Краткосрочная образовательная практика «Тико-моделирование»

Лариса Селиверстова
Краткосрочная образовательная практика «Тико-моделирование»

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №49» г. Перми

Программа краткосрочной образовательной практики

для детей 6-7 лет

«ТИКО-моделирование»

Разработчик:

Селиверстова Лариса Владимировна

воспитатель

2019 г.

Программа краткосрочной образовательной практики

«ТИКО-моделирование»

Пояснительная записка

Обучение и развитие детей старшего дошкольного возраста в детском саду направленное на развитие технического творчества, можно реализовать с помощью ТИКО – конструкторов.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок»

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром.

Актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС,так как:

-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.

Актуальность работы с ТИКО: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей.

Цель: создание необходимых условий для развития логического мышления, конструктивных навыков у детей через формирование умения пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами.

Образовательные задачи:

• мотивировать детей на самостоятельное выполнение заданий;

• совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

• закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки;

• учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.

Развивающие задачи:

• развитие фантазии и конструктивного воображения;

• развитие чувства симметрии;

• развивать чувство времени при выполнении задания;

• развивать любознательность, познавательную мотивацию;

• формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

• развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход.

Воспитательные задачи:

• способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности;

• поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

• способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.

Формальные характеристики программы

Возраст Количество и время занятий Количество

участников

6-7 лет 4 занятия по 30 мин 15 человек

Перечень материалов и оборудования для проведения КОП

• демонстрационная магнитная доска;

• наборы ТИКО «Архимед», «Геометрия»;

• схемы сборки конструктора;

• игрушки для обыгрывания ситуации.

Формы работы:

• работа в парах, индивидуально;

• коллективная работа;

• познавательные игры;

• рефлексия.

Принципы работы:

• последовательность;

• доступность;

• учет индивидуальных и возрастных особенностей;

• сознательность и активность ребенка;

• наглядность;

• возрастная адекватность;

• осуществление личностно - ориентированного обучения и воспитания.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2. Развито умение работы по схемам и разверткам.

3. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

4. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

5.Имеются представления:

-о деталях конструктора и способах их соединении;

-об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

-о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

-о связи между формой конструкции и ее функциями.

Тематический план занятий

Тема

занятия Содержание

Предполагаемый результат

1.

Вводное.

Новый взгляд на конструктор

ТИКО.Уточнение знаний геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника. Исследование форм и свойств многоугольников. (Плоскостное моделирование) Ребенок видит конструкцию объекта и анализирует ее основные части.

2.

«Конструирование по схемам» Учить проводить сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников.

Закрепление умения анализировать, классифицировать многоугольники и делать вывод.

Совершенствовать умение конструировать плоскостные фигуры по контурной схеме. Ребенок видит, распознает схему постройки, называет и классифицирует многоугольники.

3. «Многогранники. Пятиугольная пирамида»

Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки.

Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания.

Конструирование пятиугольной пирамиды по представлению. Ребенок анализирует многогранники и делает выводы, конструирует как по схеме так и по представлению.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое, социально-коммуникативное развитие, физическое.

Источники:

1. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013г.

2. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/

Интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)

Публикации по теме:

Краткосрочная образовательная практика «Что сначала, что потом» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-Детский сад №11 «Улыбка» Программа краткосрочной образовательной.

Краткосрочная образовательная практика «Космическое путешествие» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 387» г. Перми, ПРОГРАММА краткосрочной образовательной практики для детей старшей.

Краткосрочная образовательная практика «Лягушка» с использованием дыхательного тренажера Название КОП Лягушка Ф. И. О автора Давлетова Татьяна Валерьевна Возраст детей 5-6 лет Аннотация для родителей Речевое дыхание обеспечивает.

Краткосрочная образовательная практика «Рисование по клеточкам» Пояснительная записка. Графические диктанты помогают стать детям более самостоятельными и уверенными в себе и позволяют определить, насколько.

Краткосрочная образовательная практика «Собирай-ка» Полное название программы: Конструирование из коктейльных трубочек и синельной проволоки. Краткое название Собирай - ка ФИО автора Ичетовкина.

Краткосрочная образовательная практика «Судоку» Название КОП: «Судоку» Возраст детей: 5-6 лет Аннотация для родителей: Приобщение ребенка к разгадыванию судоку и кроссвордов может стать.

Краткосрочная образовательная практика «Тачка» Содержание Полное название практики ТН Сборка "Лего-тачки" из конструктора Lego education «Простые механизмы» Краткое название "Тачка" ФИО.

Краткосрочная образовательная практика «В гостях у сказки» в средней группе Пояснительная записка Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Одной из главных.

Краткосрочная образовательная практика «Волшебные рисунки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №238» г. Перми КОП во ФГОС Краткосрочная образовательная.

Краткосрочная образовательная практика «Юный мыловар»Краткосрочная образовательная практика «Юный мыловар» Добрый день!Хотела бы с вами поделиться свои опытом в проведении краткосрочной опразовательной практики"Юный мыловар"Данная практика.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Краткосрочная образовательная практика «Тико-моделирование»
Опубликовано: 4 октября 2019 в 10:45
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки