Олеся Алиева
Краткосрочный информационно–познавательный проект «Мы помним. 80 лет Победе!» для детей старшего дошкольного возраста
Авторы проекта : Алиева О. В. – воспитатель высшей квалификационной категории, Почтовая О. Е. – воспитатель высшей квалификационной категории.
Тип проекта : краткосрочный информационно-познавательный, нравственно-патриотический.
Продолжительность проекта : апрель 2025г – май 2025г.
Вид проекта : групповой.
Участники проекта :
- воспитанники старшей группы «Семицветик» (5-6 лет);
Публикация «Краткосрочный информационно–познавательный проект „Мы помним, 80 лет Победе!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- педагоги ДОУ (воспитатели, логопеды, музыкальные руководители);
- родители воспитанников.
Актуальность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Проблема: недостаточная сформированность представлений у детей о подвиге защитников русской земли во время Великой Отечественной Войны, незнание детьми праздника- День Победы, о ветеранах Великой Отечественной войны.
Мы считаем, что если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
Исходя из выше сказанного, проект «Мы помним» направлен на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 80-летия Победы.
Основные виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная.
Основные формы реализации проекта :
Непосредственно-образовательная деятельность, коллективная работа, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, иллюстраций, изготовление поделок, работа с родителями.
Цель: формирование и расширение знаний детей об истории ВОВ, о героях войны и их подвигах, о детях войны, о празднике 9 мая и его значении; воспитание у детей чувства патриотизма, чувства гордости за подвиг народа в ВОВ.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности;
- познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями; пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;
- уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны, показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
- обогащать представления детей о главном празднике России – День Победы, о значении его для российского народа;
- наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Развивающие:
- развивать восприятие произведений художественной литературы, живописи, музыки военных лет;
- обогащать и развивать словарный запас, учить выражать свои чувства и мысли;
- развивать чувство коллективизма.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к защитникам Родины, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, ветеранам;
-воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за Российскую Армию, свой народ.
Ожидаемые результаты реализации проекта
На уровне детей - реализация проекта положительно повлияет на:
• формирование и развитие интереса к истории своей страны, к ВОВ, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам народа и героев-воинов;
• знания о легендарном прошлом нашей Родины;
• представление о Защитниках Отечества, могут рассказать о празднике 9 мая, зачем нужен мир на Земле;
• представления о таких мероприятиях как парад Победы, салют, возложение цветов к памятнику победителям в ВОВ;
• творческие работы.
На уровне родителей:
— активное участие в жизни ребенка в рамках ДОУ;
— совместная деятельность, ориентированная на развитие у ребенка потребности к познанию;
— осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (1апреля-13 апреля 2025г) :
- обсуждение целей и задач проекта;
-планирование предстоящей деятельности;
-определение методов, форм организации деятельности;
-сбор информации, литературы, дополнительных материалов; подбор дидактического материала для реализации проекта
Основной этап (14 апреля -5 мая)
- тематическое украшение окон, изготовление с родителями и детьми элементов для украшение окон к 9 мая;
-виртуальное посещение музеев (музей на Поклонной горе, музей Сталинградской битвы);
- просмотры презентаций, мультфильмов;
-беседы с детьми, рассказы по иллюстрациям;
-коллективное рисование с детьми и родителями, рисование по прочитанным произведениям;
- игры с детьми на развитие волевых качеств;
-создание альбомов, наглядных пособий;
- консультации и памятки для родителей «Прочитайте детям»; «Как отметить день победы», «Что рассказать детям о войне?»;
-стенгазета «9 мая»;
- уголок «Никто не забыт и нечто не забыто».
Заключительный этап (7 мая)
- Мини - музей «Комната боевой Славы» с различными экспонатами на военную тему (фигурки солдат разных времён, модели военных машин, элементы военной, военные предметы, медали, книги, сувениры, поделки и рисунки детей)
- просмотр онлайн-театра: «Детям о Великой Отечественной войне».
Вывод.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Заключение.
Приобщая детей к историческим событиям военных лет и знакомя с памятными датами, героями, традициями родной страны, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет знать историю своей страны чтить память погибших в Великой Отечественной войне, уважительно относиться к ветеранам и старшему поколению. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
В силу психологических особенностей дошкольников, трудно знакомить детей с историей, т. к. в этом возрасте отсутствуют чёткие представления о времени. Данный проект является социально-значимым с творческим подходом для ознакомления детей с частью истории русского народа и его традициями.