Мария Мошникова
«Разноцветные светлячки». Краткосрочный проект по сенсорному развитию детей раннего возраста
Проект по сенсомоторному развитию группы"Карапузики" раннего возраста (2 – 3 года) «Разноцветные светлячки».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Вишенка» г. Волгодонска 2025г. Подготовили воспитатели: Мошникова М. Ю, Фадеева Н. Н.
Актуальность проекта :
Публикация «„Разноцветные светлячки“, Краткосрочный проект по сенсорному развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
Сенсорное воспитание во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Известные представители отечественной педагогики и психологи Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. Справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятий формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Развивать мелкую моторику через технику рисования песком, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об
окружающем мире. Для того чтобы сенсорное воспитание в младшем дошкольном возрасте проходило более успешно, мы провели игры- задания по сенсорному воспитанию детей, в ходе заданий выявлено, что дети могут определять цвета 45%, различают
контрастные размеры по величине 40%, различают предметы по форме 35%. Решение задач проекта будет осуществляться через сенсорное воспитание.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к
тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Учитывая всё вышесказанное, было решено реализовать данный проект. Всё
знакомство с различными свойствами предметов будет выстраиваться по принципу систематичности и последовательности через подбор дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию.
Проблема проекта :
- Проект рассчитан на детей раннего возраста 2-3 года;
- Дети знакомятся с сенсорными эталонами через дидактические игры и
упражнения;
- Проект способствует умственному развитию, памяти,
мышлению, познавательному развитию;
- Развитие творческого интереса родителей в создании сенсорного материала и приобретении игрушек;
- Создание сенсорного центра в группе с помощью родителей.
Цель проекта :
Целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как
основы познания мира предметов, их свойства, а также развитие сенсорных
способностей.
Задачи проекта :
1. Выявить уровень форсированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета, величины, формы предметов;
2. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр направленных на
совершенствование навыков установления сходства и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
3. Совершенствовать условия, обеспечивающие эффективное использование
дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;
4. Подобрать игры, позволяющие эффективно развивать мелкую моторику рук,
внимание, обогащать сенсорный опыт детей с использованием рисования
песком (гармонизировать психоэмоциональное состояние);
5. Обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
6. Разработать методические рекомендации для родителей, способствующих
сенсорному воспитанию детей;
7. Использовать в работе принцип наглядности и доступности.
Вид проекта : творческий, исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный, октябрь - май.
Участники проекта :
• Дети раннего возраста;
• Воспитатели;
• Родители.
Этапы и сроки реализации проекта :
1 Этап
Подготовительный
- Знакомство с темой проекта;
-Изучение литературы;
-Выявление проблемы, цели, задачи;
-Составление перспективного планирования работы;
-Подобрать дидактический материал и игры;
-Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.
-Начальная диагностика по выявлению сенсорных эталонов у детей
2 Этап
Основной
-Проведение консультации для родителей
«Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста»;
-Беседа «Чем занять ребёнка дома» играми; Изготовление обучающего дидактического материала
-Проведение дидактических игр и игр занятий; в утренние часы, в режимных моментах.
3 Этап
Заключительный
-Диагностика детей;
-Проведение родительского собрания на тему проекта;
-Презентация проекта на педсовете.
Подбор дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию :
- Д/ игры и упражнения для закрепления понятий формы:
1. «Найти предмет, указанный формы» (найти картинки с изображением предметов по форме похожих на заданную форму);
2. «Из каких форм состоит» (определить по рисунку из каких геометрических
форм состоит предмет сколько их);
3. «Найти предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных
предметах окружающей обстановки);
4. «Какая фигура лишняя» (определить лишнюю геометрическую фигуру,
предложить исключить принцип исключения).
- Д/ игры и упражнения на закрепление понятий о величине:
1. «Сравни предмет по высоте»;
2. «Самая длинная, самая короткая» (разложить разноцветные ленты по длине);
3. «Разноцветные кружки, или другие геометрические фигуры (от самого большого к меньшему, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка);
4. «В какую коробку» (распределение по коробкам в зависимости от размера);
5. «Дальше – ближе» (какие предметы нарисованы ближе, а какие дальше).
- Д/ игры и упражнения на закрепление цвета:
1. «Какого цвета не стало»
2. «Какого цвета предмет» (предмет подобрать необходимого цвета для предмета);
3. «Собери гирлянду» (по памяти собрать из разных кружков в соответствии с
образцом);
4. «Уточним цвет» (учить различать и называть цвет).
- Д/ игры на тактильные ощущения:
1. «Чудесный мешочек»
2. «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку);
3. «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную
фигуру);
4. «Найди пару» (найти на ощупь пары, один предмет);
5. «Игры с песком, крупой».