Муцулханова Ламара Усмановна
Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Муцулханова Ламара Усмановна
МАДОУ ДС " Калинка"
Даже известное известно немногим.
Аристотель (384–322 до н. э.)
древнегреческий философ
Актуальность работы заключается в том, что необходимо находить необычное и интересное рядом, в предметах, которые доступны для наблюдения и изучения.
Цель исследования: изучение происхождения и свойств сахара.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения сахара.
2. Развеять выдумки о сахаре.
3. Провести эксперименты.
4. Проанализировать полученные результаты.
Публикация «Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе „Удивительный сахар“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Проекты, проектная деятельность
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Гипотеза: Предположим, что сахар – это не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы, поиск информации в интернете.
2. Наблюдение, интервью.
3. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
Откуда берется
Рассмотрев научную литературу, мы выяснили, что сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой — белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара.
Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока — сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.
Сахар — важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод — варений, джемов, желе.
Выдумки о сахаре
Выдумок о сахаре множество.
Выдумка 1 «Сахар – белый яд»
Комментарий медицинской сестры детского сада «Калинка» Гунчак Ларисы Петровны:
В природе нет вредных или невредных продуктов. Сахар — идеальный источник энергии, он необходим для нормальной работы мозга, мышц. Без сахара ухудшается кровоснабжение головного и спинного мозга. Недостаток сахара в питании может приводить к слабости, головокружению, сонливости, снижению интеллектуальных способностей. Поэтому рассуждения о том, что сахар «белый яд» и его полностью нужно исключить из рациона питания, не совсем верны.
Выдумка 2 «Сахар разрушает зубы»
Комментарий медицинской сестры детского сада «Калинка» Гунчак Ларисы Петровны:
Это не так – если соблюдать правила гигиены полости рта, причин возникновения кариеса и других заболеваний зубов, десен не возникнет. Чистка зубов после еды, использование зубной нити – вот залог здоровой эмали.
Выдумка 3 «Сахару не место в сдобе»
Интервью повара детского сада «Калинка» Крамодановой Марины Леонидовны:
Сахар играет очень большую роль в процессе приготовления теста. Без него вся сладкая выпечка была бы не такой вкусной, пышной и красивой. Каждый раз, когда возникает мысль – сократить количество сахара при приготовлении блюда, вспомните про его важные функции. Действительно, какой десерт может быть совсем несладким? Он не такой вкусный, ароматный, приятный и привлекательный. Это уже и вовсе не десерт. Сахар прекрасно поглощает воду, удерживает ее и не дает испаряться. Соответственно, выпечка не будет пересушенной и жесткой. Кроме того, сахар препятствует образованию клейковины, а чем ее меньше, тем пышнее и эластичнее получаются изделия.
Эксперименты
Опыт 1. «Рассматривание сахара с помощью лупы и микроскопа»
Цель: развивать элементарное представление о том, из чего состоят тела.
Материалы: Сахар, лупа, микроскоп.
Ход опыта: Под микроскопом и с помощью лупы рассматриваем крупинки сахара.
Вывод: Сахар похож на кристаллы или крупинки льда.
Опыт 2. «Где сахар?»
Цель: узнать, куда исчез сахар при растворении в воде.
Материалы: чай, ложка сахара.
Ход опыта: Кладем в кружку одну ложку сахара, наливаем воды, и сахар растворился. Интересно, куда он делся? Как это проверить? Пробуем на вкус, вода оказалась очень сладкой, почему?
Вывод. Сахар растворяется в воде, вода изменяет свой вкус, становится сладкой.
Опыт 3. «Кристаллы сахара»
Цель: узнать, как образуются кристаллы сахара. Ход опыта: В горячую воду добавляем быстро сахар, размешиваем, чтобы вода не успела остыть, закрепить нить на середине карандаша, карандаш поместить над стаканом, а нить погрузить в стакан и убрать в прохладное место. Нить в течение недели обрастала сладкими, белыми кристаллами, вода испарялась, а сахар оставался на нитях, превращаясь в кристаллы.
Вывод: Сахар превращается в кристаллы.
В начале нашей исследовательской работы мы предположили, что сахар – это не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для опытов, наблюдения.
Опыт 4 «Баночка сахара»
Цель: покрасить сахар.
Материалы: банка, сахар, гуашь, ложка.
Ход опыта: В кружку засыпать сахар, добавить гуашь, смешать, поставить сохнуть. На следующий день сахар хорошо размять, чтобы не было комочков.
Вывод: сахар окрашивается, можно использовать в творчестве.
Заключение:
В начале нашей исследовательской работы мы предположили, что сахар – это не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. Подводя итоги проделанной работы, мы нашли ответы на интересующие нас вопросы.
Изучив литературные источники, выяснили откуда же берется сахар.
Взяв интервью у медицинской сестры, повара, мы узнали, что сахар – необходимый пищевой продукт и необходимо грамотно использовать этот минерал, чтобы он приносила пользу, а не являлся опасностью для человека и окружающей среды.
Опыты, которые мы провели, помогли нам получить практические навыки исследования, наглядно увидеть то, о чём мы прочитали в книгах.
В ходе исследовательской работы мы учились задавать вопросы взрослым, работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди. Мы поняли, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные и изготовленные материалы могут быть использованы воспитанниками и педагогами для дополнительных занятий.
Данная работа заинтересовала нас, и мы продолжим изучение этой темы, полученными сведениями поделимся со сверстниками.
Таким образом, мы раскрыли тайну сахара, задачи исследовательской работы были решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза выяснена.
Правило древнегреческого врача Гиппократа:
«В больших количествах
даже лекарство превращается в яд»