Оксана Евтушенко
Краткосрочный проект в первой младшей группе Тема: «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательско – творческий
Вид проекта : краткосрочный (5 дней)
Участники проекта : Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность проекта : Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной сферы малыша предоставляет игра.
Публикация «Краткосрочный проект в первой младшей группе Тема: „Игрушки“» размещена в разделах
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.
Игрушка — это не просто забава. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносит ребенку здоровье и благополучие. Но, мы стали замечать, что дети бросают игрушки, вырывают друг у друга, не видят, что игрушки валяются. И поэтому было решено создать книгу игрушек по произведению А. Барто. Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике назначению игрушки :
• сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда);
• технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты);
• игрушки - «орудия труда» (совочек, молоток, отвертка, щетка для подметания, игрушечки грабли с лопаткой - одним словом, игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых);
• игрушки — забавы;
• театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
• крупногабаритные игрушки, с которыми ребенок играет не на столе, не на ковре или диване, а на просторной площадке двора или в большом зале для игр (самокаты, детские педальные автомобили, трактора, большие легко трансформирующиеся конструкции для строительства во дворе способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве).
Цели проекта :
1. создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность
2. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.
3. накапливать и обогащать эмоциональный опыт, развивать речь, обогащать словарь.
4. Развивать наглядно - действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
В основу проекта положена следующая
Гипотеза: мы полагаем, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам будет успешным, если:
• создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;
• предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к игрушкам;
• использовать методы педагогической интеграции.
• положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами определены следующие
Цели проекта :
1. создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность
2. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.
3. накапливать и обогащать эмоциональный опыт, развивать речь, обогащать словарь.
4. Развивать наглядно - действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
Для воспитателя:
1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
2. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно - отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
2. овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
3. проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
4. возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
Родители:
1. обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
2. повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
В процессе взаимодействия педагог - дети - родители в реализации проекта было :
* Составление фотоколлажа: “ Я играю ”.
* Составление книжки - игрушек по стихам А. Барто.
* Создание мини-музея совместного творчества детей и их родителей на тему “Самодельная игрушка”.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу на тему:
“Особенности развития предметно-отобразительной игры детей младшего возраста”.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор игрушек.
5. Беседа - консультация с родителями на тему: «Как я играю дома».
II. Основной этап реализации проекта :
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1 день
1. «Наша Таня»
1. Обследование мяча - тонет или нет в воде (в виде экспериментальной деятельности).
2. Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем мяч».
Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня».
3. Игра с куклой «Угостим куклу чаем».
4. Подвижная игра «Прокати мяч через ворота»
2 день
2. «Машина»
1. Обследование машины.
2. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Грузовик».
4. Рисование «Колёса для машины».
3 день
3. «Самолет»
1. Обследование самолета.
2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Самолет».
3. Подвижная игра «Самолеты».
4. Лепка из пластилина «Самолёты»
4 день
4. «Зайка»
1. Обследование зайки.
2. Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».
3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка».
4. Создание игрушки зайчика
5 день
5. «Мишка»
1. Обследование мишки.
2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол…».
3. Подвижная игра «У медведя во бору».
Содержание деятельности родителей:
1. Помощь родителей при подборе игрушек.
2. Совместного творчества детей и их родителей на тему “Самодельная игрушка”.
3. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
III. Заключительный этап.
• Фотоколлаж: «Я играю».
• Выставка детских рисунков «Дорога для грузовика».
• Демонстрация книжки - игрушек по стихам А. Барто и альбома сочинений родителей на тему “Любимая игрушка моего ребёнка”.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую);
2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
4. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители - дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта, дети с удовольствием включались во все исследования с игрушками и игры.
Литература:
1. Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка».2005г.
2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г.
3. А. Барто «Игрушки» 2000г.
4. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
5. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.
6. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
7. Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г.
8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г.
Приложение
1 день: ООД по развитию речи.
Развитие речи. Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем мяч».
Чтение стихотворения «Мячик» А. Барто.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Программное содержание:
Помочь детям понять содержание картины. (Таня плачет. Она уронила в лужу мяч. Мальчик достает его). Отвечать на вопросы по содержанию, активно повторяя за воспитателем отдельные слова и фразы; побуждать детей помогать воспитателю читать хорошо им знакомое стихотворение А. Барто «Мячик», вызвать сочувствие к девочке Тане. Воспитывать умение слушать художественные произведения.
Ход ООД.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Они перечисляют то, что изображено: девочка, мальчик, мяч и т. п.
Педагог рассказывает детям содержание картины. Спрашивает «Почему плачет Таня? (хоровые и индивидуальные ответы). Таня боится, что мяч утонет! Скажи ей: «Тише Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!» (Хоровые и индивидуальные повторения).
Мальчик (показывает) помогает Тане мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достает. А покажите, как мальчик веточкой достает мяч (дети, сидя на стульчиках, имитируют движения). Воспитатель предлагает детям послушать рассказ про Таню и ее друзей:
«Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. «Ой» - испугалась девочка с куклой и присела около лужи. «А-а-а! - заплакала Танюшка, - бедный мой мяч! Он утонет, утонет в луже!» – «Не плачь, не плачь! Мяч я достану» - успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!»
Педагог повторяет рассказ. Не убирая картину, воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Мячик».
2 день
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Грузовик», проигрывая стихотворение.
Нет, напрасно мы решили -
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык-
Опрокинул грузовик.
3 день
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «У-у-у». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Самолет».
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами.
А потом вернемся к маме.
4 день
Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка».
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
5 день
Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
Подвижная игра «У медведя во бору».
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке определяют берлогу «медведя» и дом, для всех остальных участников игры. Воспитатель зачитывает:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».