Краткосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь православная»

Анна Аксенова
Краткосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь православная»

Интегративный информационный проект с элементами творчества

Участники проекта: воспитанники старших групп, их родители, музыкальные руководители и педагоги.

Продолжительность работы: три месяца (декабрь-март)

Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание Патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с традициями народной культуры.

Объект: Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре

Предмет: русские народные календарные праздники, обычаи, игры как средство приобщения детей 5-7 лет к русской народной культуре.

Гипотеза: мы предполагаем, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и традициями родного народа способствует их патриотическому воспитанию и развитию, формированию гражданской позиции.

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.

2. Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.

3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

Предполагаемые результаты:

• Появление у детей и взрослых интереса к православным праздникам и истории.

• Введение участников проекта в русские традиции, расширение кругозора детей, активизация творческих способностей.

• Объединение усилий всех специалистов МАДОУ по реализации задач проекта. Привлечение к участию в проекте родителей воспитанников.

Этапы проекта.

1. Организационно-подготовительный (03.12.18-17.12.18.) Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов, методических разработок, сценария театрализованных представлений; обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; предполагаемые итоги реализации проекта.

2. Аналитический (17.12.18- 31.12.18; 10.01.19 – 14.01.19)

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа педагогического коллектива в режиме проектной деятельности.

3. Заключительный (14.01.19-28.02.19) Обобщение результатов работы; анализ проведённой работы; вывод. Определение задач для нового проекта.

1. Организационно – подготовительный этап.

Актуальность:

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как встарь, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам славить Спасителя, прославляли хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа. Поэтому в детском саду пройдёт не только развлекательно – игровая часть святочной недели, но и подготовка к этому веселью. Ребята будут ждать день Рождения Иисуса – младенца. Готовить ему свои дары: (послушание, дружелюбие, трудолюбие и т. д., изготавливать подарки для своих родных и близких и готовиться к Святкам.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что устное народное творчество, народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Колядки, игровые программы, встреча гостей, театрализованные представления, ждут ребят и взрослых на святочной неделе, к которой надо готовиться и которую надо ждать.

2. Аналитический этап.

Комплексно - тематическое планирование:

а) Познавательно-речевое направление:

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется. Немаловажную роль играют также впечатления от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несет в себе народное творчество. Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребенка. Прибаутки, песни, небылицы, сказки – все вместе приобщает детей к истокам нашей жизни. Они важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

- Чтение: Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»; стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда», А. Веретенникова «Светлый праздник – Рождество Христово» и др. ;

- Чтение и заучивание стихотворений, песенок, колядок, прибауток, небылиц, песен;

- Просмотр мультфильмов: «Рождественская история», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Метель» и др.

- Совместное изготовление стенда для родителей: «Рождество на пороге» (стихи о празднике, тематические фотографии, информация о самом празднике; творчество детей – рисунки, аппликации и т. д.)

- Рассказ воспитателя: «Рождение Царя в хлеву», «Спаситель Христос».

- Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, и др.

- Книжный уголок: книги для чтения и рассматривания: Детская Библия, Клавдия Лукашевич «Рождественский праздник»; И Токмакова, «Самая красивая звезда»; О. Гурина «Святой вечер, добрый вечер!»; Н. Чеснокова «Свет Вифлеемской звезды»; Л. Пальмин «Рождественская баллада»; В. Берестов «Перед Рождеством»; А. Фет «Стихи о Рождестве» и др.

б) Социально-личностное направление

Социальные контакты:

- выставка детских творческих работ;

- украшение рождественской ёлки;

- катание на горках;

- участие в театрализованных новогодних и рождественских представлениях, катание на лошадях во время Масленицы, совместно с родителями и педагогами выпекание блинов.

Ручной труд: изготовление подарков:

- аппликация «Библейские животные», «Рождественская ёлочка».

- рисование: «Открытка к празднику», «Рождественская звезда».

- конструирование из бумаги и ткани: оригами: солнышко, елочка, Масленица.

Игровая деятельность:

- Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

- Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такая красивая елочка – опиши ее”.

- Аудиозаписи с русским песенным творчеством, русских народных сказок.

- Русские народные подвижные и хороводные игры.

