Екатерина Кислякова
Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный исследовательско - творческий проект во второй младшей группе
«Чудеса, фокусы, эксперименты»
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Паспорт проекта
1. Вид проекта : исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
Публикация «Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе „Чудеса, фокусы, эксперименты“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Фокусы для детей
- Темочки
3. Автор проекта : воспитатель Кислякова Е. В.
4. Участники проекта : дети второй младшей группы «Солнышко».
5. Актуальность темы:
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
6. Цель проекта : создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта :
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности : альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта (1-я неделя) :
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
1-й день «Чудеса в природе – солнышко»
• Чтение художественной литературы: стихотворение Г. Бойко «Солнышко» (ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания).
• Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» (способствовать развитию моторики рук);
• Художественное творчество: рисование «Светит солнышко в окошко» (обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру);
• Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» (развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы);
• Игра-ситуация «Солнечные зайчики» (способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности);
• Тематическая прогулка: «У солнышка в гостях» (учить наблюдать за солнышком).
2-й день «Воздушные чудеса»
• Беседа: «О свойствах воздуха» (знакомить детей с воздухом)
• Опыт: «Игры с соломинкой» (знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух);
• Исследование : «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» (подвести к выводу о том, что мыло пенится);
• Экспериментирование : «Игры с воздушным шариком» (ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух);
• Игра: «Пускание мыльных пузырей» (стимулировать двигательную активность);
• Наблюдение и беседа: «Почему летит мыльный пузырь?» (стимулировать познавательную и речевую активность);
• Экспериментирование : «Что в пакете» (помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве).
3-й день «Фокусы с песком»
• Рисование на мокром песке: «Чудесное превращение круга и квадрата» (закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей);
• Проблемная ситуация, игра: «Юные кладоискатели» (развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке);
• Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком: «Пирожки для мишки» (развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы);
• Беседа: «О свойствах мокрого и сухого песка» (развивать познавательную и речевую деятельность детей);
• Игра с песком: «Постройка зоопарка» (помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений).
4-й день «Вода – чудо природы»
• Игры-опыты: «Прятки с водой» (дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет);
• Экспериментирование : «Переливание воды» (формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному);
• Беседа: «Свойства воды» ( формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.);
• Аппликация: «Красивые чашки для волшебницы-воды» (учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности);
• Чтение художественной литературы: рассказ «Как Костя не умывался» (ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания);
• Эксперимент : «Мыло-фокусник» (ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом);
5-й день «Эксперименты с ветром»
• Подвижные игры: «С султанчиками и вертушками» (формирование самостоятельной двигательной активности);
• Наблюдение:«Наблюдение за ветром» (развивать внимательность, наблюдательность и смекалку);
• Эксперимент : «Послушный ветерок» ( развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу);
• Дыхательное упражнение: «Легкий ветерок» (учить остужать еду, слегка подув на нее).
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О. В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008. – 64 с.