадки одной команды, то противоположная команда получает 1 очко.

3. «Аут». Мяч, брошенный игроком одной команды и ушедший за пределы площадки, засчитывается в пользу противоположной команды. В случае касания его игроком, очко присуждается нападающей команде.

4. «Три касания мяча». Игрок, поймавший мяч, может выполнять передачу другому игроку своей команды, тот еще одну для нападающего броска другому игроку.

5. «Переход игроков». Игроки одной команды перемещаются на своей стороне площадке по часовой стрелке после потери противоположной командой права подачи мяча. На начальном этапе обучения игроки передней и задней линий могут меняться самостоятельно или по указанию педагога.

6. «Замена игроков». Замену игроков в командах можно производить неограниченное количество раз.

7. «Партия». Играют 3 партии (исключение, когда счет по партиям 2:0). Игра в каждой партии идет до тех пор, пока одна из команд первой не наберет 15 очков. Смена сторон площадки производится после каждой партии.

8. Правила пионербола официально нигде не зафиксированы. Играть в пионербол можно, придумывая свои правила. Именно поэтому в каждом дворе в него играют по разным правилам. Можно играть родителям и детям на даче, в парке. Там, где есть возможность натянуть сетку или верёвку на уровне выше вытянутой руки ребёнка.

Команда теряет право на подачу если:

1. Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами ограничительных лент или антенн;

2. Мяч коснулся пола на своей площадке;

3. Подача выполняется не с места;

4. Сделано более трех шагов с мячом в руках;

5. Сделано более одного паса при атаке.

Приложение 4

Варианты игры

Существует несколько вариантов игры. Играть в пионербол интересно в каждом случае.

1. При игре в пионербол с двумя мячами, каждой команде дают по мячу. По свистку начинается игра. Команды пытаются перебросить мяч на сторону соперника. Засчитывается проигрышное очко той команде, в чьем владении находится сразу оба мяча. Важным нюансом такого правила является то, что мяч считается во владении команды, если ее коснулся игрок или же он ударился о землю. В случае если мячи ударяются друг с другом в воздухе, партия начинается заново.

Приложение 5

Методика обучения игре

Данный вид занятий приближен по форме к спортивным развлечениям.

Прежде всего, необходимо научить детей реагировать на свисток и жесты судьи (рисунок 2 во вложенном файле).

Подвижные игры с элементами пионербола

Приучать детей к пониманию сигналов следует в игровой форме. Этому содействуют подвижные игры с элементами пионербола.

На начальном этапе это различные подвижные игры с мячом, способствующие освоению техники ловли и передачи мяча. Например, «Подбрось и помай» (подбрасывание и ловля мяча с хлопком, с поворотом, «Поймай и передай» (передачи в парах, держа мяч двумя руками снизу, от груди и т. д., «Мой веселый, звонкий мяч» (отбивание мяча об пол двумя руками и одной, ловля мяча после отскока от пола) и другие.

Объём двигательных умений и навыков:

Дети должны освоить технику игры в волейбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)

Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание, подача мяча.

Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.

Обучение способам действия.

Передача сверху двумя руками.

Нижняя, верхняя подача мяча.

Прием мяча снизу двумя и одной рукой, блокирование.

Приложение 6

Двигательные упражнения

1. «Гонка мячей по кругу»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. У игроков, оказавшихся в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размера. По свистку все начинают передавать мячи друг другу (в одном направлении, стараясь догнать другой мяч. В финале раздается свисток и показывается жест, означающий окончание игры.

2. «10 передач»

Дети становятся тройками на расстоянии 2 м друг от друга (см рисунок 3 во вложенном файле). У каждой тройки по мячу. По свистку они передают мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его. Побеждает тройка, быстрее сделавшая 10 передач мяча без падения его на землю. Игра останавливается свистком. Победителя игры определяют по жесту судьи -взмах руки в сторону выигравшей тройки.

3. «Кого назвали, тот и ловит»

Дети становятся в круг, в центре которого стоит ребенок с мячом (см. рисунок 4 во вложенном файле). Он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч становится в центр круга. Выигрывает тот, кто ни разу не уронил мяч или, если таковых нет, тот, кто уронил его наименьшее количество раз. В случае если ребенок не смог поймать мяч, раздается свисток и показывается жест - согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу.

4. «Мяч капитану»

Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 м от нее (см. рисунок 5 во вложенном файле). По свистку судьи капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Выигрывает команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, он должен сбегать за ним, вернуться на свое место и передать мяч капитану. Игра останавливается свистком. Команда-победитель определяется по жесту - взмах руки в сторону выигравшей тройки.

5. «Мяч через сетку»

Дети становятся парами напротив друг другу и по свистку выполняют передачи через сетку (веревку) разными способами, стараясь не уронить мяч. Побеждает пара, выполнившая наибольшее количество передач мяча без падения его на землю. В финале раздается свисток и показывается жест, означающий окончание игры.

6. «Горячий мяч»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По свистку они выполняют быстрые передачи мяча друг другу (кроме соседних игроков) любым способом. Если игрок долго держит мяч (по усмотрению судьи, то он выбывает из игры (раздается свисток, и судья показывает жест - согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу). Игра идет до тех пор, пока не останется один ловкий игрок (жест судьи в сторону победителя). Окончание игры сопровождается продолжительным свисток и жестом скрещение рук над головой.

7. «Попробуй, отними!»

Дети располагаются по кругу на расстояние вытянутых рук. Выбирают водящего, который выходит в середину круга. Стоящие игроки в кругу начинают перебрасывать между собой волейбольный мяч. Выполнять передачу соседним игрокам запрещается. Водящий старается перехватить мяч, находящийся в воздухе или хотя бы дотронуться до мяча рукой. Если водящему удалось это сделать, на его место идет тот игрок, который последним бросил мяч, а водящий становится в круг (раздается свисток, и судья показывает жест - переход игроков). Победителями становятся те игроки, которые ни разу не оказались на месте водящего.

8. Окончание игры сопровождается продолжительным свисток и жестом скрещение рук над головой

Используемая литература:

1. Воротилкина И. М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - издательство НЦ ЭНАС, 2004.

2. Николаева Н. И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008.

3. Сочеванова Е. А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детство-пресс»,2009.

4. Филипова С. О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.

5. Хабарова Т. В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.

Приложение 7

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ТРЕНИРОВКИ

Играем в пионербол

Публикации по теме:

Краткосрочная образовательная практика «Боулинг» по физическому развитиюКраткосрочная образовательная практика «Боулинг» по физическому развитию Краткосрочная образовательная практика «Боулинг» по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. воспитатель Дядькина.

Краткосрочная образовательная практика «Бумажные секретики» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Электроник» Орджоникидзевский район г. Перми Краткосрочная.

Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе»Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе» Краткосрочная /культурная/ образовательная практика /КОП/ активно используется в деятельности педагогов, так как позволяет вовлечь детей.

Краткосрочная образовательная практика (КОП) «Быстрая коробочка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 238» ГОРОДА ПЕРМИ УТВЕРЖДЕНО протоколом педагогического.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Космос
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Краткосрочная образовательная практика «Летающий мяч» (пионербол) в ДОУ
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 08:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...