Юлия Глухова
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Первые стихи» по творчеству А. Л. Барто
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Публикация «Краткосрочный проект в первой младшей группе „Первые стихи“ по творчеству А, Л, Барто» размещена в разделах
- Барто А.Л. Проекты
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание являются главными задачами речевого воспитания дошкольника. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Для решения данной проблемы мы выбрали творчество Агнии Львовны Барто, конкретно «Первые стихи». Стиль стихов А. Барто очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста.
Стихи А. Л. Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней. Ее до сих пор помнят и знают все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. Стихотворения Агнии Львовны Барто это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим.
Возраст участников проекта: 2–3 года.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий.
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы № 5 (дети 2–3 года, родители.
Место проведения: МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 8»
Актуальность проекта
Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями, в потребности рассматривать иллюстрированные книги. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека, о мире начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями. Первое знакомство со стихами А. Барто поможет становлению речи и будет интересно для малышей.
Цель: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.
Задачи:
Развивающие задачи:
Связная речь - Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Словарь - На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов, различать и называть существенные детали и части предметов, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, местоположение (за окном, высоко, далеко, на скамейке и т. д.).
Формирование грамматического строя речи - помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Воспитание звуковой культуры речи - формировать внятное произношение в словах гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков: п - б - т - д - к - г; ф - в; т - с - з - ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Ознакомление с художественной литературой: Прочитать с детьми стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»; помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов;
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам;
- развивать интерес к художественной литературе;
- закреплять умения коллективно играть;
- помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Образовательные задачи:
- закрепить с детьми употребление предлогов «под», «над», «на», «за»;
- формировать пространственно-образное мышление; закрепить цвет ;
- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
Ожидаемый результат:
• у детей сформируется интерес к художественной литературе;
• активизируется словарь детей, разовьются слуховое внимание, звукоподражание, понимание речи;
• у детей возникнет положительное отношение к ООД и режимным моментам;
• установятся доверительные отношения между ребенком и педагогом;
• у родителей сформируется понимание необходимости приобщения своих детей к художественной литературе.
Формы и методы реализации проекта
1. Словесный (беседа, разучивание стихов, слушание стихов с помощью аудиосредств);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Совместная деятельность с родителями
• Чтение произведений детям дома;
• Заучивание стишков вместе с детьми;
Работа с педагогами
• Методические рекомендации педагогов для работы по теме проекта;
• Обмен методической литературой.
Этапы реализации проекта:
Вспомогательный
1. Подбор материалов, книг, иллюстраций, методического материала для реализации проекта;
2. Изучение интернет-ресурсов;
3. Выявление уровня заинтересованности детей произведениями А. Барто
4. Формулирование цели и задач проекта;
5. Подбор стихов для использования в режимных моментах, РОД, на прогулках;
6. Разработка цикла конспектов РОД по теме проекта;
7. Разработка перспективного плана работы по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе;
8. Создание уголка книжки по творчеству поэта.
Основной
1. Оформление книжного уголка
2. Беседа «Почему надо беречь игрушки».
3. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, и других средств наглядности
4. Сопровождать чтение игровыми действиями, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении. Раскрашивание любимых игрушек. Дидактические игры («Угадай кто?», «Доскажи словечко»)
5. Рассматривание рисунков в книгах, побуждать называть знакомые предметы, показывать их, приучать задавать вопросы, предлагать воспроизводить действия персонажа.
6. Учить бережно относиться к книгам.
7. Наглядная информация для родителей: изготовление памятки для родителей «Как заучивать стихотворения наизусть»
8. Фотовыставка «Мои любимые игрушки»
Заключительный
1. Срез знаний стихов.
2. Итоговое комплексное занятие.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 день. Знакомство с писателем А. Л. Барто. Оформление книжного уголка по творчеству поэта. Беседа. Дид. материал : Иллюстрации, портрет писателя, книги из цикла «Игрушки».
2 день. Чтение Стихотворение «Лошадка».
Цель: На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать уточнять названия и назначение предметов, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая). Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки; воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается; учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, длинные, короткие.
Дид. материал: Текст, иллюстрации, игрушка лошадка, лошадка-качалка.
3 день. Чтение. Стихотворение «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик».
Цель: Познакомиться со стихотворениями А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик». Помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова.
4 день. Рассматривание картины, чтение. Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем Мяч».
Чтение стихотворения «Мячик»
Цель: помочь детям понять содержание картины Таня плачет. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор. Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Помогать употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.
Дид. материал: Картина, текст, игрушка мяч.
5 день. Чтение. Стихотворение «Козленок», «Зайка»
Цель: помочь детям понять содержание стихотворений; вызвать желание слушать их повторно; приучать детей правильно произносить звук- з-в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы.
Дид. материал: Текст, иллюстрации, игрушка.
6 день. Слушание знакомых произведений.
Помочь детям запомнить стихотворение и учить рассказывать его вместе с воспитателем.
Слушание, чтение наизусть с помощью взрослого, обыгрывание, подражание. Дид. материал: Иллюстрации, запись стихов, игрушки
7 день. Беседа. «Почему надо беречь игрушки»
8 день. Проблемная ситуация:
Мишку уронили на пол, оторвали лапу, что делать?
Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Чтение детьми наизусть, без наглядного сопровождения
Сюжетно-ролевая игра «Доктор»
Дид. материал: Игрушка, бинт, халат доктора, лекарства.
«Стихотворные минутки». Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем.
9 день. Занятие.
Закрепить технику пользования карандашом: правильно держать пальцами, левой рукой придерживать лист бумаги. Развивать эстетический вкус, мелкую моторику. Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, аккуратность, интерес к изо деятельности. Тема: «Игрушки»
Дид. материал: Цветные карандаши, бумага
10 день. Комплексное занятие.
Развивать эстетический вкус, мелкую моторику. Раскрашивание.
Привлечь родителей к сотрудничеству детского сада и семьи по воспитанию у детей любви к поэзии изучении творчества А. Л. Барто.
Дид. материал: Цветные карточки, поезд, игрушки, чудесный мешочек, бумага, карандаши. Игрушки. Цветные карандаши, бумага.
Памятка «Как заучивать стихотворения с детьми»
Примерный перечень стихов. «К дню рождения А. Барто посвящается»
Фотовыставка.
Оценка результатов и отчетность.
Итоги реализации проекта будут подведены на открытом ООД по развитию речи - "Игрушки", на котором будет выявлено:
- как улучшилась связная речь детей, обогатился активный и пассивный словарь детей;
- освоение детьми невербальных средств общения;
- способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
- уверенность в себе, преодоление робости;
- бережное отношение к игрушкам и книгам.
Список использованной литературы
1) Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2) «Знакомим дошкольников с литературой» Ушакова О. С.
3) «Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В. В.
4) «Развитие речи во второй младшей группе» Гербова В. В.
5) «Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет» Гербова В. В.
6) «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич.
7) Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»;
8)Интернет-ресурсы.