Игры-спутники: «День рождения», «Подарок», «В гости».

- Театрализованные игры: «Рождество», «Святки», «Колядки», «Масленица».

в) Художественно-эстетическое направление:

- Продуктивная деятельность: праздничное оформление группы, музыкального зала, изготовление праздничных открыток, создание коллажа на тему праздника.

- Совместное изготовление стенда для родителей: «На пороге Рождества», как рассказать ребенку о Масленице (стихи о празднике, тематические фотографии, информация о самом празднике; творчество детей – рисунки, аппликации и т. д.)

- Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры, аппликаций, поделок, оригами.

- Изобразительное искусство:

- Рассматривание икон, картин, иллюстраций: Рубенс «Поклонение пастухов», Рафаэль. «Мадонна с младенцем».

- Рисование «Открытка к празднику», «Вифлеемская звезда», нетрадиционное рисование «Волшебные краски зимы».

- Подборка праздничных открыток для коллажа, материалов и инструментов для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

- Музыка: Дидактические игры: “Узнай песню по словам”, “Узнай песню по мелодии”. Заучивание слов к песням: «Ёлка» Е. Телечеевой, «Как на тоненький ледок» р. н. песня, «Зима» Вивальди, «Новогодняя хороводная» Попатенко.

- Подготовка к Святкам: разучивание колядок, танцев, инсценировок.

г) Физкультурно – оздоровительное направление:

- Русские народные подвижные игры, игры-хороводы.

- Развлекательно-игровая программа на воздухе.

д) Работа с родителями:

- Информационный стенд на тему: «Новый год идёт, за собой Рождество ведёт» (украшение жилища, праздничные гуляния, спортивные прогулки); подготовка к Масленице: выпекание блинов на масленичной недели, катание на лошадях.

- Консультации:

1. «Что такое Рождество». Ночь перед Рождеством волшебная. Можно посмотреть на небо и загадать желание, только оно должно обязательно быть добрым. Иисус Христос учил людей доброте. Как он родился? Слушай внимательно. В небольшом городе Назарете жили муж и жена — Анна и Иоаким. Не было у них детей. Они молились, чтобы Господь послал им ребенка, обещав, что тот будет служить Богу. И у них родилась дочь Мария. Это была очень послушная, кроткая девочка, постоянно молилась. Когда родители умерли, она осталась сиротой, воспитывалась потом в церкви. Когда Мария стала взрослой, ее хотели выдать замуж, но она дала обет служить Богу. Тогда священники ее отдали под покровительство дальнего родственника, старого Иосифа. Тот был вдовцом. Мария помогала ему по хозяйству, вела очень скромный образ жизни. И вот однажды Марии явился Архангел и сказал ей, что к ней придет Дух святой и у нее родится ребенок-Сын Божий, который спасет мир от греха и зла. Это история о матери Иисуса Христа-Марии. Теперь слушай, что было дальше. Мария и Иосиф ждали рождения сына. В этот год император Август решил устроить перепись населения. Все должны были явиться в город, откуда были родом их предки. Мария и ее муж отправились в город Вифлеем. Шли они долго, когда пришли, мест для ночлега уже не было. А Марии пришел срок родить. Они нашли пещеру, в которой пастухи прятались от непогоды. В эту ночь Мария родила сына, завернула его в подол и положила в ясли, куда сыпали корм для животных. Неподалеку пастухи пасли овец и вдруг увидели яркий свет — к ним спустился Ангел и сказал:»Не бойтесь! Я пришел с доброй вестью. Бог послал своего сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем, там вы его увидите. Он лежит в яслях». Пастухи пошли в пещеру и увидели младенца. Вторым знаком рождения Сына Божьего была звезда, которая появилась в небе и была самой яркой. Ее увидали волхвы — мудрецы. они догадались, что она возвещает о рождении Царя Иудейского. Звезда привела их в пещеру. Они увидели младенца и подарили ему свои подарки, назвав его царем неба и земли. Рождество — это праздник доброты, помощи близким и сострадание.

2. «Зимние Святки». Всегда были одним из наиболее Почитаемых и любимых Праздников русского народа, начинались они с сочельника, кануна рождества – 24декабря – и длились до крещения 6 января по старому стилю (с 7 января по 19 января).

Примечательной чертой Святок был обычай колядования или Славления. Группы участников могли состоять из людей одного возраста: ребятишек, парней, девушек, взрослых мужиков и баб, кое-где ходили колядовать и вперемежку. Часто дети ходили с большой самодельной звездой из бумаги. Она символизировала звезду, взошедшую над Вифлеемом, когда родился Христос. Не одаривать христославов считалось грехом. Ближе к вечеру отправлялись колядовать старшие парни и девушки и взрослые. Они славили хозяев, желали им богатого урожая и приплода, просили себе угощения.

3. «Как рассказать детям о Масленице».

Масленица – веселый и жизнеутверждающий праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Но нужно помнить, что Масленица – это древний, еще языческий праздник, который сохранился после крещения Руси. Это праздник со своими особыми традициями, смысл которых детям может быть непонятен. Например, Вы знаете, почему масленица – такой громкий и шумный праздник? Потому что землю нужно разбудить, и тогда начнется весна, можно будет пахать землю и сеять хлеб. Постарайтесь найти время и расскажите детям про масленицу: о том, почему праздник так называется; почему масленица отмечается всегда разного числа; про то, зачем сжигают чучело и, конечно, про знаменитые масленичные блины.

Почему у масленицы нет постоянной даты?

Масленица – праздник переходящий и не имеет постоянного числа, он отмечается за 7 недель до Пасхи, в последнюю неделю перед Великим постом. Масленица празднуется целую неделю, которая так и называется - масленичная неделя. В последний день масленичной недели устраиваются народные гуляния.

Почему праздник проводов зимы называется масленицей?

Во время масленичной недели мясо уже не ели, так начиналась подготовка организма к Великому посту (7 недель). А называется праздник масленицей потому, что масло еще можно было есть наряду с другими молочными продуктами (масленица от слова «масло»).

Почему на масленицу пекут блины?

Предложите ребенку отгадать, почему на масленицу пекут именно блины, а не пироги или ватрушки. Потому что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает.

Как отмечали масленицу на Руси?

На Руси масленица всегда отмечалась широко.

С понедельника по среду масленица называлась «узкой», с четверга начиналась «широкая» масленица – все ходили друг к другу в гости, отдыхали, работать было запрещено.

На Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название, и были свои развлечения и обряды.

- Проведение досугов, совместно с родителями.

- Совместное изготовление поделок для выставки.

3. Заключительный этап.

Презентация проекта:

- Развлечение «Рождественские колядки».

- Кукольный театр «Заюшкина избушка».

- Развлечение «Святки».

- Выставка семейных творческих работ.

- Развлечение «Масленица пришла».

Вывод: Наиболее благоприятного периода для духовного развития детей, чем участие их в православном празднике нет. Самое доброе, мудрое, светлое было заложено в души наших воспитанников в период подготовки и проведения рождественских мероприятий. Разнообразные формы работы обогатили впечатления детей яркими красками. Взрослые участники проекта (педагоги и родители, смогли вовлечь детей в совместную творческую деятельность, что дало ребятам ощущение сопричастности их к православным и семейным традициям. Масса впечатлений, удивлений и радости принесли праздники воспитанникам, родителям и воспитателям.

Публикации по теме:

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в древнюю Русь» Цель: - Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа и предметами русского быта. Задачи: Познакомить детей с обычаем.

Краткосрочный педагогический проект по патриотическому воспитанию «Праздник, посвященный Дню Победы» Тема: «Праздник, посвящённый Дню Победы». Цель: Дать детям первоначальное представление о празднике, посвященном Дню Победы. Задачи: Обогащение.

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «День Победы» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 422 «Сибирячок» комбинированного вида»,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Краткосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь православная»
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 16:15
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....
План декады в первой ясельной группе «Народная игрушка»
Тема: «Народная игрушка», «В гости к нам пришли матрешки» Цель: знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек ( матрешек, неваляшек и т. д)...
Оформление ДОУ к юбилею
Юбилей детского сада это, несомненно, большое событие как для учреждения, так и для сотрудников. При подготовке этого мероприятия большую часть моего...